Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
Рядом — еще одно международное сообщение: «Письмо Суфанувонга товарищу Л.И. Брежневу»:
Находящийся на отдыхе в СССР член Политбюро ЦК Народнореволюционной партии Лаоса, президент Лаосской Народно-Демо-кратической Республики товарищ Суфанувонг направил на имя товарища Брежнева Л.И. письмо, в котором отмечает, что он чувствует себя особенно счастливым вновь побывать на родине великого Ленина в теплой атмосфере солидарности и нерушимой дружбы великого советского народа.
До конца в том же духе. Письмо отдыхающего лаосского президента — такое же официальное сообщение, что и про американского гостя. Ни в одном, ни в другом тексте нет никаких подробностей, могущих пролить свет на причины визитов и вообще дать пищу для размышлений простому читателю. Это абсолютно лишняя пища, особенно в газете «Правда», где каждая строка и есть пища для размышлений на одну-единственную тему: как прекрасна, созидательна, безопасна жизнь в СССР под руководством партии всех трудящихся и ее авангарда!..
Разница в жанрах: информация ТАСС в первом случае, письмо — во втором. В первом — гость из главного капиталистического логова, США, во втором — друг, воодушевленный высокой оценкой Центрального Комитета КПСС, который относит Лаос к семье социалистических стран и считает Народно-революционную партию Лаоса марксистско-ленинской... Первому — официозный текст и такое же фото, второму — более теплый жанр письма, без фото, поскольку что тут иллюстрировать, дружеские чувства? Но лаосец не встречается с Брежневым, не целуется (эта форма выражения чувств была обязательной при встречах партийных друзей), а поместить на первой полосе его портрет в интерьере дома отдыха — чересчур, и не по чину, и не по месту. И вообще, это личное дело товарища из Лаоса — отдых. В личные дела наши журналисты никогда не вмешиваются.
Итак, главная газета страны, обычный номер, краткий обзор первой полосы. Суббота. Все, кроме руководства и тружеников, отдыхают. Жанровая палитра идеально отражает и политику, и идеологию. Выпуск великолепно, мастерски сделан с учетом всех исторических, дипломатических, мировоззренческих, политических, экономических и иных особенностей развития советского общества. Он стилистически выдержан до тонкостей, до буквы. И конечно, в газете нет ни единой опечатки: корректура на высоте. Всемерно ощутима воистину совместная работа армии высококлассных специалистов журналистики.
Известный культуролог-эмигрант Борис Парамонов написал: «Советская эпоха — это стильная эпоха, со временем это поймут, уже начали понимать. Сама попытка тотальной организации бытия в большевизме уже стильна, уже стиль» [117].
В современном медиапространстве, конечно, есть крепко сколоченные газеты, но анализ первой полосы той старинной «Правды» показывает, что в газетном деле возможно даже совершенство — конечно, в рамках, заданных эпохой и идеологией.
Сегодня проблематика научной рефлексии, касающейся СМИ, радикально изменилась: о совершенстве думать зачастую некогда, Интернет создает и направляет потоки, определяет поведение журналистов и даже правительств, создает загадки в тех сферах, которые казались уже навсегда открытыми и понятными. Взять хотя бы всеобщие раздумья на тему «быть или не быть бумажной книге»: в страшном сне никому на свете никогда не пришло бы такое раздумье как вообще возможное... А оно появилось.
А что появится вслед за этим?..
Для того чтобы поразмыслить над этим вопросом, предлагаем вам следующее сообщение из современной прессы — «Ведомости», 3 июня 2011 г.
Добровольные СМИСегодня Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект, изменяющий порядок лицензирования и проверок СМИ. В первоначальном варианте к СМИ приравнивались все интернет-ресурсы, но не радио- и телепрограммы. По новой версии СМИ будет считаться периодическое печатное, сетевое издание, теле-, радиоканал или программа. Сайт будет считаться СМИ только при условии прохождения регистрации — если владельцы ресурса сами того захотят. Свидетельство о регистрации даст редакции сайта определенные права (например, на запрос в госорганы), но наложит обязанности проверять информацию, говорит нынешний председатель профильного комитета Сергей Железняк.
