Алексей Лебедев - Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г."
Описание и краткое содержание "Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г." читать бесплатно онлайн.
Эта книга проф. А. П. Лебедева является логическим продолжением его труда по истории Византийской церкви в ΙΧ–ΧΙ вв. Следуя тому же плану, что и в предыдущей книге, автор ставит целью осветить религиозную жизнь византийского общества на протяжении четырех веков. Это был очень сложный период в истории Византии. С одной стороны, происходит упадок ее политического значения и уровня государственной жизни, а с другой стороны — это период подъема византийской культуры и образования (так называемые «комниновское» и «палеологовское» возрождение). А. П. Лебедев рассматривает внутреннюю жизнь Византийской церкви во всех ее аспектах — отношения между Церковью и государством в теории и на практике, нравственное состояние общества в данный период, состояние византийского образования, материальное и нравственное положение клира. Яркие характеристики императоров и константинопольских патриархов значительно оживляют исследование.
Это труд, как и все произведения А. П. Лебедева, имеет под собой солидную научную основу в виде русских и зарубежных исследований, и основан на серьезном анализе разных источников. Он написан живым научным языком и будет интересен как специалистам по истории Византии и Византийской церкви, так и широкому кругу читателей.
Издание снабжено указателями и новейшей литературой по предмету исследования.
223
Толкование Вальсамона на 61–е пр. Трулльск. соб. Прав, с толкованиями, с 644.
224
Anna Comnena. Alexias. Lib. XV. Migne. T 131, p. 1133.
225
Толков. Вальсамона, см. вышецитированное место.
226
Валъсамон Толк, на 72–е пр. Василия Великого. Правила с толкованиями, 351.
227
Валъсамон. Толк, на 61–е пр. Трулл. собора. Правила с толкованиями, с. 644.
228
Валъсамон. Толк, на 65–е пр. Трулльск. соб. Правила с толкованиями, с. 660—661.
229
Никита Хониат. Царствов. Мануила… Кн IV, гл 6, с. 187. См. Подробности об этого рода гаданиях и соединенных с ними действиях у проф. Скабалановича Хр Чт., 1886, т. I, с 580—581.
230
Григора. Визант. ист., V, 7
231
Там же. Кн. IV, гл. 8.
232
Великий логофет — начальник императорской администрации (начиная имп. Алексея I Комнина).
233
Там же. Кн. VIII, гл. 5.
234
Толк. Вальсамона на 61–е пр. Трулльск. собора. Правила с толков., с. 643—644.
235
Толк. Зонары на 61–е пр. Трулльск. собора. Ibid., с. 641
236
Толк. Вальсамона на 83–е пр. Василия Великого. Правила с толков, с. 376
237
Григора Визант история Кн X, гл 8, стр. 512.
238
Измена веры встречалась редко. Она совершалась не вследствие предпочтения Узкой веры своей вере, а ради выгод и политических расчетов Так было с племянником императора Иоанна Комнина, по имени тоже Иоанн. Никита Хониат Царствов. Иоанна, гл. 10.
239
Разумеем, например, рассказ Зонары о патриархе Иоанне Халкидонии (XII в.) '«Wales, lib. XVIII, cap. 25 Migne, p. 313.
240
Pachymens De Mich et Andron. Palaeolog. Lib. Ill, 24 (T II, 249—257. Bonn.)
241
Вальсамон. Толков, на 62–е прав. Трулльск. собора. Правила с толков., 650
242
На о. Крите действительно монахи и монахини жили в общих монастырях Miklosich.. Acta patr Const. Т. II, 477.
243
Hergenrother. Photius, patr. von Constantinop. В. Ill, 838—839. Немецкий автор излагает содержание сочинения, хранящегося в рукописи в Мюнхене
244
Miklouch. Acta.. Т. II, 464—465
245
Григора. Византийская история. Ки. VI, гл. 5.
246
Acta patr. Const. I, 368.
247
Цезаропапизм — система взаимоотношений между государством и Церковью, при которой светский правитель государства (император, король) является главой Церкви.
248
Никита Хониат. История. Царствование Исаака. Кн. III, гл. 7. Русск. перевод.
249
Isaaci Novellade electionibus pontificum. Migne. T. 135, col. 440. Ср.: Пахимер. История о Михаиле и Аидронике. Ки. IV, гл. 4.
250
Пахимер. История о Михаиле и Андронике. Кн. VI, гл. 31.
251
Никита Хониат. Царствование Манунла. Кн. VII, гл. 5.
252
Правила с толкованиями. Изд. Общества Любителей Дух. Просвещ. Т. I, с· 190. М., 1876.
253
Правила с толкованиями, с. 1331 —1332.
254
Ibidem, с. 1317.
255
Rhally et Potly. Syntagma… Т. IV, pp. 544—546. Athenae, 1854.
256
Вальсамона толков, на 69–е прав. Трулльского собора. Правила с толков., с. 670.
