» » » » Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие


Авторские права

Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Черникова, Елена Вячеславовна.

 Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).

ISBN 978-5-4160-0018-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.

Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).

УДК 070(07) ББК 76.01я7

Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.






Кроме того, журналистское произведение является товаром, в который вложен труд, поэтому у него есть стоимость. Даже в том случае, когда автор почему-либо не получил вознаграждения за опубликованную работу, т. е. цена приравнялась к нулю, стоимость и себестоимость продукта существуют. Однако товар этот — скоропортящийся, поскольку сильно зависит от актуальности темы, которая, в свою очередь, зависит от идеологических установок. Единственным «консервантом», который может продлить жизнь журналистскому произведению, является строгое соответствие фактов действительности, вследствие чего произведение перемещается в разряд исторических, летописных.

Для сравнения: программист создал компьютерную игру, писатель создал роман. И игра, и роман — тоже информационные продукты, имеющие себестоимость, стоимость и цену. У игры, как и у романа, есть своя аудитория, а у фирм, выпустивших эти продукты в свет, есть своя концепция. Кардинальное отличие заключается в общественной роли: СМИ должны распространять сведения, соответствующие действительности. Ни автора игры, ни романиста закон не обязывает к этому. Личный вымысел, лежащий в основе этих видов творчества, неподсуден. Игры могут впоследствии, по истечении срока, так сказать, актуальной годности, заинтересовать исследователей как исторические, социально-психологические документы, но только в рамках специального анализа. Квалифицированный историк, изучая определенную эпоху, всегда обращается к прессе рассматриваемого периода, если это возможно.

Таким образом, говоря о журналистском произведении, мы говорим о товаре, являющемся плодом персональной творческой деятельности, распространяемом на законных основаниях через коллективные структуры и воссоздающем реальность с целью обеспечения права общества на знание правды. Это очень ответственная работа.

Каждый журналист — немного (или много) философ хотя бы потому, что воссоздает некую картину мира для своей аудитории, а это невозможно без того, чтобы сначала открыть этот мир для себя. Как правило, эти процессы идут параллельно, даже если автор вообще не осознает собственной вовлеченности в какой бы то ни было процесс.

На мгновение, когда пишется очередное произведение, указанные параллели пересекаются, чтобы потом вновь разойтись.

«Любой опыт, любая картина мира — система слов... — пишет известный культуролог Б. Парамонов. — Самый знаменитый философ современности — Жак Деррида, и самое знаменитое понятие его философии — след. Все есть отражение, «след» другого. Нельзя спуститься на глубину, к основам, потому что и на этой мнимой глубине мы найдем следы какой-то иной глубины»[49].

Если принять понятие «след», то путь к понятию «информационный поток» заметно расчищается. Понятие «журналистское произведение» оказывается не одиноким в цветущей и без него долине культуры, а встроенным в определенный контекст еще до его создания.

Тогда и технические плоды цивилизации уже не пугают воображение индивидуума своей непреодолимой мощью: они тоже — след иной глубины.

...В основе мастерства и даже опыта непременно лежит то самое качество, которое обычно определяется словом «талант». Без таланта не бывает мастерства. Ведь талантливая книга — это открытие мира! Конечно, на пути к открытию человек должен усвоить определенную азбуку. Но азбуку усваивают все, а открытия делают немногие.

В свое время, очевидно, оттого, что много нескромных и неталантливых людей часто употребляли применительно к себе слово «талант», как бы тем самым причисляя себя к категории избранных, Горький сделал упор на другое, более обыденное слово: «работа»[50].

Существенное уточнение: талант лежит даже в основе опыта. Если человек намерен реализовать свои знания в словесности, то сам метод познания должен быть особым, ведь журналист принимает на себя огромную нравственную ношу — говорить с людьми об их жизни. Раньше такую ответственность несли (и многие сейчас тоже ее несут) священники, позже психологи, всегда — учителя. На журналиста все это навалилось в таком объеме только в нынешнем веке.

Представим мысленно рост техники в последние десятилетия. Какие гигантские силы сосредоточены сегодня в человеческих руках, силы, способные в равной степени и созидать, и уничтожать! Настолько ли вырос человек духовно? Ну хотя бы с предвоенных времен? Боюсь, что сравнение окажется в пользу техники. И это одна из главных опасностей наших дней[51].

