Том Джелтен - Бакарди и долгая битва за Кубу. Биография идеи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бакарди и долгая битва за Кубу. Биография идеи"
Описание и краткое содержание "Бакарди и долгая битва за Кубу. Биография идеи" читать бесплатно онлайн.
Компания Факундо Бакарди, основанная на Кубе в 1862 году, принесла острову мировую славу. Том Джелтен написал свою книгу про историю семьи Бакарди, про историю семейного бизнеса Бакарди — знаменитого рома, и про бурную историю Кубы за последние 150 лет. О приключениях пяти поколений семьи Бакарди, об истории борьбы Кубы за свободу, об отношениях с Америкой, о Фиделе Кастро, о насильственном разделении кубинской нации, рассказывает эта книга.
Даже некоторые союзники «Бакарди» относились к этому закону со смешанными чувствами. Дэниел Фиск, помощник Джесси Хелмса, который вместе с Игнасио Санчесом и другими юристами из «Бакарди» работал над биллем Хелмса-Бартона, впоследствии говорил, что понимает, почему компания сочла необходимым продвигать статью 211, однако не уверен, что принимать в конгрессе законы, прямо касающиеся юридических вопросов, которые рассматриваются в суде в данный момент, — это хорошая мысль.
«Вопрос о 211 статье, — сказал Фиск в интервью, данном в 2000 году, — состоит в том, допустимо ли, чтобы судебный процесс прерывался, потому что [конгресс] говорит суду: «Мы лишаем вас юрисдикции»». Фиск указал, что тогда как билль Хелмса-Бартона, принятый в 1996 году, учитывал в широком смысле слова интересы США в отношении Кубы, статья 211 «была написана с учетом одной-единственной организации — «Бакарди»».
Юридическая и политическая схватка за ром «Гавана-Клуб» начала дурно пахнуть.
И «Бакарди», и «Перно Рикар» были весьма преуспевающими алкогольными империями с профессиональным руководством, и отношения между ними в прошлом были теплыми и дружескими. Однако одна из этих компаний была кубинской, а другая — французской, и в условиях этого конфликта каждая из них повела себя с присущим своей культуре упрямством. При всей капиталистической практичности, которую приобрела с годами фирма «Бакарди», под этим фасадом таился страстный кубинский темперамент, и корпоративную душу с небывалой силой жгла мысль о том, что Фидель Кастро претендует и на кубинскую традицию изготовления рома. У работников «Бакарди» и членов семьи, родившихся на Кубе, схватка за марку «Гавана-Клуб» задевала эмоциональные струны, которые не-кубинцам никогда не понять. Что касается «Перно Рикар», для нее схватка за торговую марку с неизбежностью превратилась в поединок за национальную честь Франции. Один американский представитель этой французской фирмы тщетно пытался убедить свое парижское начальство, что компании стоит подумать о разработке принципиально нового бренда кубинского рома с торговой маркой, которую «Бакарди» не смогут оспорить. В конце концов, о роме «Гавана-Клуб» слышала лишь крошечная доля американских потребителей спиртного. Зачем же ломать копья вокруг марки, которую никто даже не знает? Однако руководство «Перно Рикар» решило не отступать ни на шаг. «Речь идет о гордости Франции, — сказал служащий-американец. — Они не сдвинутся с места».
Третья сторона в конфликте — кубинское правительство — только усугубляло положение. Для Фиделя Кастро споры вокруг марки «Гавана-Клуб» стали предлогом для пропаганды. Рассказы кубинской стороны о диспуте вокруг торговой марки рисуют «Бакарди» как подлую акулу капитализма и главаря кубинской эмигрантской «мафии». В левых кругах Европы неоднозначная история со статьей 211 спровоцировала «бойкот «Бакарди»», который тоже оказался на руку Кастро. Одна группа сочувствующих начала рассказ об истории «Бакарди» со слов о том, что семейное состояние «было накоплено на дореволюционной Кубе посредством эксплуатации нищих кубинцев, трудившихся на сахарных плантациях», а закончила заявлением, что «Бакарди» якобы так стремились уничтожить «подлинный «Гавана-Клуб»», что прибегла даже «к краже торговой марки».
Образ складывался впечатляющий, и поддержать его было для Фиделя Кастро даже важнее, чем закрепить за собой торговую марку спокойно и цивилизованно. Источники в руководстве и «Бакарди», и «Перно Рикар» в один голос утверждают, что Кастро лично отклонил по крайней мере одно предложение уладить дело с «Гавана-Клуб» без суда.
* * *Главными победителями в войне за торговую марку рома стали юристы и лоббисты. Судебные и прочие связанные с процессом издержки с обеих сторон возросли до миллионов долларов, а с учетом апелляций и нерешенных вопросов конца этому не предвиделось. К вящему огорчению «Бакарди» Патентное ведомство США не сразу отменило регистрацию торговой марки «Гавана-Клуб» на имя кубинского правительства, несмотря на решение федерального суда (это решение препятствовала лишь применению торговой марки, но не относилось к торговой марке как таковой), и не передало торговую марку «Гавана-Клуб» фирме «Бакарди». Новый поворот в деле возник в январе 2002 года, когда совет по улаживанию споров при ВТО заключил, что юридическая формулировка статьи 211 отчасти нарушает торговые обязательства США, поэтому конгресс должен отменить ее ради соответствия правилам ВТО. Получалось, что то, что США запрещали регистрировать конфискованные торговые марки, относилось только к кубинским соискателям, и ВТО сочло это дискриминацией. Таким образом, для доказательства своих прав на бренд «Гавана-Клуб» «Бакарди» нуждалась в помощи и исполнительной, и законодательной ветвей американского правительства. Создались все условия для массированной лоббистской атаки. «Бакарди» настало время всерьез играть в игру «деньги и политика».
