Е Радченко - Искусство жить во вселенной
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Искусство жить во вселенной"
Описание и краткое содержание "Искусство жить во вселенной" читать бесплатно онлайн.
Радченко Е
Искусство жить во вселенной
Е. Радченко
ИСКУССТВО ЖИТЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ
О древнем городе Аркаим, открытом археологами на Южном Урале, журнал публиковал размышления писателя Владимира Носкова. Они назывались "Что на чаше весов?" ("Уральский следопыт", 1989, № 12). Сегодня мы продолжаем тему.
АРКАИМ - ГЕНИАЛЬНАЯ ПОДСКАЗКА ПРЕДКОВ?
Гипотеза о том, что Аркаим - возможная модель мира, высказывалась уже не однажды. Но если, думаю я, эта мысль найдет научное подтверждение, а затем будет освоена всеми нами, может быть, мы изменимся настолько, что станем совсем другими? Но как, скажите мне, это новое понимание можно будет "потрогать руками", примерить на себя?
Я хочу представить читателю кое-что из того, что можно потрогать руками.
Однако сложность в том, что с основными доказательствами проделать это будет невозможно. Они касаются того, что у нас принято называть нематериальным миром: мира идей, совокупности знаний и представлений о человеке и природе, человеке и Вселенной - касаются мировоззрения наших предков, населявших Южный Урал в бронзовом веке. Путешествие нам предстоит столь же увлекательное, сколь и сложное.
Мы - в лаборатории археологии урало-казахстанских степей Челябинского государственного университета и Уральского отделения Академии наук СССР. Ее руководитель Г. Б. Зданович - наш собеседник.
- Исследования ученых на Аркаиме, - сказал Геннадий Борисович, безусловно подтверждают мысль, что перед нами в своеобразной форме передано мировоззрение древнего человека. Если я нахожусь в центре Вселенной, то я вижу ее всю, и все ее лучи проходят через меня. Это не позволяет мне быть разрушителем, моя деятельность может происходить только в одном направлении - созидания.
- Геннадий Борисович, высокий уровень культуры мышления общества ранней бронзы - как он подтверждается находками экспедиции?
- Вы рассуждаете исключительно как человек современный. Судить по черепкам, по бронзовому щиту... Уровень мировоззрения запечатлен в сложных погребальных обрядах, в архитектуре. А вещи - каждая из них эстетична. Это мир, в котором вещи служат людям. Здесь нет парадного оружия, нет элитарных вещей, как нет и вещей ненужных, убогих.
Культура арийских племен Южного Зауралья вполне соответствует культуре народов Ближнего Востока того же периода. Конечно, в отношении духовности и ее проявлений мы пока на самой первой стадии изучения, но именно здесь истоки скифо-сарматской мифологии, всей скотоводческой цивилизации.
В разговор вступает сотрудник лаборатории К. К. Быструшкин:
- Поразительна технология возведения Аркаима: верхний дерновый слой почвы древние строители нарезали кирпичами - до 15 см толщиной, длиной до полуметра, и выкладывали ими стены. Стены при этом как бы поднимаются из земли, становятся естественным продолжением рельефа. Полое пространство внутри их заполнено землей, взятой здесь же. Поэтому найти следы деятельности трудно - все возвращается обратно в природу.
- Не здесь ли разгадка того, почему так долго Аркаим стоял неузнаиным? Ученые место раз проходили мимо него, потому что не могли даже предположить уровень мировоззрения древних, воплотившийся в подобной технологии.
- Идея вписывания себя в жизнь Вселенной и конкретной местности должна пониматься нами не как красивый образ, а как единственно возможный способ существования древних людей.
Мы не знаем, каким образом выбиралось местоположение Аркаима песчаный остров посреди массивов глины, - пять метров в сторону - и Аркаима не будет. Колодцы точно выходили на грунтовые воды. Ошибок не было. Свои угодья, хозяйство люди настолько тонко вписывали в ландшафт, что эти объекты почти не отличимы от природных. Мягкое неконфликтное сосуществование с природой позволяет жить на территории Аркаима большому количеству людей, хотя природные и климатические условия тогда были намного хуже, чем сейчас: еще помнился ледник, почвы были на четыре тысячи лет моложе.
- Что это - наивное прозрение древних людей?
- Нет. Это сложный и тонкий расчет. Вот смотрите - если на схему Аркаима положить ориентировку - на север и юг по компасу - все покажется случайным. А ориентировка астрономическая - по полуденной линии - дает такую картину: главные ворота внешнего круга - на запад, ворота внутреннего круга (раскопанные) - точно на север. В нераскопанной части при дешифровке на местности обнаруживается: ворота внешнего и внутреннего круга ориентированы на юг. У главных ворот внешнего круга есть небольшая комната - без окон, без дверей. Функционального значения она не имеет никакого. Тогда - зачем?
