Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
См.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. СПб., 1996. С. 130.
981
Анна Комнина. Алексиада 5.8.7. Критическое рассмотрение сообщения Анны Комниной об Итале см. в статье: Arabat^is G. Blame du philosophe, eloge de la vraie philosophic et figures rhetoriques: Le recit d’anne comnene sur Jean Italos revisitd // Bizantinische Zeitschrift. 95:2, 2002. Pp. 403—415.
982
Анна Комнина. Алексиада 5.8.6, 8. О несовершенном знании греческого языка Италом см.: Кечакмадзе Η. Н. Граммагико–логический трактат Иоанна Итала // Византийский временник. 27, 1967. Сс. 197–206.
983
Деяния суда над Италом: 108–128 (Gouillard). По свидетельству Анны Комниной, инициатива в расследовании «дела Иоанна Итала» принадлежала императору Алексею (Анна Комнина. Алексиада 5.9.5).
984
Иоанн Итал. Защитное послание к патриарху: 234—235 (Кечакмадзе) (рус. пер.: Иоанн Итал. Сочинения / Греческий текст с вариантами и примечаниями по материалам Гр. Ф. Церетели. Ред. и предисл. Η. Н. Кечакмадзе. Тбилиси, 1966. С. 236).
985
Деяния суда над Италом: 128—163 (Gouillard).
986
Там же 394–409.
987
Там же 426–430.
988
См.: Conley М. John Italos’ Methodos Rhetorike:Text and Commentary // Greek, Roman and Byzantine Studies. 44, 2004. Pp. 411–437.
989
О том, что Итал заимствовал некоторые идеи у Ямвлиха, упоминают <Д,еяния суда над Италом» (202 (Gouillard)), но в сочинениях самого Итала мы не нашли определенных следов такого влияния.
990
Иоанн Итал. Вопросы и ответы 82: 207 (Кечакмадзе).
991
Ioannou P. Zwei vermisste Traktate aus den 93 Quastiones quodlibetales des Johannes Italos: De iconis und De duabus naturis in Christo / / Sylloge byzantina in onore Silvio Giuseppe Mercati. Roma, 1957. S. 233.
992
Деяния суда над Италом: 164—168 (Gouillard).
993
Там же 218–223.
994
Там же 168–217.
995
Деяния суда над Италом: 225–254 (Gouillard).
996
Там же 230–236.
997
Там же 209–214.
998
См., например: Прокл. Первоосновы теологии 31–39.
999
См., например: Аионисий Ареопагит. О небесной иерархии 9.2.
1000
Иоанн Итал. Вопросы и ответы 63: 155 (Кечакмадзе).
1001
Там же 156 (Кечакмадзе).
1002
Прокл. Платоновская теология 5.60.20sqq.
1003
Иоанн Итал. Вопросы и ответы 71: 196 (Кечакмадзе).
1004
Там же 197 (Кечакмадзе).
1005
Там же.
1006
Иоанн Итал. Вопросы и ответы 69: 186 (Кечакмадзе).
1007
Там же 187–188 (Кечакмадзе).
1008
Там же 187 (Кечакмадзе).
1009
Он же. Схолия 1 к «О небесной иерархии» 1.1–2: 230 (Rigo).
1010
См.: Григорий Богослов. Слово 23 (О мире): PG 35, 1160.39–44.
1011
Иоанн Итал. Вопросы и ответы 69: 187 (Кечакмадзе).
1012
См., например, цитату из Пс. — Оккела: Иоанн Лидийский. О месяцах 2.9.
1013
Деяния суда над Италом 174—178 (Gouillard).
1014
Иоанн Итая. Вопросы и ответы 71: 196 (Кечакмадзе).
1015
Интересно, что Иоанн Итал использовал христологическую формулу «единое неслитное соединение» по отношению к первой интеллектуальной эманации: Вопросы и ответы 69: 188 (Кечакмадзе).
1016
Хрестоматийный текст: Плотин. Эннеады 5.5.9.
1017
См., например: Аммоний Александрийский. Толкование на «Введение» Порфирия: 42 (Busse).
1018
См., например: Иоанн Итал. Вопросы и ответы 67: 169–180 (Кечакмадзе).
1019
Там же 86: 208–209 (Кечакмадзе); Там же 89: 216–217 (Кечакмадзе).
1020
Там же 67: 174 (Кечакмадзе).
1021
Там же 177 (Кечакмадзе).
1022
Там же 174 (Кечакмадзе).
1023
Там же 88: 210–216 (Кечакмадзе).
1024
См.: Nikolaou Т. Eine quellenkritische Untersuchung des Traktats (87) De iconis der Quaestiones quodlibetales v. J. Italos // Μνήμη Μητροπολίτου Ίκονίου Ιακώβου. Athen, 1984. S. 279–293; Щукин Т. Иконоборчество Иоанна Итала / / Проблемы теологии. Вып. 3. Материалы международной научно–практической богословской конференции, посвященной 80–летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Ч. 2. Екатеринбург, 2006 Сс. 89–98.
