Александр Комаровский - Записки строителя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Записки строителя"
Описание и краткое содержание "Записки строителя" читать бесплатно онлайн.
Воспоминания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, генерал-полковника инженерно-технической службы Александра Николаевича Комаровского охватывают сорок лет его деятельности как инженера-строителя.
Канал имени Москвы, оборонительные рубежи в годы Великой Отечественной войны, Челябинский металлургический завод, первая атомная электростанция в Обнинске, Московский государственный университет, научно-исследовательские комплексы в Дубне — о строительстве этих и других интересных и сложных сооружений рассказывает автор в своей книге.
И не только рассказывает. Обращаясь к молодым строителям, автор делится своим опытом, наблюдениями и размышлениями по коренным проблемам строительства.
М. А. Зарицкий
Г. Е. Павский
Самоотверженно трудились все строители и монтажники нашего многотысячного коллектива (к концу 1943 г. работало уже около 44 тыс. человек). Как на других заводах, работавших для фронта, так и у нас на стройке с конца апреля 1942 г. был установлен одиннадцатичасовой рабочий день с соответствующей доплатой. Фактически же на пусковых объектах работали и дольше. Это обязывало руководителей проявлять особую заботу о быте рабочих, о питании. Ресурсы централизованного продовольственного снабжения были недостаточны, приходилось широко использовать самозаготовки. Помню, мы организовали тогда киргизскую заготовительную контору. Создали свою рыболовецкую артель, которая вылавливала на уральских озерах не менее 25 т рыбы в месяц. Это было неплохим подспорьем для наших столовых.
С конца июня 1943 г. был разрешен прием на индивидуальное и бригадное обучение ребят, достигших 14-летнего возраста и имевших медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья. Для них был установлен шестичасовой рабочий день со льготной оплатой. На строительстве была широко организована подготовка специалистов-строителей (в основном путем бригадного ученичества), что позволило к 1943 г. подготовить 5 тыс. каменщиков, плотников, арматурщиков и слесарей.
Как и на строительстве капала Москва — Волга, на Челябметаллургстрое мы придавали важнейшее значение контролю за работой во всех звеньях строительства. В апреле 1942 г. помимо технической инспекции была создана очень оправдавшая себя так называемая «особая инспекция».
В Положении об этой инспекции говорилось:
«Инспекция существует на правах самостоятельного отдела, возглавляется начальником инспекции с непосредственным подчинением начальнику Управления строительства и осуществляет контрольно-инспекторские функции.
1. На инспекцию строительства возлагаются следующие функции:
а) контроль и проверка исполнения издаваемых начальником управления строительства приказов;
б) выполнение особых заданий, полученных лично от начальника строительства;
в) наблюдение за ходом выполнения плана и графика работ;
г) контроль за санитарно-бытовыми условиями во всех подразделениях, за проведением в жизнь инструкций и положений, регламентирующих внутренний порядок и режим».
Не буду вдаваться в подробности работы этой инспекции. Скажу только, что была она весьма эффективна и способствовала правильному и своевременному сооружению большинства объектов.
И в заключение напомню, что, несмотря на очень напряженную работу, мы все-таки считали себя тыловиками.
Ни на минуту не оставляли всех нас мысли о положении на фронтах. Для фронта, для победы мы отдавали не только свой труд. В соответствии с решением Челябинского обкома ВКП(б) в начале февраля 1943 г. мы подготовили из числа военнообязанных наших работников и проводили на фронт лыжный батальон численностью 1750 человек. Строители и монтажники собирали крупные суммы в фонд обороны. Так, 27 февраля 1943 г. мы собрали свыше 5 млн. руб., за что получили благодарность Председателя ГКО.
В мае 1944 г. в связи с новым назначением я передал ставший для меня родным Челябметаллургстрой испытанному руководителю Беломорстроя, а затем Волгостроя генерал-майору инженерно-технической службы Якову Давыдовичу Раппопорту. И только спустя 20 лет, в 1964 г., мне вновь удалось побывать на Челябинском металлургическом заводе. Сейчас это одно из крупнейших и передовых предприятий нашей черной металлургии. Вместе с заводом рос и город металлургов с современным благоустроенным жилым фондом, отличными бытовыми и культурными сооружениями… Невольно вспоминалось, как по воле партии, «нарушив сон безмолвия лесного, злых зимних вьюг степной свирепый ход, здесь начал жить по-боевому строго сорок второй в войне зачатый год».