Компания относительно поздно заявила о себе в мире лоббистов и политической мобилизации капиталов, однако быстро стала важным игроком. Во время избирательного цикла 1996 года «Бакарди-Мартини» вложила в политику на федеральном уровне лишь десять тысяч долларов. Два года спустя, когда компания добивалась изменений в законах США о торговых марках, политические затраты подскочили почти до 110 000 долларов, а члены семьи Бакарди и сотрудники фирмы добавили еще 44 000 долларов — причем как республиканцам, так и демократам. Во время избирательного цикла 2000 года политические вложения «Бакарди» снова взлетели — теперь фирма дала более 400 000 долларов организаторам кампании, комитетам политических действий и пропагандистским группам. Кроме того, компания стала принимать активное участие в политической жизни Флориды. С 1998 до 2002 года политические взносы «Бакарди» во Флориде составили в сумме около 240 000 долларов — причем более 90 процентов отошли республиканской партии штата, возглавлял которую друг «Бакарди» губернатор Джеб Буш.
Политическую деятельность «Бакарди» возглавляли два человека: в Вашингтоне – лоббист Джонатан Слейд, а в Майами — Хорхе Родригес, вице-президент «Бакарди», отвечавший за корпоративные связи (жена которого была урожденной Бакарди). Как и многие лоббисты, Слейд специализировался на том, чтобы собирать индивидуальные и корпоративные пожертвования в «пачки», предназначенные тем или иным кандидатам или группам, с которыми компания хотела завязать дружеские отношения. Родригес работал на политической арене Флориды. Его главной задачей было заставить Патентное ведомство в Вашингтоне решить дело с маркой «Гавана-Клуб» исключительно в пользу «Бакарди», и он планировал добиться, чтобы его союзник Джеб Буш оказал влияние на ведомство от имени «Бакарди».
«Нам нужна ваша помощь», — написал Родригес Бушу по электронной почте в январе 2002 года.
В тот же день Буш ответил: «Хорхе, я посмотрю, что тут можно сделать».
Это были первые из десятков электронных писем, которыми обменялись Буш, Родригес и люди губернатора во Флориде и Вашингтоне — все они касались усилий «Бакарди» заставить Патентное ведомство и Управление по контролю за иностранными активами забрать торговую марку «Гавана-Клуб» у французско-кубинского совместного предприятия и передать ее «Бакарди». Шли месяцы, и Родригес требовал все больше и больше. К апрелю он был в бешенстве из-за пассивности так называемых «бюрократов» из Патентного ведомства и Управления по контролю за иностранными активами. «Это прошение НАДО ОТКЛОНИТЬ!» — писал Родригес помощнику губернатора Буша, работавшему в Вашингтоне, имея в виду запрос французско-кубинского совместного предприятия о возобновлении регистрации торговой марки «Гавана-Клуб».
23 апреля вашингтонское отделение администрации губернатора уведомило Джеба Буша, что его брат президент Джордж Буш назначил Джеймса Рогана, бывшего конгрессмена-республиканца от штата Калифорния, наблюдающим за деятельностью Патентного ведомства США. Сотрудники губернатора — под руководством Хорхе Родригеса — немедленно стали составлять проект письма от губернатора Рогану с изложением дела «Бакарди». 23 мая Родригес договорился, чтобы «Бакарди» подарила республиканской партии Флориды 50 000 долларов. Две недели спустя письмо, представлявшее собой несколько отредактированный черновик, который составил Родригес с сотрудниками, было подписано губернатором, который присовокупил к нему просьбу к Рогану предпринять «быстрые и решительные действия» в пользу «Бакарди». И Родригес, и губернатор впоследствии всячески подчеркивали, что между взносом «Бакарди» и последовавшим за ним письмом с просьбой о содействии фирме нет никакой связи.
Между тем перед компанией встала задача добиться законодательной «заплатки», которая привела бы статью 211 в соответствие с требованиями ВТО. Сенатор Конни Мак, который так помог «Бакарди» добиться внесения статьи 211, в 2000 году ушел в отставку, однако лоббист Джонатан Слейд нашел нового союзника в лице сенатора-республиканца от штата Техас Тома Де Лэя. Де Лэй был первейшим ненавистником Фиделя Кастро в конгрессе и в этом противостоянии занял сторону «Бакарди» совершенно искренне.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бакарди и долгая битва за Кубу. Биография идеи"
Книги похожие на "Бакарди и долгая битва за Кубу. Биография идеи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Том Джелтен - Бакарди и долгая битва за Кубу. Биография идеи"
Отзывы читателей о книге "Бакарди и долгая битва за Кубу. Биография идеи", комментарии и мнения людей о произведении.