Бернард Быховский - Джордж Беркли

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Джордж Беркли"
Описание и краткое содержание "Джордж Беркли" читать бесплатно онлайн.
Критический анализ философии Дж. Беркли имеет большое актуальное значение в связи с тем, что его идеи до сих пор широко используются идеалистической философией. В книге дается краткий очерк жизни и всестороннее исследование воззрений философа.
Книга рассчитана на преподавателей, студентов, на всех интересующихся философией.
2. В отношении пространства. У меня нет какого-либо иного понятия о пространстве, кроме как о таком, которое является относительным. Я знаю, что некоторые покойные философы, в частности математики, приписали протяженность богу; один из них в своем трактате «De spatio reali»[20] претендует на отыскание пятнадцати не связанных друг с другом атрибутов бога в пространстве. Но мне представляется, что, поскольку все эти атрибуты отрицательные, они могли бы с таким же успехом быть обнаружены в ничто; и из того, что пространство бесчувственно, не сотворено, неделимо и т. п., можно было бы с таким же основанием сделать вывод, что это было ничто, как и то, что это был бог.
Сэр Исаак Ньютон предполагает [существование] абсолютного пространства, отличного от относительного и являющегося его следствием; абсолютное движение, отличное от относительного движения; и вместе со всеми другими математиками он полагает, что конечные части этого абсолютного пространства бесконечно делимы; он также полагает, что материальные тела плавают в нем [пространстве]. Но хотя я признаю, что сэр Исаак был выдающимся человеком и самым глубоким математиком, все же я не могу согласиться с ним в этих частностях. Я не колеблюсь употреблять слово «пространство», так же как и все другие слова в их общепринятом смысле, но я под этим не подразумеваю отдельного абсолютного существования. Что касается моего понимания этого слова, то я отсылаю вас к тому, что я уже опубликовал.
Я полагаю, что под to nyn[21] следует понимать, что все вещи, прошлые и будущие, действительно присутствуют перед умом бога и что в нем [в боге] нет изменений, перемен или последовательности смены (succession) идей. Я полагаю, что последовательность идей образует время, а не является лишь его ощущаемой мерой, как полагают г-н Локк и другие. Но в этих вопросах каждый человек должен думать сам за себя и говорить так, как он находит. Одно из моих самых ранних исследований было посвящено времени, что привело меня к нескольким парадоксам, которые я не считал удобным или нужным опубликовать; в частности, понятие о том, что воскрешение наступает в момент, следующий за смертью. В отношении времени мы поставлены в тупик и сбиты с толку: 1) предполагая в боге последовательность смены идей. 2) Представляя себе, что у нас есть абстрактная идея времени. 3) Предполагая, что время в одном духе необходимо измерять последовательностью идей в другом. 4) Не принимая во внимание правильное употребление и назначение слов, что также часто приводит к тому, что воля, как и разум, используется скорее для того, чтобы возбудить, оказать влияние и направить действия, а не для того, чтобы вызвать ясные и отчетливые идеи.
3. Я не сомневаюсь в том, что душа человека пассивна, так же как и активна. Абстрактные общие идеи было понятием, которое вместе со схоластами разделяли г-н Локк и, я думаю, все другие философы; оно проходит через всю его книгу о человеческом разуме. Он придерживается абстрактной идеи существования, которое не может воспринимать и восприниматься. Я не могу обнаружить у себя ни одной такой идеи, и вот почему я против этой теории. Декарт исходит из других принципов. Один квадратный фут снега так же бел, как тысяча ярдов; одно отдельное восприятие — такое же истинное восприятие, как и сто. Теперь поскольку любая степень восприятия достаточна для существования, то из этого не будет следовать, что мы должны сказать, что одно в какой-то момент существовало больше, чем другое, так же как мы не должны говорить, что тысяча ярдов снега белее одного ярда. Но в конечном итоге это все сводится к словесным спорам. Я думаю, что если хорошо изучить то, что я сказал об абстракции и об истинном смысле и значении слов в разных местах тех работ, которые я опубликовал, то это могло бы предотвратить много неясностей и споров, хотя по этому вопросу многое еще нужно было бы сказать.
Вы говорите, что вы согласны со мной в том, что внутри (sic? вне) вашего духа нет ничего, кроме бога и других духов с атрибутами или качествами, им принадлежащими, и идеями, содержащимися в них.
Это тот принцип или главное положение, из которого (а также из того, что я написал об абстрактных идеях) многое может быть выведено. Но если мы и не будем согласны абсолютно в каждом выводе, то, поскольку главные принципы установлены и хорошо поняты, я буду менее беспокоиться о частных предположениях. Я пожелал бы, чтобы все опубликованные мною работы по этим философским предметам читались в том порядке, в каком я их опубликовал; один раз для того, чтобы понять их замысел и взаимосвязь, и второй раз — критическим оком, добавляя свои собственные мысли и наблюдения к каждой части по мере того как вы продвигаетесь вперед.
Посылаю вам с этим письмом книги в переплете и одну непереплетенную. Возьмите себе то, чего у вас еще нет. Передайте «Начала», «Теорию» и «Разговоры», по одному экземпляру каждой книги, с моей благодарностью тому господину, профессору колледжа в Ньюхевене, от которого вы мне передавали наилучшие пожелания. Что останется, раздайте по своему усмотрению.
Если когда-либо ваши дела приведут вас в эти места, вы приглашаетесь провести в моем доме столько дней, сколько сможете. Беседа в течение четырех-пяти дней представила бы некоторые предметы в более ясном и полном свете, чем обмен письмами за столько же месяцев. Пока же я буду рад получить известие от вас или от ваших друзей, когда бы вы ни соблаговолили почтить своим вниманием,
достопочтенный сэр, Вашего покорного слугу
Джорджа Беркли.
