Василе Войкулеску - Монастырские утехи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Монастырские утехи"
Описание и краткое содержание "Монастырские утехи" читать бесплатно онлайн.
Василе Войкулеску
МОНАСТЫРСКИЕ УТЕХИ
стаями они вертятся, сбитые с толку ветром. Часть из них направляется вверх по долинам, к
горам и опускается у рек. Именно такое убежище предоставила бедным изгнанницам излучина
Бузэу у села П., куда, казалось, привёл их горестный опыт далеких предков.
Здесь они незамедлительно привлекают внимание лоботрясов наподобие нас, которые в погоне
за редкой охотой кидаются за ними вслед на машине. К счастью, как только уткам чудится
опасность, они тут же взлетают в воздух и снижаются далеко у другой излучины, и мы добрых
полдня бежим за ними, но тут они вспархивают у нас из-под носа и летят назад.
На этот раз нам не пришлось играть с ними в жмурки на белых болотах, ибо как раз к обеду нас
настигла и захватила вьюга, гнавшая и преследовавшая уток. Мы уж думали, что и не
доберемся до ночлега. Ураган чуть не вырвал из земли, чуть не унес с собой холмы вместе с
деревней и со всем, что там было.
И на три дня нас заковали снега — пятерых горожан и шестого — судью, говоривших обо всем.
Говорили и пили так бесконечно много, что рты, принуждённые служить для обоих этих
занятий, в конце концов перестали различать их.
Как-то в полночь обсуждение дошло до книги «L'homme, cet inconnu»[17]. Один из друзей,
перелистав записную книжку, спросил, знаем ли мы, что такое бихевиоризм. Он встретил это
слово в упомянутом труде, не помнит, на какой странице, не понял его смысла, но записал, чтобы выяснить.
Бихевиоризм? Я, признаться, не знал. Остальные, казалось, тоже. И мы поспешили перейти к
другому, к разным безделицам, когда друг наш Эрмил, преподаватель философии, наведя на
нас наподобие пистолета свой гигантский указательный палец, пригвоздил нас к месту.
Бихевиоризм? Не знаем? Он нам разъяснит.
И стал что-то бормотать о теории одного американца — я позабыл его имя,— занимавшегося
так называемым поведением индивида в группе людей, попавшей в опасность... Или реакцией
каждого индивидуума в отдельности в условиях одного и того же тяжкого испытания. Мы мало
что поняли. А профессор Эрмил опять взялся за своё — поведение, реакции, и отношения, и
всякая такая галиматья.
В отчаянии мы попросили у него конкретных примеров; тогда, собравшись с мыслями, он
предложил нам следующее: катастрофа на железной дороге, и мы должны представить себе,
как поведёт себя каждый пострадавший от этого несчастья. Один, как безумный, бежит в поле,
другой спокойно ищет свой багаж, третий принимается собирать чужие вещи, в то время как
четвёртый, не обращая внимания на свои собственные раны, спасает попавших под вагоны,
всем помогает; и тут же, рядом с ним, кто-то, может быть, наклонясь над трупом, ворует деньги
и драгоценности.
Ну, теперь мы начали понимать, на каком мы свете.
— Если так, то я расскажу вам самое что ни на есть бих... как это называется?
— ...евиористское,— закончили мы.
— Бихевиористское приключение,— вмешался самый ревностный говорун.— Подлинное,—
продолжал он,— не вымышленное, как у нашего друга.
И, уж не дожидаясь разрешения, примарь города, дядюшка Тасе, до некоторой степени наш
староста,— он вёз нас на машине — большой любитель всяких историй, начал:
— Ну, вы знаете, что я из хорошего рода и по отцу и с материнской стороны. Чего ты, чёрт,
смеёшься? Хочешь, я покажу тебе свою родословную, и тогда тебе придётся просить у меня
извинения.
— Так ведь, дядюшка Тасе, что общего между вашим происхождением и бихевиоризмом?..—
отважился заметить получивший взбучку.
— А вот то и общее... Слушай и не прерывай...
Со стороны матери мы происходим из семьи Водяса[18], отпрыски старого княжеского рода, в
котором младших девочек посылали в монастыри, чтобы не дробить состояние и чтоб было
кому замаливать родительские грехи.
Но не во всякий монастырь посылали, а в скит Водяса, основанный нашими предками по
женской линии из семьи воеводы, матерью и дочерью, обе девы, жёны и вдовы господарей.
— Как же так, дядюшка, и девы, и супруги, и вдовы одновременно?! — подзадорил его один из
нас.
— Ну, значит, мать — Анка — была супругой Велику-водэ, а дочь их, княжна Драгомира, вышла
замуж за Хрынку-водэ.
