» » » Елена Архипова - Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка


Авторские права

Елена Архипова - Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка

Здесь можно купить и скачать "Елена Архипова - Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Архипова - Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка
Рейтинг:
Название:
Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка"

Описание и краткое содержание "Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлена развернутая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей первого года жизни. Рассматриваются особенности поэтапного формирования у них всех линий психомоторного развития. Представлена скрининговая система обследования детей первого года жизни. Для детей, отстающих в психомоторном развитии, разработана система коррекционных мероприятий, включающая логопедический массаж, дыхательную и голосовую гимнастику, стимуляцию эмоционального, голосового и доречевого общения, способствующая развитию зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации и понимания речи.

Пособие адресовано родителям детей раннего возраста, специалистам инклюзивных групп и Службы ранней помощи, психологам, дефектологам, логопедам, студентам педагогических колледжей и вузов.






Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит в течение седьмого месяца жизни. Затем процесс накопления звуков замедляется. В возрасте 7–8 месяцев и до года артикуляция практически не развивается, но ребенок начинает понимать речь. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова.

Длина цепочек лепетных слогов в возрасте восьми месяцев максимальна и составляет около 4–5 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи уменьшается до 2–3, что соответствует среднему числу слогов в словоформах русской речи.

Первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций ( а – а – а и т. п.) к 8–9 месяцам сменяются цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя – шл-шит.д.). Затем в 9—10 месяцев появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом и меняющимся вокальным концом (те – тя – те).

К десяти месяцам коммуникативно-познавательная активность ребенка достигает более высокого уровня. Происходит скачок в мотивационной сфере ребенка. Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, взрослый систематически обращает его внимание на различные объекты окружающей действительности, выделяет их голосом, эмоциями. Ребенок усваивает эти «эмоциональные метки» предметов вместе с соответствующими им звуковыми образами. Подражая взрослому и используя уже доступные цепочки лепетных сегментов, ребенок воспроизводит первые лепетные слова, по форме все более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка.

Примерно к одиннадцати месяцам появляются лепетные цепи с меняющимся шумовым началом (ва – ля, ди – ка, дя – на, ба – на – па, э – ма – ва и т. д.). При этом один из слогов выделяется по длительности, громкости, высоте звука. Вероятнее всего, так в доречевых средствах общения закладывается ударение.

По мере развития лепета звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляются губногубные, губно-зубные, альвеолярные, передне-, средне– и заднеязычные, фарингальные, носовые и ротовые, звонкие и глухие, смычные и щелевые, твердые и мягкие звуки. Лепет более дифференцирован, чем система фонем русского языка, которую придется освоить ребенку.

К концу первого года жизни ребенка появляются первые слова, в большинстве своем состоящие из одинаковых парных слогов: баба, папа, мама, ляля и др.

Динамика овладения детьми звуковой стороной речи изучена сравнительно мало. Освоение фонетики в основном определяется развитием речедвигательного анализатора, но есть и другое мнение, согласно которому усвоение звуков речи находится в зависимости от их акустических свойств.

Функция речедвигательного анализатора в своем развитии значительно отстает от развития слухоречевого анализатора. В процессе усвоения звуков речи, подчиненного закономерностям развития речедвигательного анализатора, грубые артикуляционные дифферештройки постепенно сменяются все более тонкими, а усвоение конкретных звуков происходит путем постепенного перехода от более легкого артикуляционного уклада к более сложному. В процессе развития речи повторяются те этапы образования артикуляционных дифференцировок, которые имели место в лепете. При переходе от лепета к речи происходит повторный процесс формирования всей звуковой системы языка.

Итак, к концу первого года жизни у здорового ребенка появляются импрессивная (предпосылки к пониманию речи) и экспрессивная (собственная доречевая активность) речь, развивается игровая деятельность. Ребенок начинает самостоятельно передвигаться. На этом заканчивается доречевой период. Затем поисходит совершенствование и дальнейшее развитие всех сторон речи.

Содержание работы с детьми первого года жизни

При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного развития.

Первый этап работы (от рождения до 3 месяцев) [1]

Цель. Стимуляция голосовой реакции, гуканья и гуления.

Задачи . Формирование потребности в эмоциональной коммуникации, эмоциональном познании окружающего мира.

Основные направления развития ребенка от рождения до трех месяцев.