Эта мысль о духовности познания представляется нам чрезвычайно актуальной. Современные журналисты в текучке мало заботятся о своей духовной работе, о стремлении к высшим началам, о поисках истины: некогда. Зачастую с трудом понимают, что означают эти слова, или полагают, что к созданию журналистских произведений духовный поиск, духовная работа не имеют отношения. Имеют.

В итоге всех поисков и опытов журналист должен дать законченное произведение, адекватно отражающее реальность. Вот в чем принципиальное отличие журналиста от других гуманитариев: поэт, философ, даже историк могут рефлексировать и творить сколь угодно долго, а журналист всегда ограничен временем и концепцией своего СМИ. Результат должен быть получен быстро. По сравнению с другими словесными профессиями — молниеносно.

Это не просто количественное отличие — больше или меньше времени уходит у человека на ту или иную работу. Это качественно иной образ жизни, мысли, рефлексирования, даже физиологических процессов.

Скорость, с которой обязан работать современный журналист, уже практически превысила психофизиологические возможности среднего человека. Журналистское произведение, являющееся плодом этой высокоскоростной работы, живет недолго. «Ценность любого сайта для пользователей Интернета напрямую связана с частотой обновления его контента»[52], — читаем мы нечто вроде бы очевидное в огромной книге, переведенной с английского языка. Зачем нам сообщают то, что мы и так знаем? А вот зачем: «Новостной контент должен обновляться хотя бы раз в час, чтобы оставаться интересным и актуальным для пользователей. По сравнению с традиционными медиа, когда газеты издаются раз в сутки, а выпуски новостей на TV идут несколько раз в день, производительность цифровых медиа должна быть гораздо выше, а журналисты — обладать более отточенными навыками написания коротких заметок и броских заголовков». Не странно ли? Умение писать кратко всегда ценилось. Броские заголовки давно стали товаром исключительно востребованным, а специалисты по ним — «священными коровами», так откуда же взять еще «более отточенные навыки» всем рядовым журналистам? А взять придется, поскольку таково условие профессионального процветания. Или — или. Нелегко, правда?

Современники (читатели, слушатели, зрители) не будут учитывать ваши трудности: они будут критиковать результат. Выдержать все это под силу только настоящему профессионалу, беззаветно любящему свое дело. (Откроем вам один секрет: любить журналистику — несмотря на все ее сложности — можно. Проблема в другом: ее потом невозможно разлюбить.)

3.2. Специфика темы, идеи и структурнокомпозиционное решение

Журналистский текст — это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Об этом мы говорили выше. Теперь попробуем соединить понятия «журналистский текст» и «творчество». Их связь не так очевидна и проста, как кажется.

Читая любой очередной выпуск уже известного нам СМИ, мы впитываем новый журналистский текст, прекрасно понимая, что он создан коллективно. При этом мы не говорим себе: я читаю новый журналистский текст. Скорее, так: я читаю (смотрю, слушаю) новый выпуск. Он чем-то похож на предыдущий, но все-таки совсем другой, и мы как-то улавливаем и сходство, и различие между ними.

В телепрограмме общий текст состоит из картинки, музыки, шумов и словесного сопровождения. В радиопрограмме — из слов, музыки, шумов. В печатных СМИ — из слов, иллюстраций.

В газетах и журналах повторяющейся единицей общего текста является полоса. На ней расположены словесные материалы, иллюстрации, элементы оформления (линейки, колонтитулы и др.), которые в совокупности образуют новый продукт, довлеющий над собственными частями.

В данной главе мы рассматриваем исключительно вербальные составляющие журналистского текста.

У всех составляющих журналистского материала есть интересная предыстория, которой мы коснемся в этой главе, и современная трактовка.

Тема, идея и структурно-композиционное решение, т. е. о чем? зачем? и каким образом? — эти творческие проблемы стоят перед журналистом ежедневно, даже если он ведет давно сложившуюся передачу или пишет авторскую колонку в газету. Жанрообразование — процесс неизбежный и повторяющийся каждый раз, когда журналист начинает работу над новым произведением, даже если он специализируется на чем-то уже определенном (на интервью или обзорах, очерках или заметках и т. д.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Черникова Вячеславовна

Черникова Вячеславовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.