1025
Деяния суда над Италом 255–259.
1026
Там же 274–277.
1027
Там же 261–272.
1028
Там же 277–304.
1029
Михаил Пселл. Судебные речи и акты 1.370–372 (Dennis).
1030
Синодик в Неделю Православия: 57.185—189 (Gouillard).
1031
Аммоний Александрийский. Комментарий на «Об истолковании» 34.10–39.10 (Busse). Прокл. Комментарий на «Кратил» 51.1–18 (Pasquali).
1032
Прокл. Комментарий на «Кратил» 71.
1033
Иоанн Итал. Вопросы и ответы 81: 207 (Кечакмадзе).
1034
Он же, Схолия 1 к «О небесной иерархии» 1.1—2: 230 (Rigo).
1035
Он же, Схолия 2 к «О небесной иерархии» 1.3: 231 (Rigo).
1036
Он же, Вопросы и ответы 81: 207 (Кечакмадзе); ср.: Он же, Схолия 1 к «О небесной иерархии» 1.1—2: 230 (Rigo).
1037
Он же, Вопросы и ответы 77: 203–204 (Кечакмадзе).
1038
Перевод выполнен по изд.: Иоанн Итал. Сочинения / Греческий текст с вариантами и примечаниями по материалам Гр. Ф. Церетели. Ред. и предисл. Η. Н. Кечакмадзе. Тбилиси, 1966. Сс. 178–179, 185–188.
1039
Григорий Богослов. Слово 29.1.
1040
К сожалению, текст сохранился только в одной рукописи и поэтому некоторые его утраченные фрагменты восстановить практически невозможно. Однако данные схолии представляют собой настолько уникальный материал, что мы все же решились включить их в настоящую «Антологию». Например, нигде в своих сочинениях Иоанн Итал прямо не говорит об иерархии душ, тогда как здесь она упоминается. А наиболее испорченный фрагмент (последние фразы второй схолии) содержит утверждение о возможности созерцания в теле, что, судя по всему, является важным отличием Иоанна Итала от Михаила Пселла. Перевод выполнен по изд.: Rigo A. Giovanni Italos commentatore della ge–rarchia celeste dello Psevdo–Dionigi LAreopagita // Νέα'Ρώμη. Rivista di ricerche byzantinistiche. 3, 2006. Pp. 230–232.
1041
Ср.: 2 Кор. 10, 5.
1042
Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии 1.1–2.
1043
Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии 2.4.
1044
О ходе этой полемики см. у византийских историков: в «Истории» Никиты Хониата (изд.: Nicetae Choniatae historia / Ed. J. van Dieten. Berlin, 1975. (Corpus fonrium historiae Byzantinae 11.1. Series Berolinensis); рус. пер.: Никиты Хониата история, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина / Пер. 1 т. под ред. проф. В. И. Долоцкого; 2 т. под ред. проф. Н. В. Чельцова при С.Петербургской Духовной Академии. СПб., 1860–1862), в «Сокровище православной веры» (24) Никиты Хониата (см. рус. пер., выполненный Т. А. Миллер, важного отрывка оттуда (PG 140, 148—153) в приложении к статье: Макарий, архим. Киевский митрополит Константин 1 // Альфа и Омега. 2 (52), 2008. Сс. 91–94) и в «Кратком обозрении» Иоанна Киннама (изд.: loannis Cinnami epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum / E. A. Meineke. Bonn, 1836. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae); рус. пер.: Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Труд Иоанна Киннама / Пер. под ред. проф. В. Н. Карпова. СПб., 1859), а также «Исповедание веры» и письма Георгия Торника (изд.: Georges etDe те trios Tomikes. Lettres et discourse / Ed. parj. Darrouzes. Paris, 1971) и издания соборов 1156–1157 гг. (изд.: Mai А. Spicilegium Romanum. Т. X. Romae, 1844. Pp. 16–93; см. близкий к тексту пересказ деяний соборов: Рыбаков А., свящ. Историческая справка о Константинопольском соборе 1156 года // Странник. 3,1914. Сс. 364—378). Важнейшими из исследований, посвященных истории споров вокруг молитвы: «Ты бо еси приносяяй…» в середине XII в. и соборов 1156^1157 гг., являются следу–ющие: Angold М. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081–1261. Cambridge, 1995; Idem., The Byzantine Empire 1025–1204: A political History. London, 1984; 19972; Gar^ya A. Precisazioni sul processo di Niceforo Basilace // Byzantion. 40, 1970. Pp. 309–316; Browning R. The speeches and letters of Georgios Tornikes, metropolitan of Ephesos (Xllth century) // Actes du Xlle Congres international detudes byzantines. Beograd, 1964. T. 2. Pp. 421–427; Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos. Cambridge, 1993. См. также: Ермилов П. К вопросу об осуждении протоэдикта Михаила на Константинопольских Соборах 1156–1157 годов // Весгник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 3 [23], 2008. Сс. 59–72.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.