Развитие общей и мелкой моторики рук, формирование зрительного и звукового сосредоточения, стимуляция голосовых вокализаций, формирование предпосылок понимания речи, вызывание эмоциональных реакций в ответ на общение с матерью.

Моторика в норме

1–4 недели. Характерен симметричный тонус, преодолеваемый при активных движениях. Все безусловные рефлексы симметричны. Поворачивает голову из среднего положения набок.

4 недели. Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, держит ее несколько секунд.

6 недель. Приподнимает голову на 45°, лежа на животе, удерживает ее 10–20 секунд, ноги при этом напряжены.

8 недель. В положении на животе удерживает голову до 1 минуты, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах.

12 недель. Лежа на животе, поднимает голову на 45–90°; опирается на предплечья, руки разогнуты в локтевых суставах под острым углом, активно двигает ногами; при провокации реакции опоры дотрагивается до подстилки согнутыми ногами.

Развитие моторики

1. Тренировать приподнимание и кратковременное удерживание головы в положении лежа на животе.

2. Тренировать приподнимание, а также кратковременное и длительное удерживание головы в положении лежа на спине.

3. Тренировать удерживание головы в вертикальном положении.

4. Тренировать опору на предплечья рук в положении лежа на животе с высоко поднятой головой.

5. Тренировать упор на ноги. В положении лежа на спине помогать ребенку выполнять скольжения ступнями по поверхности стола.

Мелкая моторика рук в норме

1 неделя. Пальцы сжаты в кулак, отмечаются редкие хаотичные движения пальцами; выражен хватательный рефлекс руки.

4–6 недель. Ребенок разжимает кулачки.

8 недель. Приближает руки ко рту и сосет пальцы; фиксирует взглядом собственную руку; удерживает игрушку в течение 10 секунд.

10 недель. Потирает глаза и нос руками; рассматривает собственные руки.

12 недель. Удерживает вложенную в руку игрушку в течение 15–20 секунд; тянет игрушку в рот; направляет руки к объекту в ответ на зрительный стимул.

Развитие мелкой моторики рук

1. Стимулировать раскрытие кулака и разведение пальцев. С этой целью можно погладить руку щеткой, кусочком искусственного меха.

2. Стимулировать выведение большого пальца, если он находится внутри кулака. Для этого необходимо помассировать область у основания большого пальца.

3. Активизировать хватательный рефлекс. С этой целью взрослый поглаживает щеткой внутреннюю поверхность ладони, массирует большими пальцами внутреннюю поверхность ладони ребенка.

4. Полезно вкладывать в раскрытую ладонь удобные для удержания игрушки (игрушки должны быть адекватны возрасту ребенка).

5. Поднимать руки ребенка до уровня глаз с целью фиксации на них взгляда и опускать руки до уровня рта.

6. С двухмесячного возраста следует подвешивать игрушки на уровне груди ребенка, чтобы он мог касаться, захватывать, ощупывать их.

7. Во время купания полезно использовать плавающие игрушки, чтобы ребенок мог касаться и захватывать их.

Зрительное восприятие в норме

1 неделя. Зажмуривает глаза на яркий свет, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света.

2–3 недели. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком, блестящем предмете, находящемся в поле зрения.

4–5 недель. Кратковременно послеживает глазами за объектом на 20–30 см вправо или влево от средней линии.

6–8 недель. Прослеживает глазами движения объекта по горизонтали на 40–50 см вправо и влево от средней линии; пытается найти зрительный раздражитель; фиксирует взгляд на своей руке.

8–9 недель. Длительно сосредотачивает взгляд на предметах; находясь на руках у взрослого, фиксирует взгляд на его лице (появляется возможность рассматривания предметов на близком расстоянии).

10–11 недель. Фиксирует взгляд на взрослом, подающем голос, с проявлением эмоциональной реакции; рассматривает свои руки; реагирует на звон колокольчика остановкой взгляда или движением.

12 недель. Может отвлечься от сосания бутылочки (груди) в ответ на зрительный раздражитель; движение руки к игрушке выполняет под контролем зрения; глазами ищет источник звука (колокольчик); следит взглядом за круговыми движениями руки взрослого, в которой находится яркая игрушка.

Развитие зрительного восприятия

1. Вызывать фиксацию взгляда на лице взрослого.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка"

Книги похожие на "Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Архипова

Елена Архипова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Архипова - Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка"

Отзывы читателей о книге "Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.