Род-Айленд, 24 марта 1730 г.
Указатель имен
Адамс Дж. П. 98
Айер А. 33, 114, 183
Аллер Э. Б. 49
Анна (королева) 16, 178
Ансельм Кентерберийский 113
Ардли Дж. У. Р. 13, 184
Аристотель 8, 12, 48, 54
Ашенбреннер К. 78
Байрон Дж. 5, 54
Бакстер Э. 84, 140, 141, 143
Бейль П. 121, 125, 130, 131, 178
Бергсон А. 185, 189
Беркли (Форстер) А. 23
Беркли Дж. (сын) 28
Беркли У. 15
Битти Дж. 134
Бозуэл 136
Бойль Р. 150
Браун П. (епископ Коркский) 18, 134
Бэкон Ф. 7, 9, 18, 86, 150, 194
Валентинов (Вольский) Н. В. 147
Ван Итен Р. Дж. 70, 189
Ван Омри Э. 23
Ванини Л. 11, 114
Варьяш А. И. 32
Виттгенштейн Л. 192
Вольтер Ф. М. 113
Вулстон Т. 110
Галилей Г. 40, 150
Гассенди П. 18, 137
Гегель Г. В. Ф. 81, 138, 139, 145
Гейзенберг В. К. 190
Георг I 178
Гоббс Т. 7, 11, 18, 55, 56, 59, 87, 109, 114, 124, 176, 194
Гольбах П.-А. 81, 141—143
Грейв С. А. 57
Гуйэ А. 14
Датт Д. М. 189
Дебольский Н. Г. 158
Деборин (Иоффе) А. М. 127
Декарт Р. 7, 9, 18, 40, 137, 156, 193, 194
Демокрит 62
Дефонтен 134
Джервейс 27
Джессоп Т. Э. 150
Джонсон С. 25, 120, 136—139, 159
Дидро Д. 43, 142, 143
Диоген 138, 139
Дэво Ф. 14, 184, 188, 189
Дюкас К. Дж. 47
Дюринг Э. 82
Ибн-Рошд 8, 10
Иоанн XXII 32
Кант И. 81, 85, 98, 143—145
Кезкарт X. Р. 189, 190
Кеймс (лорд) 69
Кейнс Дж. М. 170
Кинг (епископ) 134
Колден К. 143
Коллинз А. 7, 110
Кондильяк Э. Б. 143
Коперник 48
Кратил 98
Кьеркегор С. 180
Лев XIII 9
Лейбниц Г. В. 113, 158, 163
Ленин В. И. 89, 95, 119, 138, 146—148, 159, 195
Леруа А.-Л. 83, 98, 172, 173, 184
Леек К. 86
Локк Дж. 7, 18, 40—46, 51, 59, 87, 109, 139, 176, 183, 194
Льюис Дж. Г. 195
Люс А. А. 14, 16, 17, 43, 73—75, 77, 82, 85, 87, 88, 90, 108, 140, 193, 195
Мальбранш Н. 18, 21, 87, 193
Мандевиль Б. 110, 122, 124—131, 141
Маркс К. 38, 126, 168, 169
Мах Э. 147, 182, 183, 190
Мейтс Б. 100
Мен де Биран Ф. П. 185, 189
Мизес Л. 190
Молина 42
Мор Т. 167
Мур Дж. 139
Нифус А. 94
Ньютон И. 7, 40, 150, 151, 153, 154, 157—160, 163
Оккам У. 32
Освальд В. 134
Персиваль (леди) 134
Персиваль Дж. (герцог Эгмонтский) 20, 23
Платон 187, 188
Помпонацци П. 8
Попкин Р. 90, 184
Поппер К. 183, 190
Прайор Т. 22, 27, 28, 173
Пристли Дж. 139, 141
Равесон Ф. 185
Расмуссен Э. Т. 33, 102
Рассел Б. 103, 190
Рейнингер Р. 85, 86
Рид Т. 134, 136—139, 141
Свифт Дж. 16, 23, 25
Селларс Р. В. 103, 105
Сигер Брабантский 8
Смит А. 168, 169
Спиноза Б. 7, 9, 11, 87, 108, 109, 114, 143, 156, 194
Тиндаль М. 7, 110
Толанд Дж. 7, 18, 61, 143
Томсон Дж. Ф. 47, 102, 109
Торричелли Э. 150
Турнемин 134
Уайтхед А. Н. 184
Уисдом Дж. 29, 31, 40, 70
Уитроу Дж. 152
Уорнок Дж. 47, 52, 105, 183, 189
Фаруки В. А. 46, 88, 99
Фолькельт И. 76
Фома Аквинский 8, 10, 11, 76, 112, 113, 151
Франк Ф. 190
Фрейзер А. К. 17, 89, 108, 112, 193
Хаксли Т. 142
Хатчисон Т. У. 169
Хей У. X. 189
Цицерон 123
Чеселден 42
Чэбб Т. 110
Шефтсбери А. Э. 122, 124, 125, 127, 130
Шлик М. 190
Шопенгауэр А. 194
Штейнкраус У. Э. 89, 186
Эдвардс Дж. 25
Энгельс Ф. 36, 82
Эпикур 87, 109, 110
Эш (епископ Клоферский) 21
Юм Д. 33, 60, 61, 105, 113, 143, 144
Яков II 15, 16, 178
Литература
1. Маркс К. Капитал, т. I. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Джордж Беркли"
Книги похожие на "Джордж Беркли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бернард Быховский - Джордж Беркли"
Отзывы читателей о книге "Джордж Беркли", комментарии и мнения людей о произведении.