» » » » Александр Комаровский - Записки строителя


Авторские права

Александр Комаровский - Записки строителя

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Комаровский - Записки строителя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Воениздат, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Комаровский - Записки строителя
Рейтинг:
Название:
Записки строителя
Издательство:
Воениздат
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки строителя"

Описание и краткое содержание "Записки строителя" читать бесплатно онлайн.



Воспоминания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, генерал-полковника инженерно-технической службы Александра Николаевича Комаровского охватывают сорок лет его деятельности как инженера-строителя.

Канал имени Москвы, оборонительные рубежи в годы Великой Отечественной войны, Челябинский металлургический завод, первая атомная электростанция в Обнинске, Московский государственный университет, научно-исследовательские комплексы в Дубне — о строительстве этих и других интересных и сложных сооружений рассказывает автор в своей книге.

И не только рассказывает. Обращаясь к молодым строителям, автор делится своим опытом, наблюдениями и размышлениями по коренным проблемам строительства.






С конца августа до середины октября 1941 г. удалось выполнить значительную часть работ по сооружению противотанковых рвов и других препятствий. Но военная обстановка на фронтах складывалась не в нашу пользу. И в октябре пришлось резко сузить фронт строительства на Южном и Юго-Западном фронтах. Основные усилия концентрировались на создании оборонительных рубежей вокруг Харькова и частично вокруг г. Сталино. Строительство харьковских рубежей удалось завершить полностью, и они сыграли определенную роль в оборонительных боях Красной Армии. Но по приказу Ставки Верховного Главнокомандования Харьков был оставлен нашими войсками. Немцы входили в город с одной стороны, а наше Управление оборонительных работ в то же время выезжало с другой. Двигались на Старобельск, имея новое задание — строительство оборонительных рубежей по рекам Дон, Медведица, то есть рубежей, прикрывающих Сталинград. Подразделения и имущество перебазировались целиком на нашем автотранспорте.

В начале ноября 1941 г. я был вызван в Наркомат обороны для уточнения схемы новых рубежей. Полет в Москву был очень трудным. Всю дорогу пришлось сидеть согнувшись в переднем холодном отсеке бомбардировщика. Настроение было тревожным. Ведь фашистские полчища были уже на ближних подступах к столице! Как она выглядит, Москва, объявленная на осадном положении?

Что и говорить, трудные дни переживали в то время москвичи. Форсировалась эвакуация важнейших учреждений и предприятий, вывозились женщины и дети. Город был суров и подтянут по-фронтовому. Идущие на передовую колонны войск и добровольческих батальонов, противотанковые заграждения на перекрестках и огневые точки, зенитные установки на крышах, аэростаты в ночном небе Москвы — во всем чувствовалась сжатая в кулак воля сотен тысяч людей, готовых дать сокрушительный отпор жестокому и наглому врагу. Эти два дня в столице, предельно загруженные делами, запечатлелись в памяти навсегда. Они словно дали дополнительный заряд бодрости и энергии.

До Сталинграда, куда в это время подходили первые эшелоны наших строительных подразделений, я добрался на попутном самолете. Схема рубежей была отработана, и началось их строительство.

Областной комитет партии и его первый секретарь А. С. Чуянов, который являлся и председателем городского комитета обороны, оказывали постоянное содействие всем нашим мероприятиям.

Мы разделили все рубежи на военно-полевые строительства и начали «грызть» давно замерзшую землю. В послевоенные годы мне приходилось бывать на стройках Сибири при морозах до минус 50°. Но они переносились легче, чем те тридцатиградусные морозы в сталинградских степях с сильнейшими ветрами и метелями. Борьба с обмораживанием людей, работающих на рубежах, стала первостепенной задачей. Для этой цели получали на заводах технический вазелин. Необычно трудной была доставка по заметенным пургой степным дорогам продовольствия и всего необходимого для жизни и работы.

Ведущей фигурой на строительстве стали саперы-подрывники. Никакой инструмент не брал твердую как гранит землю. Только взрывчатка. 23 ноября 1941 г. появился специальный приказ № 028 по 5-й саперной армии о проведении земляных работ в зимнее время. Приказывалось в каждой саперной бригаде организовать бригады подрывников из расчета по 5 человек на батальон, а командиру 14-й бригады, кроме того, предлагалось подготовить еще 60 подрывников для полевых строительных управлений.

В подрывники отбирались наиболее развитые и смелые красноармейцы, которые проходили обучение в течение пяти — семи дней. В каждой саперной бригаде назначался ответственный руководитель подрывных работ из числа командного состава.

Приказ этот выполнялся под строгим контролем и был полностью реализован.

