» » » » Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков


Авторские права

Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Терра, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков
Рейтинг:
Название:
В мире запахов и звуков
Издательство:
Терра
Год:
1997
ISBN:
5-300-01248-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В мире запахов и звуков"

Описание и краткое содержание "В мире запахов и звуков" читать бесплатно онлайн.



В книге в занимательной форме изложены основные представления об органах чувств человека — слухе, обонянии, вкусе. Приведены любопытные, порой совершенно неожиданные факты, зарегистрированные в книге рекордов Гиннесса.

Книга предназначена самому широкому кругу читателей, интересующихся вопросами физиологии, медицины и просто любознательным людям.






Уже создаются приборы, облегчающие быт и жизнь глухих. Например, световые или вибрационные будильники. Яркий электрический свет, включаемый будильником в назначенное время, или вибрационное устройство, установленное под подушкой, будит глухих по утрам. При дверных звонках устанавливают также световые сигнализаторы. Электронная «няня» — несколько более сложный прибор. Ее назначение — просигналить глухим родителям, когда заплачет маленький ребенок.

Чехословацкие сурдотехники в 80-е годы разработали специальный прибор для предупреждения глухих о сигналах транспорта. По внешнему виду он напоминал наручные дамские часы. В небольшом корпусе были смонтированы микрофон, усилитель и вибратор. При звуковом сигнале вибратор воздействовал на кожу запястья и предупреждал об опасности. Подобные приборы начали выпускаться в США.

Телефон прочно вошел в нашу повседневную жизнь, он экономит нам время, позволяет выяснить то, на что понадобились бы многочасовые поездки в другой конец города. Телефон и глухие… Эти понятия кажутся несовместимыми.

Пока же наиболее доступной и простой является «дальняя связь» глухих при помощи азбуки Морзе. В передатчике в этом случае имеется ключ, а в приемнике — вибратор, с помощью которого можно осязательно принимать сигналы. Вибратор позволяет глухому абоненту, хорошо владеющему устной речью, связываться с друзьями и знакомыми, телефоны которых не оборудованы приставками с ключом Морзе. Слоги, содержащие гласные звуки, воспринимаются от вибратора в виде достаточно отчетливого одиночного сигнала. Для проведения разговора глухой сам набирает требуемый номер и составляет вопросы к слышащему абоненту таким образом, чтобы на них получать односложные ответы. Отрицательный ответ — однократное произнесение «нет» (один сигнал вибратора), положительный — двукратное «да, да» (два сигнала вибратора).

Однако азбука Морзе — относительно медленный темп связи, он редко превышает 40–50 букв в минуту, а такая скорость почти в двадцать раз медленнее средней устной речи. Разговор, на который слышащие затрачивают полминуты, здесь требует десяти минут. К тому же глухим дополнительно к дактильной азбуке и жестомимической речи необходимо изучать и еще один код — азбуку Морзе.

Во много раз быстрее можно «переговариваться» по городским телефонным линиям, используя телетайпы — буквопечатающие телеграфные аппараты. Для подключения телетайпов к телефонной сети разработаны приставки «модем» («модулятор — демодулятор»).

В Москве в 1978 году были проведены успешные опыты по телетайпной связи глухих. К сожалению, такая техника до сих пор не получила широкого распространения. В Англии, США и некоторых других странах общества глухих добились от почтовых ведомств бесплатной передачи списанных телетайпов. В США в настоящее время среди глухих применяются десятки тысяч телетайпов, в Англии телетайпами пользуются 500 глухих. В нашей стране специальные телефоны для глухих «с бегущей строкой» предполагалось серийно выпускать на Пермском телефонном заводе, но в связи с экономическим кризисом постперестроечной России этот проект, как и многие другие, канул в небытие.

Американские ученые работают над созданием «теле-фона» совершенно нового типа, который может дать возможность глухонемым общаться друг с другом. Система состоит из передатчика, снабженного клавиатурой с пятью клавишами, манипулируя которыми можно получить вибрации различной частоты, и приемника с диафрагмой, которая позволяет воспринимать вибрации на ощупь. На современном этапе перед исследователями стоит задача разработки метода кодирования слов с помощью комбинирования вибраций различной частоты. Ученые считают, что используя всего три частоты, можно составить «словарь» из 5 тысяч слов.

Таким образом, мы видим, что наступление на «мир вечного безмолвия» ведется по всем фронтам — и врачами, и педагогами, и инженерами. Глухонемые все активнее вовлекаются в обычную жизнь, да и самих «глухонемых» в прямом смысле слова становится все меньше. Глухие должны научиться говорить. Глухие должны научиться общаться. Глухота должна отступить.