— В допотопные времена,— пробурчал насмешник. Но примарь бросил на него такой свирепый
взгляд, что тот осекся.
— Супруги воевод,— продолжал примарь,— овдовев — их мужья были убиты турками,— обе
отправились, мать и дочь вместе, в горы и основали там на скале скит, защищённый, как
крепость, и до того дня, когда он был разрушен землетрясением, игуменьями в нем были
только девицы из их рода. И я тоже, будучи ребенком, провёл несколько недель в ските Водяса,
когда последней игуменьей там была сестра Теофана, моя тётушка. Тогда-то я и услышал из её
уст рассказ об этом приключении, хранившийся в анналах скита... Из него вы поймёте, что
такое это самое поведение. Но начнём по порядку.
Скит был основан во имя божьей матери. И было строго-настрого заказано ступать туда
любому существу мужского пола — будь то мужчина, петух, кот, бык или скакун... всё равно...
Скит предназначался для существ женского рода, то есть, кроме женщин, туда могли войти
кошки, куры, коровы, овцы и так далее.
— Дядя Тасе,— попытались прервать его...
— Все вопросы потом, когда я кончу... Сейчас не смей, чёртов сын! Хочешь сбить меня с толку...
— И рассказчик продолжал: — Вот почему, кроме отвесных скал, защищавших скит с трёх
сторон, он был окружен ещё крепкими высокими стенами с зубцами железных шипов и
глубокими рвами у основания. Проникнуть в него можно было через три ряда прочных,
кованных железом ворот, задвинутых на толстые, как бревно, засовы, замкнутые на замки,
величиной с миску.
Ко времени этого происшествия там было что-то около двадцати монахинь, удалившихся от
мира по доброй воле. Некоторые — молодые. Большинство старых. Были среди них и такие,
которые уже стояли на пороге иного мира.
Порядок жизни был заведён, как полагается у отшельников, а послушание — почти воинское,
рука у моей прабабки, унаследовавшей престол и традиции Водяса, была железная. Одна
монахиня состояла при коровах, другая — при овцах, третья — в саду, ещё две сменялись на
посту у ворот...
— Прости меня, дядюшка,— сказал я.
Дядюшка Тасе буравил меня злыми глазами.
— Вопросы потом.
— Прости меня, дядюшка, не могу утерпеть...
— Говори.— разрешил он.
— А когда им нужно было яйцо? Ведь мы знаем, что яйцо без участия петуха невозможно...
Потом, им молоко нужно было. Между тем коровы без быков...
— Ну, слушай, и потешные же вы! Они посылали вниз, в деревни, монахинь, что помоложе; одну
— с курами, другую — с коровами — к петуху, к быку, куда надо! Будто трудно было
сообразить, вместо того чтобы меня перебивать... И потом что же,— продолжал он,— думаешь,
в святом скиту куры не могут нестись без петуха, а коровы...
— Не могут, дядюшка, хоть лопни,— не могут куры нестись без петуха. Это закон.
— Ну, прекрати в конце концов...— сердито накинулся он на меня.— Ты разве не знаешь, что на
Святой Горе и теперь стоит монастырь, куда не только не ступает нога существа мужского
пола, но даже дикие птицы, пролетая над ним, разделяются: мужчины, значит, самцы,
поворачивают налево и огибают его далеко стороной. Они не решаются ни крылом, ни глазом
осквернить воздух монастыря Святой Девы.
И дядюшка Тасе торжествующе огляделся.
— Однажды, примерно на рождество, в буран, вроде сегодняшнего, когда сугробы навалило, что
копны сена, и люди сидели в заточении по своим берлогам почти с обеда, в ворота скита кто-то
постучал...
Мать привратница в своей келье под колокольней, притворившись глухой, несколько раз
осенила себя крестным знамением и не двинулась от очага. Иной раз нечистый уклонится с
дороги, чтобы сыграть шутку над доброй христианкой.
Но вскоре стали стучать так чудовищно громко, что двор скита загудел сильнее, чем от
большого клепала. Послышались чьи-то грубые голоса. Монахиня и тут не сдвинулась с места.
Кто знает, может, пронесёт и это. Есть искушения, которые нельзя побороть иначе, чем не
обращая на них внимания. Но тотчас же град ударов обрушился снова на ворота, ещё более
неистовый, вперемежку с воплями: «Откройте, откройте!» — так что мать привратница,
закутавшись в шубу, вышла спросить, кто это. Ветер вырвал вопрос у неё изо рта и перебросил
его через стену.
— Люди добрые,— был ответ.
— Какие люди? — поинтересовалась монахиня.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монастырские утехи"
Книги похожие на "Монастырские утехи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василе Войкулеску - Монастырские утехи"
Отзывы читателей о книге "Монастырские утехи", комментарии и мнения людей о произведении.