Правильная рекогносцировка и строительство оборонительных рубежей в зимнее время в значительной мере определились «Указаниями по строительству батрайонов в зимних условиях на полевых укрепленных оборонительных рубежах». Эти указания были утверждены 16.12.41 г. начальником Генерального штаба Красной Армии Маршалом Советского Союза Б. М. Шапошниковым и военным комиссаром Генштаба дивизионным комиссаром Ф. Е. Боковым.

Надо сказать, что с началом строительства сталинградских рубежей наше 5-е управление оборонительных работ НКО было переформировано в 5-ю саперную армию, и я был назначен ее командующим, оставаясь заместителем начальника ГУОС Красной Армии (в дальнейшем ГУОС был переименован в Главоборонстрой НКО СССР). Тогда же начальником штаба был назначен подполковник А. А. Базильер, а членом Военного совета 5-й саперной армии стал прекрасный политический руководитель и большой души человек бригадный комиссар И. А. Григоренко. С ним мы дружно проработали весь трудный период строительства сталинградских рубежей в зимних условиях.

Вместе нам пришлось решать и возникший тогда серьезный технический конфликт с руководством Главного управления оборонительного строительства НКО. Дело в том, что с помощью сталинградских заводов мы организовали массовое изготовление транспортабельных сборных железобетонных деталей и начали по собственному проекту сооружать из них доты и командные пункты. Эти конструкции предварительно испытали на поражаемость артиллерийским оружием и были уверены в достаточной надежности этих долговременных огневых точек, а также сборных железобетонных командных пунктов. Однако из Москвы поступило телеграфное категорическое требование прекратить «самовольство» и строить эти сооружения только из монолитного железобетона. В условиях жестоких морозов, когда не было ни леса для опалубки, ни каких-либо средств для обогрева тепляков, ни передвижных бетономешалок, применять монолитный бетон было практически невозможно. Посоветовавшись в бюро обкома ВКП(б), мы решили настаивать на осуществлении наших проектов. В конечном счете эти предложения были приняты. Кстати, вся дальнейшая практика строительства не только полевых, но и более капитальных сооружений оборонительного характера показала безусловную целесообразность применения сборных железобетонных элементов, в том числе и крупноразмерных.

С большой признательностью вспоминаю поддержку в этом вопросе Маршала Советского Союза Семена Михайловича Буденного, который был командирован Ставкой для инспектирования наших работ. С ним мы много поездили по сталинградским и донским рубежам на его зеленом фронтовом «бьюике» с колесами, обмотанными цепями.

За производство железобетонных деталей горячо взялись сталинградские предприятия, в частности сталинградский силикатный завод № 5, руководство и ряд рабочих которого мы поблагодарили и поощрили приказом по армии.

Конструкцию сборных дотов нам удалось, по мере их изготовления и применения, усовершенствовать, сократив число отдельных элементов с 202 до 152 и объем железобетона с 15,2 до 11,5 куб. м. Это сократило стоимость всех сборных дотов на 1,5 млн. руб. и позволило за счет экономии бетона дополнительно сделать около 200 новых дотов.

Наряду со сборными железобетонными дотами, сравнительно громоздкими и тяжелыми, мы организовали изготовление металлических бронеколпаков, вес отдельных деталей которых составлял всего 300—350 кг вместо 1130 кг для железобетонных дотов.

В докладной записке начальнику инженерных войск Красной Армии генерал-майору Л. З. Котляру по этому поводу отмечалось, что усовершенствование конструкции сборных железобетонных и металлических ОТ сократило сроки строительства оборонительных рубежей, упростило транспортировку и сборку ОТ на месте. В условиях Сталинграда это давало значительный эффект, уменьшая потребность в весьма дефицитных материалах — цементе, песке и щебне.

Кроме того, была разработана конструкция металлического укрытия для станкового пулемета (взамен железобетонного) вначале цилиндрической, а затем пирамидальной формы, собираемого также из отдельных частей. Металлические бронеколпаки оказались менее трудоемки в изготовлении, удобнее в производстве и транспортировке, чем железобетонные. Это и не удивительно: ведь железобетонное укрытие весило около 2,7 т, а металлическое — 650—750 кг. В качестве материалов для бронеколпаков использовались в основном отходы производства завода «Красный Октябрь».

На 1 января 1942 г. в Сталинграде было изготовлено 700 штук таких металлических бронеколпаков. Одновременно с ними были разработаны чертежи и освоено производство сборных железобетонных противоосколочных огневых точек и металлических наблюдательных пунктов.

Принцип сборности при централизованной заготовке с должной маркировкой деталей нам удалось широко применить и при строительстве дзотов и ряда других многочисленных, но однотипных сооружений на рубежах. Это, конечно, существенно повышало производительность труда и сокращало сроки работ.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки строителя"

Книги похожие на "Записки строителя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Комаровский

Александр Комаровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Комаровский - Записки строителя"

Отзывы читателей о книге "Записки строителя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.