» » » Сергей Балакин - Дредноуты


Авторские права

Сергей Балакин - Дредноуты

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Балакин - Дредноуты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Балакин - Дредноуты
Рейтинг:
Название:
Дредноуты
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дредноуты"

Описание и краткое содержание "Дредноуты" читать бесплатно онлайн.



История появления и развития главной ударной силы броненосных флотов.






Сергей Балакин, Владимир Кофман

ДРЕДНОУТЫ

Британские дредноуты на параде на Спитхедскам рейде: на переднем плане — «Айрон Дюк». Линкор «Нептун». Линейный крейсер «Нью Зиленд» на Баннике во время визита адмирала Битти в Кронштадт, июнь 1914 г. (Фото из коллекции С. Е. Виноградова).

«ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ ПУШКИ»

«Дредноут» — родоначальник нового поколения линейных кораблей.

Появление этого корабля вызвало шок в военно-морских кругах всех стран. Еще бы — новый линкор настолько превосходил любого из своих собратьев, что все многочисленные броненосные эскадры впору было пускать на слом — они мгновенно устарели. Стало ясно: в военном кораблестроении произошла революция, возвестившая о новой эпохе — эпохе концепции «all big guns» («только большие пушки»). А имя произведшего фурор первенца превратилось в нарицательное для обозначения целого класса линкоров. Нетрудно догадаться, что речь идет о «Дредноуте» — одном из самых знаменитых кораблей в мировой истории.

Главная особенность нового линкора — состав вооружения. В отличие от стандартных броненосцев, «Дредноут» совсем не имел пушек среднего калибра, зато нес десять 12-дюймовок, то есть в 2,5 раза больше, чем любой из его предшественников! Но тут непроизвольно вспоминается поговорка, что «новое — это хорошо забытое старое». Действительно, первые батарейные броненосцы 1860-х годов (да и их парусные предки тоже) по существу полностью соответствовали принципу «all big guns»: на их деках находились многочисленные пушки одного (для своего времени весьма солидного калибра. Более того, в 1864 году англичане построили броненосец береговой обороны «Ройял Соверен» у которого артиллерия (пять 10,5-дюймовых пушек) размещалась в четырех башнях, расположенных в диаметральной плоскости и способных вести огонь на оба борта — Чем не прообраз будущих дредноутов? Однако дальше эволюция броненосца пошла по другому пути. Противоборство снаряда и брони привело к тому, что калибр орудий, способных пробивать все утолщающуюся броню, непрерывно возрастал, и сами пушки превратились в монстров, имевших скорее моральное значение, нежели военное. Достаточно сказать, что их практическая скорострельность иногда не превышала четырех выстрелов в час, а точность наведения по горизонту из-за несовершенства гидропривода составляла плюс-минус один градус. Попасть из них в неприятеля можно было разве что при стрельбе в упор. И становится понятным, почему с появлением скорострельной артиллерии чудища главного калибра были низведены до ранга второстепенного оружия.

Линейный корабль «Дредноут», Англия, 1906 г.

Заложен в 1905 г., спущен на воду в 1906 г. Водоизмещение нормальное 18120 т, полное 20730 т; длина наибольшая 160,7 м, ширина 25 м, осадка 8,1 м. Мощность турбин 23000 м; скорость 21 уз. Броня: пояс 280-102 мм, верхний пояс 203-152 мм, башни 280-76 мм, барбеты 280-102 мм, рубка 280 мм, палубы до 61 мм (в сумме). Вооружение: 10 305-мм орудий, 27 76-мм пушек, 5 ТА.

Таким образом, создавать броненосец «только с крупными пушками» в 80-е и 90-е годы XIX века не имело смысла. Именно поэтому и остался нереализованным проект корабля с восемью 305-мм орудиями, предложенный лейтенантом В. Степановым и повторявший в схеме старый английский «Ройял Соверен» — увы, в то время он был слабее любого «нормального» броненосца с развитой артиллерией среднего калибра и стандартными четырьмя 12-дюймовками.

Предпосылки для возникновения «Дредноута» сложились только к началу XX века. Итальянский конструктор генерал Витторио Куниберти, отчаявшись заинтересовать собственными идеями высшее морское командование («нет пророка в своем отечестве»!), опубликовал в известном ежегоднике «Джейн’с файтинг шипс» за 1903 год статью под названием «Идеальный линкор для британского флота», в которой высказался за создание 17000-тонного корабля, обладающего скоростью 24 узла и вооружением из 12305-мм орудий. Главным аргументом в пользу такого вооружения был тезис о том, что потопить броненосец неприятеля можно лишь благодаря попаданию в броневой пояс только самых крупных снарядов. А недостаточная скорострельность 305-мм пушек требовала увеличения их числа. Вместе с тем Куниберти полагал, что дальность артиллерийского боя будет невелика, и потому его, в общем-то, правильные выводы многим казались неубедительными. К примеру, когда итальянские броненосцы типа «Витторио Эммануэле» находились в постройке, они провозглашались их создателями как «сильнейшие в мире», хотя при мощной средней артиллерии несли всего две 12-дюймовки и по существу были форменными «антидредноутами».

