» » » » Александр Комаровский - Записки строителя


Авторские права

Александр Комаровский - Записки строителя

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Комаровский - Записки строителя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Воениздат, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Комаровский - Записки строителя
Рейтинг:
Название:
Записки строителя
Издательство:
Воениздат
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки строителя"

Описание и краткое содержание "Записки строителя" читать бесплатно онлайн.



Воспоминания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, генерал-полковника инженерно-технической службы Александра Николаевича Комаровского охватывают сорок лет его деятельности как инженера-строителя.

Канал имени Москвы, оборонительные рубежи в годы Великой Отечественной войны, Челябинский металлургический завод, первая атомная электростанция в Обнинске, Московский государственный университет, научно-исследовательские комплексы в Дубне — о строительстве этих и других интересных и сложных сооружений рассказывает автор в своей книге.

И не только рассказывает. Обращаясь к молодым строителям, автор делится своим опытом, наблюдениями и размышлениями по коренным проблемам строительства.






Основным тактическим решением в соответствии с указанием Генерального штаба КА принято создание оборонительных участков на важнейших направлениях:

1-й участок — Чернышевская — Чистяковская; 2-й участок — Боковская — по реке Чир и по 9 км северо-западнее и юго-восточнее Боковской; 3-й участок — от переправы на р. Дон у устья р. Тихая до Казанской включительно.

Требуемое техническое оснащение (металлические колпаки для пулеметов, элементы железобетонных дотов, проч. металлические поковки и др.) будет доставляться нами из Сталинградской области. Все работы будут производиться силами армейских полевых управлений 19-го УОСа и саперными бригадами 5-й саперной армии без привлечения местного населения.

В настоящее время производится перебазирование 30% всего личного состава, часть из которых уже прибыла на место и приступила к работе, одновременно усиленно ведутся рекогносцировочные работы.

После выяснения обстановки на месте мне, вероятно, придется обратиться к Вам за помощью в части продовольственного и другого снабжения.

Настоящую докладную по моему поручению Вам вручит начальник армейского полевого строительного управления № 49 тов. Этмекджиян А. А., который сделает необходимые устные дополнения к изложенному»[13].

Забегая вперед, отмечу, что эти работы проводились 49-м армейским полевым строительным управлением, возглавлявшимся тов. Этмекджияном, и 19-м управлением оборонительного строительства во главе с В. Г. Бубликом и были своевременно завершены. А спустя некоторое время к Ростову двинулась большая часть 5-й саперной армии.

Перемещение военно-строительных подразделений с заканчиваемых сталинградских рубежей на новые оборонительные работы на ростовских обводах началось в конце января 1942 г. и представляло серьезную организационную задачу: тяжелые зимние условия, по трассе движения практически не было каких-либо ресурсов для питания людей и фуражировки, необходимость обхода районов, пораженных туляремией… В приказе по армии о переходе в район новой дислокации все это учитывалось. Так, 13-й и 14-й саперным бригадам предписывалось совершить марш походным порядком по маршруту Горная Пролейка, Качалинская, Калач, Лотовской, Верхне-Курмоярская, Лог, Цимлянская, Богоявленское, Тузловская. 15-я саперная бригада двигалась через Абганерово, Котельниково, Дубовское, Куберле, Пролетарская, Степной, Хомутец, Ольгинская. Маршрут 22-й саперной бригады — Перелазовский, Чернышковский, Орлов, Лукичев, Краснодонецкая, Сидоров-Кадомовский.

При подготовке марша каждая бригада заблаговременно разведывала и уточняла маршруты движения, высылались квартирьеры в населенные пункты по пути следования, определялся походный порядок подразделений, принимались меры разведки, охранения, ПВО и регулирования движения. Обращали внимание на охрану тылов частей и беспрепятственное прохождение ими труднопроходимых мест.

Особой заботы требовала подготовка к походу личного состава. В срочном порядке производилось пополнение и ремонт обмундирования и обуви. Каждого бойца и командира надо было снабдить носимым запасом продовольствия, а в обозах частей иметь возимый запас его. Следовало организовать в пути следования питательные пункты, снабжающие проходящие колонны продовольствием, фуражом и кипятком, предусмотреть санитарное обеспечение марша, провести с личным составом широкую разъяснительную работу и т. д.

22-й саперной бригаде в связи со случаями туляремии было предложено больных в поход не брать. Они оставались на месте, обеспечивались питанием, санитарной службой. В каждом пункте расквартирования больных оставалась и обслуживающая команда. По выздоровлении бойцы и младшие командиры поступали в распоряжение райвоенкоматов по месту призыва или, если район был временно оккупирован, в распоряжение ближайших местных райвоенкоматов. Командно-начальствующий состав возвращался к месту штатной службы бригад в районе новой дислокации.