Путь из «коридора безмолвия»

Мы с вами видели, что при полной потери слуха на помощь приходит зрение. И жестомимическая речь, и дактильная азбука, и чтение с губ, и аппараты «видимая речь» и «световая строка» — все построено на принципах зрительного восприятия. Но существуют в жизни случаи (правда, к счастью, очень и очень редкие), когда человек теряет одновременно и слух, и зрение. Последствия такой потери для человека поистине трагические, психика оказывается на грани катастрофы.

Вот что пишет профессор Лондонского университета Тим Шаллис в статье «Пытки в коридорах безмолвия»: «Анализ пытки, применяемой в Ольстере (заключенному надевали на голову темный звуконепроницаемый колпак), показал, что лишение всех связей с окружающей средой влияет на человека не только в плане физическом, но и социальном. Заключенный, вынужденный оставаться в таком положении, начинает испытывать нарастающий страх, переходящий в симптомы психического заболевания. Именно это случалось в Ольстере, когда заключенному на шесть дней надевали на голову темный звуконепроницаемый колпак».

Всего лишь шестидневное лишение человека зрения и слуха вызывает симптомы, характерные для психозов, связанных с разрушением личности. А если человека постигла необратимая потеря зрения и слуха, сохранит ли он свой интеллектуальный уровень? Еще сложнее обстоит дело с детьми, не имеющими зрения и слуха от рождения. У них прежде всего необходимо сформировать человеческую психику, которая генетически из поколения в поколение не наследуется. «Тиранами в собственных семьях», «живыми кусочками», «инертными массами», «подвижными растениями» называли слепоглухонемых некоторые исследователи в своих научных трудах, обосновывая бесполезность их обучения.

Однако это не так. В недавнее время возникла новая наука тифлосурдопедагогика и слепоглухонемые получили возможность жить полнокровной жизнью нормальных людей. Они успешно адаптируются в трудовых коллективах. Всемирно известная слепоглухонемая писательница Ольга Ивановна Скороходова, книги которой изданы на многих языках мира, работала научным сотрудником в Институте дефектологии.

В 1963 году в подмосковном городе Загорске был открыт первый в мире детский дом для слепоглухонемых. Вот что пишет директор этого уникального детского дома Альвин Валентинович Апраушев: «Слепоглухонемые дети, поступающие на обучение, не могут не только себя обслуживать, и принимать человеческие позы, ходить, некоторые из них не умеют даже жевать пищу… Отсутствие зрения и слуха приводит к тому, что мир для слепоглухонемого ребенка „пуст и беспредметен“, он не в состоянии отграничить ощущения, идущие извне, от ощущений в собственном организме…

Первоначальное обучение и воспитание слепоглухонемых строится на базе самообслуживания и преследует решение триединой задачи: формирования трудовых навыков по самообслуживанию, элементов человеческой психики и специальных средств общения».

Так как слепоглухонемой ребенок лишен возможности не только видеть поступки взрослых, но и получать о них слуховую информацию, то навыкам самообслуживания он обучается искусственно. Рука ребенка приобретает многоцелевое назначение: рукой он «осматривает» предметы, знакомится с их функциональным назначением, усваивает действия с ними, и, наконец, выполняет эти действия. Вот например, такие, казалось бы, простые и знакомые нам с раннего детства предметы как ложка или вилка, но они концентрируют в себе многовековой опыт людей. Опыт этот нельзя передать слепоглухонемому ни рассказом, ни демонстрацией, а только совместными многодневными терпеливыми действиями.

С накоплением навыков индивидуального самообслуживания общение становится все более многосторонним и начинает выходить за рамки сотрудничества обучающего и обучаемого. Это ведет к активизации общения на деловой основе. Естественные жесты, а затем дактильные «слова» и «фразы» позволяют устанавливать первые связи между воспитанниками внутри учебных групп. Постепенно тифлосурдопедагоги формируют у ребенка обиходную лексику, несколько позже слепоглухонемых приобщают к чтению.

Методика чтения осуществляется с помощью осязания пальцами широко известных выпуклых букв, предложенных Брайлем. Но как общаться ученику и учителю, ведь слух, основной канал информации для слепых, тоже утерян?

В Загорском детском доме для слепоглухонемых был сконструирован прибор, названный телетактором. Он состоял из центрального пульта педагога и трех индивидуальных пультов для учеников. Каждый пульт снабжен передающей клавиатурой по типу брайлевской и тактором (металлической площадкой, на которой с помощью шести металлических штырей комбинировались брайлевские буквы). В процессе печатания информации на клавиатуре центрального пульта на каждом индивидуальном пульте под «считывающими» пальцами учеников последовательно возникали и стирались буквы, складывающиеся в их сознании в слова и целые предложения. Позже были сконструированы специальные классы, позволяющие ввести в систему общения и неспециалистов, значительно расширить систему обратной связи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В мире запахов и звуков"

Книги похожие на "В мире запахов и звуков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Рязанцев

Сергей Рязанцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков"

Отзывы читателей о книге "В мире запахов и звуков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.