Впрочем, насчет дальности морского боя в предстоящей войне заблуждался не только Куниберти. Со времен Лиссы моряки всех стран, зачарованные таранной тактикой, представляли сражение между флотами в виде большой свалки с пальбой в упор. Достаточно сказать, что в изданных в России в 1901 году «Правилах артиллерийской службы» дальность стрельбы в 7–15 кбт (1,3–2,8 км) оценивалась как средняя, свыше 15 кбт — большая и 25 кбт (4,6 км) — предельная. Более дальновидный адмирал С. О. Макаров же в 1897 году считал вполне допустимой стрельбу на 7 км, а англичане два года спустя пришли к выводу, что современные приборы и прицелы в ближайшем будущем позволят вести огонь на дальность не менее 6-8 км. Опыт же русско-японской войны показал, что даже эти прогнозы были далеки от истины: русским и японским пушкам пришлось вести дуэль на значительно больших дистанциях.

Собственно говоря, увеличившаяся дальность стрельбы и породила «Дредноут». Во-первых, крупнокалиберные орудия отличаются лучшей меткостью. Во-вторых, корректировка огня осуществлялась по всплескам, и было важно не спутать разрывы снарядов разных калибров. Последнее удавалось не всегда: фонтаны воды от 305-мм и 234-мм снарядов, к примеру, не так-то просто различить. Сей факт стал еще одним аргументом в пользу перехода к единому калибру.

Наиболее последовательным сторонником этих идей был адмирал британского флота Джон Фишер — незаурядная личность, внесшая огромный вклад в развитие мирового кораблестроения. В тандеме с инженером Филиппом Уоттсом, с которым он познакомился еще в 1881 году, командуя броненосцем «Инфлексибл», Фишер разрабатывал один проект за другим, постепенно подходя к самому знаменитому своему детищу. Уже в 1902 году, параллельно с Куниберти, он предложил вариант линкора под условным названием «Антейкебл», который при водоизмещении 17 тыс. т должен был иметь скорость 21 узел и нести двенадцать 305-мм орудий. Проект остался на бумаге, но лег в основу следующих разработок — непосредственных предшественников «Дредноута».

Детальное обсуждение «линкора будущего» состоялось в британском Адмиралтействе в январе-феврале 1905 года. После бурных дебатов из восьми предложенных Фишером вариантов остановились на одном, довольно близком к «Антейкеблу». Подготовкой рабочих чертежей занимался главный кораблестроитель флота и давний знакомый Фишера Ф. Уоттс, и 2 октября в Портсмуте состоялась закладка нового корабля, получившего имя «Дредноут» («Dreadnought», что дословно переводится как «Не имеющий страха», «Бесстрашный»).

Линейный корабль «Беллерофон», Англия, 1909 г.

Заложен в 1906 г., спущен на воду в 1907 г. Водоизмещение нормальное 18600 т, полное 22540 т; длина наибольшая 1603 м, ширина 252 м, осадка 8,2 м. Мощность турбин 23000 л.с., скорость 21 уз. Броня: пояс 254-152 мм, башни 280-76 мм, барбеты 254-127 мм, рубка 280 мм, палубы до 100 мм (в сумме). Вооружение: 10 305-мм орудий, 16 102-мм пушек, 3 ТА. Всего построено 3 единицы: «Беллерофон», «Сьюперб» и «Темерер».

Линейный корабль «Сент-Винсент», Англия, 1909 г.

Заложен в 1907 г., спущен на воду в 1908 г. Водоизмещение полное 22800 т; длина наибольшая 16З,5 м, ширина 25,6 м, осадка 82 м. Мощность турбин 24 500л.с, скорость 21 уз. Броня: примерно как на «Беллерофоне». Вооружение: 10 305-мм орудий. 18 102-мм пушек, 3 ТА. Всего построено 3 единицы: «Сент-Винсент», «Коллингвуд» и «Вэнгард».

Линейный корабль «Нептун», Англия. 1911 г.

Заложении спущен на воду в 1909 г. Водоизмещение полное 23000 т. Длина наибольшая — 166.4 м, ширина 25,9 м, мощность турбин 25000 л.с. Броня: пояс 254-65 мм, башни 229-127 мм, палубы 76+20 мм. Вооружение 10 305-мм орудий, 16 102 мм пушек. 3 ТА. Всего построено 3 единицы «Нептун», «Колоссус» и «Геркулес».

Помимо артиллерии, линкор имел ряд других важных особенностей. Вместо паровых машин он был оснащен турбинами Парсонса, позволившими развить рекордную скорость в 21 узел. Отопление котлов (18 типа «Бэбкок энд Уилкокс») было смешанным — на угле и нефти. Но самое главное — это темпы, которыми шло строительство. Англичане уложились в немыслимые сроки: уже через один год и один день после официальной закладки «Дредноут» вышел в море на испытания, а общее время от разбивки на плазе до ввода в строй составило около 23 месяцев — ничтожно мало для столь сложного в техническом отношении корабля.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дредноуты"

Книги похожие на "Дредноуты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Балакин

Сергей Балакин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Балакин - Дредноуты"

Отзывы читателей о книге "Дредноуты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.