Глава шестая
РУСТАВИ. АНГАРСК. БЕЛОМОРКАНАЛ
Еще шла Великая Отечественная война, а партия и правительство разработали широкую программу восстановления и развития народного хозяйства СССР. В начале 1944 г. в дни победоносного наступления Красной Армии Государственный Комитет Обороны принял, в частности, решение о строительстве Закавказского металлургического завода в Грузии. Этот первенец черной металлургии в Закавказье создавался на базе Дашкесанского месторождения железных руд и Ткварчельских коксующихся углей. Несколько домен, коксовые батареи, мартены и другие цехи металлургического производства должны были обеспечивать основными видами проката, литейным чугуном большую часть потребности в металле Закавказских республик.
Строительство этого крупного металлургического комплекса было возложено на управление Челябметаллургстроя с перебазированием в Грузию части коллектива строителей и монтажников, оборудования и транспорта. Я был назначен начальником Закавказметаллургстроя.
Ко времени организации строительства завода в Грузии Челябметаллургстрой заканчивал первую очередь полного металлургического цикла. Производственный аппарат был достаточно развит, стройка укомплектована высококвалифицированными специалистами и техническими кадрами, площадка к тому времени была относительно хорошо обеспечена производственными предприятиями, механизмами, железнодорожным и автомобильным транспортом. Одним словом, были все основания поручить нашему коллективу строительство в Грузии.
Располагая опытом скоростного строительства Челябинского завода, мы в короткие сроки разработали мероприятия, обеспечивающие технически грамотную и экономически целесообразную организацию подготовительных работ. Были подобраны руководящие кадры управления Закавказметаллургстроя, руководящие и инженерно-технические работники стройуправлений, предприятий и хозяйств из числа наиболее подготовленных работников. На Челябметаллургстрое были также сформированы отряды из рабочих строительства и промышленных предприятий, которые стали основой будущего многотысячного коллектива в Рустави.
Первичная организационная структура нового строительства выглядела следующим образом:
Управление Подсобстроя занималось строительством подсобных предприятий и временных жилых помещений, Ремзаводстрой строил ремонтную группу цехов металлургического завода, Жилстрой создавал город Рустави, Желдорстрой — железнодорожные пути, Дорстрой — шоссейные дороги, Сантехстрой сооружал сеть водопровода и канализации. Кроме того, был образован ряд вспомогательных организаций, среди которых конторы механизации, автотранспортная, связи, железнодорожного транспорта и другие. На Челябметаллургстрое были отобраны, отремонтированы и отгружены в Рустави транспортные средства, строительные механизмы и значительная часть производственного оборудования для организации строительной базы, инструменты, вспомогательные материалы и хозинвентарь, обеспечивающий работу двух тысяч рабочих.
Еще в Челябинске были запроектированы сооружения строительной базы, складского хозяйства и временных жилых поселков с бытовыми секторами. По этим проектам предприятия Челябметаллургстроя изготовили необходимые металлоконструкции, столярные изделия и другие детали. В числе же предприятий производственной базы значились цехи металлоконструкций, кузнечный, механический, кислородная станция, деревообделочный комбинат, комбинат железобетонных изделий и товарного бетона и т. д.
Характерно, что на базе ремонтно-механического завода Закавказметаллургстроя, который в свое время был только подсобным предприятием стройки, в настоящее время создан краностроительный завод, продукцию которого хорошо знают не только в СССР, но и за границей.
Строительство ремонтно-механического цеха
Конструкции и детали были в скоростном порядке изготовлены и отгружены в Рустави. Всего было сформировано и направлено из Челябинска около 85 эшелонов с этими деталями и конструкциями.
Для размещения инженерно-технических работников в районе строительства завода, представлявшего в то время голую выжженную степь, изготовили и направили 25 комплектов спаренных щитовых двухквартирных домов, а для размещения рабочих — палаточный городок на тысячу человек. Были разработаны схемы оперативной связи с укомплектованием их необходимым оборудованием, решены вопросы временного энергоснабжения. На площадку строительства пошли передвижные электростанции, стационарные дизельные станции и энергопоезд на 5 тыс. квт.
В марте 1944 г. на стройку уехала оперативная группа с задачей: обеспечение энергоснабжения и водоснабжения, организация связи, изыскание источников получения местных материалов и способов их обработки, приемка ряда действующих предприятий (Тбилисский кирпичный завод, известковый завод в Каспи и другие), создание подсобного сельского хозяйства для рабочего снабжения, организация лесных разработок и изучение транспортных схем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Записки строителя"
Книги похожие на "Записки строителя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Комаровский - Записки строителя"
Отзывы читателей о книге "Записки строителя", комментарии и мнения людей о произведении.