257
Замечательно, что Вальсамон затем продолжает: «а рукоположение священников и других посвященных лиц изглаживает малые грехи, например, поползновение ко греху, ложь и другие подобные, но не изглаждает прелюбодеяние». Вальсамона толков, на 12–е пр. Анкирского собора. Правила с толков., с. 935—936.
258
Этот Димитрий был сначала Константинопольским хартофилаксом, отличался Независимостью и самостоятельностью характера и в качестве архиепископа Вольского имел значительное влияние на дела Церкви. До нас дошло его каноническое сочинение: «Различные вопросы Константина, митрополита Диррахийского, и отна них Димитрия Хоматина».
259
Rhally et Polty. Syntagma canonum. Т. V, p. 429. Athenae, 1855.
260
О личности его неизвестно. Выдержки из его сочинений сообщает Лев Алляций.
261
Apud Allat De Consensione… p. 219 (Pichler. Geschichte der Trennung. В I S. 416).
262
Летопись, гл. 42. Русск. пер.
263
Ibidem, гл 53
264
«Григора Византийская история Кн. VIII, гл 2
265
Летопись, глава 53.
266
Иоанн Киннам. Обозрение царствования Иоаина и Мануила Комниных Кн 1. гл. 2.
267
Nicephorus Chumn Encomium in Andronic Palaeolog. (Pichler В. I. S. 416).
268
Pichler. Geschichte der Trennung. В. I. S. 286—287 (источник, откуда взято сведение — редкий).
269
Pichler. В. I, 417—418 (из сочинения Симеона, под заглавием: xh άπαντα εις ’ διαιρεΰέντα).
270
Pichler. В. I, 419—420 (из Сиропула, автора истории Флорентийского собора).
271
Cantacusem Historiae. Т. I, pp. 219, 249. Bonn.
272
О борьбе Алексея с двумя современными ему еретиками — Иоанном Италом и Нилом — нами уже были сообщены сведения в «Очерках истории Византийсковосточной церкви в IX, X и XI вв.».
273
Учение павликиан изложено в тех же «Очерках», с. 240 и далее.
274
Куманы — половцы.
275
Аппае Сотпепае. Alexias. Lib. XIV. Migne. PG. Т. 131, col. 1104—1110.
276
Богомильство — ересь, появившаяся в Болгарии, родственная восточным дучстическим религиям и павликианству.
277
Аппае Сотпепае Alexias Lib XV Migne, рр 1167—1186, Zonarae Annales Lib XVIII, cap 23 Migne PG T 135, p 305
278
Alexu Comneni novella de electiombus Migne PG T 127, p 945
279
Вот полное заглавие новеллы Novella lex imperatoris Alexu, sanciens de electiombus, qualesque esse oporteat qui per orbem sunt pontifices, itemque saeerdotes in provincus, metropohbus et episcopalibus Ibidem
280
Ibid, рр 945—968
281
Novella de chartulano Migne Ibidem, pp 968—972
282
Alехи De canomco et consuetudinibus, quae ordmatiombus nomine dantur, deque benedictione nuptiarum — aureae bullae sanctio. Migne. T 127, pp 925—927
283
Случай, по поводу которого издан этот указ, подробно рассказан в наших «Очерках Византийско–восточной церкви IX‑XI вв.*, с. 65—68. Ср.: Проф Ус пенскии Очерки по истории византийской образованности, с. 198—201 СПб., 1891
284
Все эти новеллы можно найти у Миня, в 127 томе греческой серии. Кроме того, первая из них помещается в «Правил, с толков.*, I, 883—885.
285
Первым преемником Алексея был сын его Иоанн Комнин, но о его отношении к Церкви нельзя сказать ничего определенного, за недостатком прямых фактов в подобном роде. Немецкий ученый Остер (Oster. Anna Komnena. Theil I. S. 60—61) утверждает, что Иоанн не был чужд симпатий к папизму и был главой партии на Востоке, расположенной к соглашению с Западной, тогда уже отпадшей от союза с Востоком, Церковью; но это мнение Остера едва ли справедливо. Пихлер, ана лизируя письма Иоанна к папе Гонорию II, замечает, что письма эти едва ли были приятны для папской курии (Pichler. I, 286—287). А помимо этих писем, мы ничего не знаем об отношениях Иоанна к Западной церкви. Вообще мнение Остера есть не что иное, как безосновательная догадка.
286
Никита Хониат. История. Царствование Мануила. Кн. VII, гл. 5.
287
Eustathn metrop Thessalon Laudatio funebns Manuehs Comneni, cap. 13 Migne. PG. T 135, pp. 980—981.
288
Нужно помнить, впрочем, что речь Евстафия, из которой приведена вышеизложенная цитата, сказана была «в память» Мануила, уже после его смерти его. Этим, быть может, и уясняется тон речи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г."
Книги похожие на "Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Лебедев - Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г."
Отзывы читателей о книге "Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.", комментарии и мнения людей о произведении.