Остается добавить, что 13, 14 и 15-я саперные бригады должны были до начала марта завершить работы на прежних рубежах. Батальоны отправлялись в путь последовательно, по мере их готовности к маршу. Темп марша бригады устанавливался в среднем 20—25 км в сутки, дневки через каждые четверо суток.

Для обеспечения бесперебойной связи от каждой бригады в штаб армии выделялись по два офицера связи с автомашиной и необходимыми запасами продовольствия, горючего и резины. Марш был совершен благополучно, без потерь в личном составе.


Наряду с основной задачей по строительству оборонительных рубежей Генеральным штабом была поставлена перед нами задача подготовки саперов для инженерных частей действующей армии. Мы готовили их и раньше, но опытных саперов требовалось все больше. В начале января 1942 г. мы получили директиву начальника инженерных войск Красной Армии генерал-майора Котляра и соответствующие наставления о формировании и подготовке новых учебных саперных батальонов. В соответствии с этой директивой приказом по армии в каждой саперной бригаде на базе существующих батальонов формировалось по два новых учебных. Комплектование их проводилось (за счет всех частей бригады) наиболее подготовленными во всех отношениях бойцами.

Основной упор в учебе делался на практическое изучение мостового дела. Новые батальоны дислоцировались в г. Калач (Воронежский), Обливская, Абганерово, Суровикино.


В середине января 1942 г., как уже отмечалось, строительство сталинградских и донских рубежей в полном объеме в соответствии с проектом было завершено. Докладывая об этом Ставке, мы сообщали, какими силами (кадры, автотранспортные средства, механизация) располагает саперная армия, и просили дать новое задание, выполняя которое строители и монтажники могли бы помочь действующей армии.

Такую постановку вопроса поддержал и секретарь Сталинградского обкома А. С. Чуянов. 22 января 1942 г. Государственный Комитет Обороны вынес следующее решение:

«Поручить бригинженеру Комаровскому — ком. 5-й СА людей, освободившихся на оборонительном рубеже Сталинградской области (строительных организаций Наркомстроя) в составе: инженеров и техников — 400 чел., мастеров и квалифицированных рабочих — 6 тыс. чел., вместе с автотранспортом и строймеханизмами направить на Бакалстрой».

Это решение было сообщено мне начальником Генерального штаба Маршалом Советского Союза Б. М. Шапошниковым одновременно с расписанием подачи транспортов для отгрузки личного состава и техники в Челябинск…

Не сразу я опомнился от такого поворота судьбы. Боролись во мне два чувства. Казалось недостойным в разгар боев покидать фронт и направляться в глубокий тыл, но в то же время я понимал, что опытные строители и монтажники, не имеющие в подавляющем большинстве никакой военной подготовки, принесут больше пользы на тоже очень важном для фронта строительстве предприятия качественной металлургии…

Но это относилось уже к области личных переживаний, а приказ следовало выполнять без задержки. Мы начали готовить эшелоны людей к отгрузке на совершенно неведомую нам строительную площадку, не представляя толком ни характера будущего строительства, ни его сроков.

Глава пятая

ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ

Создание завода качественных сталей в районе Челябинска на базе руд Бакальского месторождения было задумано еще в начале 30-х годов. Тогда же начались и первые в основном изыскательские работы. В районе поселка Першино было построено несколько небольших зданий для Управления строительства и около десятка временных бараков для строителей. Но в 1935 г. строительство было законсервировано.

В августе 1940 г. Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР принимают постановление о строительстве начиная с 1941 г. Бакальского металлургического завода для производства качественного проката на базе бакальских руд, кузнецких и карагандинских углей. Срок пуска первой очереди, говорилось в постановлении, 1944 год. В начале 1941 г. на месте создается строительное управление Бакалстроя Наркомстроя, но эта небольшая организация сразу же перебрасывается для выполнения срочных строительных работ на Челябинский тракторный завод, и едва начавшаяся стройка вновь полностью замирает. Уже во время войны, 1 сентября 1941 г., на площадку приходит эшелон одного из эвакуированных строительных управлений треста Запорожстрой с небольшим количеством транспорта и оборудования. В декабре 1941 г. Куйбышевский особстрой начинает направлять на это строительство людей, значительные материальные и технические ресурсы, а в марте — апреле 1942 г. в соответствии с решением ГКО прибывает из Сталинграда основная часть 5-й саперной армии с квалифицированными кадрами инженеров и техников, строителей и монтажников, с автотранспортом (правда, весьма изношенным) и средствами механизации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки строителя"

Книги похожие на "Записки строителя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Комаровский

Александр Комаровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Комаровский - Записки строителя"

Отзывы читателей о книге "Записки строителя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.