Чтобы проверить астрономическую версию, нужно обратиться к аналогам. Оказывается, что широта Аркаима - 52 градуса 39 минут с. ш. - всего на полтора градуса отличается от широты Стоунхенджа (51 градус 11 минут с. ш.). А это значит, что астрономические события наступают на Аркаиме на четыре часа раньше (разница по долготе - 60 градусов), но это одни и те же со Стоунхенджем события, почти без искажений. Условия наблюдений аналогичные. Более того - наша Аркаимская провинция сопоставима по географической широте и площади с территорией, на которой расположены памятники всемирно известной английской древней каменной астрономии. То есть мы можем свободно пользоваться результатами и методиками английской археоастрономии.
Справка. Без малого четыре тысячи лет назад в Англии в долине Солсбери на рубеже каменного и бронзового веков за несколько столетий до падения Трои было возведено каменное сооружение - Стоунхендж. Это один из многочисленных мегалитических (каменных) памятников северо-западной Европы.
В изучении Стоунхенджа на протяжении двух веков участвовали археологи, антиквары, священники, астрономы, наконец, просто любители. Традиция исследования Стоунхенджа как астрономической обсерватории была заложена в 1740-м году Уильямом Стьюкли, который первым обратил внимание на то, что ось Стоунхенджа ориентирована на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Это позволило более поздним исследователям понять роль Стоунхенджа и произвести переоценку всей поздненеолитической и раннебронзовой культуры.
В 1771 году доктор Джон Смит предположил, что кольцо сарсеновых камней служило календарем.
В 1964 году американский ученый Джеральд Хокинс опубликовал статью, в которой доказал, что Стоунхендж - не только солнечная и лунная обсерватория, но и счетная машина для предсказания лунных затмений. Ему удалось также доказать, что арки Стоунхенджа, как прорезь с мушкой в ружейном прицеле, служат громадными визирами, с погрешностью менее одного градуса отмечающими восходы и заходы Солнца и Луны в дни солнцестояний и равноденствий.
Вернемся к Аркаиму.
- Это высокая астрономическая культура, переведенная на язык архитектуры, - рассказывает К. К. Быструшкин. - Алгоритм этого перевода нам пока неизвестен, но есть гипотеза, что основной архитектурный мотив Аркаима - астрономически точная модель движения Солнца.
Аркаим - карта звездного неба. Причем, звездочек как таковых там нет, а есть основные узлы и события. Небо точно вписано в Караганскую долину широта местности на Аркаиме вычисляется по его архитектуре с точностью до 10 минут дуги. Размеры же Аркаима ровно в 60 раз меньше, чем круг видимого горизонта, и составляют одну стадию - единицу древней меры длины, использовавшуюся во всем Средиземноморье и на Востоке.
...Зачем, спросит читатель, нужна была древнему человеку вся эта сложность? Чтобы просто жить и воспроизводить себя в потомстве, все это вроде бы ни к чему... Ответ прост. Во-первых, такие вспышки высококультурной мировоззренческой деятельности людей не были столь уж частыми, и каждый раз они имели под собой вполне определенную сумму причин. У нас на Южном Урале это случилось в бронзовом веке. Позднее нечто подобное должно было, как предполагают ученые, произойти на Северном Урале, возможно, на территории нынешней Пермской области. А во-вторых, оглянитесь вокруг: не потому ли у нас высох Арал, не потому ли каждый год - засуха и, честно зарывая в гектар нашей родины 3 центнера зерна, мы собираем потом 4, что перестали считать природу своей матерью и разучились жить во Вселенной?
Говорит Г. Б. Зданович:
- Это все пока - сенсация. А ее нужно превратить в науку. Нам нужно учиться у наших предков - созидать, учиться жить на этой земле. Предстоит громадный труд - вслед за учеными реконструировать мировоззрение наших предков. Это так огромно, это больше нас с вами, на это не хватит ничьей жизни...
Привычка жить под прессом идеологии для многих из нас стала заменой собственно мировоззрения. Как, скажите, людям, которые имеют славную традицию регулярно, до самозабвения искренно и вполне санкционирование напиваться снизу доверху в день Октябрьского переворота или в день международной солидарности трудящихся, - как им понять людей, которые самым серьезным событием года считали день летнего солнцестояния?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Искусство жить во вселенной"
Книги похожие на "Искусство жить во вселенной" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Е Радченко - Искусство жить во вселенной"
Отзывы читателей о книге "Искусство жить во вселенной", комментарии и мнения людей о произведении.