Возможности регулировать Интернет через Закон о СМИ довольно призрачны, считает Иван Засурский, завкафедрой новых медиа МГУ, если бы интернет-порталы приравняли к СМИ, они бы все просто переехали из зоны .ru в зону .сот. Судя по всему, отвечать интернет-СМИ будут не только за редакционные тексты, но и за содержание форумов. Установить пределы их ответственности за комментарии читателей и третьих лиц, нарушающие законы, поручил вчера президент Дмитрий Медведев Минкомсвязи.
Главные изменения коснутся теле- и радиовещания: устанавливается четкий перечень документов, необходимый для получения лицензии, ее срок увеличен с 5 до 10 лет, появляется универсальная лицензия — на вещание любым способом (сетевым, спутниковым и т. д.). Для сетевых ресурсов получение лицензии не будет обязательным, но для такого вещания с экстремистским уклоном будет действовать Уголовный кодекс, отмечает зампред комитета Роберт Шлегель.
Основанием для внеплановых проверок уполномоченным органом на соответствие ТВ- или радио-СМИ условиям лицензии (в том числе техническим) может послужить обращение любого лица. В случае нарушения условий действие лицензии может быть приостановлено, после этого уполномоченный орган (сейчас — Россвязькомнадзор) может подать в суд просьбу о лишении лицензии. До сих пор предполагалось, что отзыв лицензии оспаривает в суде ее держатель. Новый порядок начнет действовать с декабря[118].
Какие перспективы ждут нас в связи с принятым законопроектом? Быть может, о них нам поведаешь ты, уважаемый читатель?
Черникова Елена Вячеславовна
ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Учебное пособие
Редактор А.К. Дорожкина Корректор Н.Н. Цыркова Компьютерная верстка В.В. Капелев
Подписано в печать 29.07.2011. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Печ. л. 26,0. Тираж 1000 экз. Заказ
АНО «Школа издательского и медиа бизнеса» 127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, стр. 2 E-mail: [email protected] www.pbts.ru
Примечания
1
Залыгин С.Собеседования. М.:Молодая гвардия, 1982. С. 196.
2
Нагибин Ю. Не чужое ремесло. М.: Современник, 1983. С. 247.
3
Варустин Л.Э. Вровень с героем. М.: Мысль, 1987. С. 92.
4
Там же. С. 90.
5
Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь Мир, 2003.
6
Норберт Винер (англ. Norbert Wiener; 26 ноября 1894, Колумбия, штат Миссури, США — 18 марта 1964, Стокгольм, Швеция) — американский ученый, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.
7
Цит. по: Винер Н. Кибернетика. М.: Наука, 1983. С. 319.
8
Моруа А. Шестьдесят лет моей литературной жизни: Сб. статей. М.: Прогресс, 1977. С. 80.
9
Свитич Л.Г. Профессия: журналист: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 22.
10
Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности. М.: ЭНАС, 2004. С. 116.
11
Подробнее об этом см.: Умберто Эко. Пять эссе на темы этики. «О прессе».
12
Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 9. С. 106.
13
Персона. 1999. № 11. С. 26.
14
Персона. 1999. № 11. С. 20.
15
Там же.
16
Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество / Предисл. Э. Рязанова. М.: Радуга, 1989. С. 15.
17
Там же.
18
Маркес Г.Г. Самая лучшая работа на свете // INDEX. 1997. № 2. С. 173.
19
Там же. С. 173-174.
20
Маркес Г.Г. Самая лучшая работа на свете // INDEX. 1997. № 2. С. 175.
21
Берёзко Г. Несколько необязательных советов. М.: Советская Россия, 1974. С. 7.
22
Там же. С. 139.
23
Федин К. Действительность и искусство слова // Мастерская. Уроки литературного мастерства. Вып. 1. М.: Молодая гвардия, 1975. С. 19.
24
Михайлов В.В поисках закономерностей творчества. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1966. С. 27.
25
Михайлов В. В поисках закономерностей творчества. С. 49.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.