Рада Грановская - Психология веры

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психология веры"
Описание и краткое содержание "Психология веры" читать бесплатно онлайн.
В книге известного российского психолога профессора Рады Грановской вера рассматривается как опора человеческих стремлений и потребностей. Показано воздействие мировых религий на формирование человеческой психологии, вскрыты глубинные связи между силой веры и развитием человека. Анализируется влияние веры на мировоззрение, психическое здоровье и этику современного человека. Использованы обширные материалы, накопленные мировыми религиями, исторические и религиозные, посвященные основоположникам и канонам различных верований, международный и отечественный опыт в области общей психологии. Второе издание монографии (предыдущее вышло в 2004 г.) переработано.
Для психологов, педагогов, философов и студентов профильных факультетов высших учебных заведений.
Демократизм ранней формы
Кто сеет хлеб, тот сеет праведность.
Демократизм зороастризма виден в том, что в Авесте главное внимание уделяется труженику. Отмечено, что счастье живет там, где верующий возделывает много хлеба, травы и плодов, где он орошает сухую почву и отводит воду от почвы сырой. Несчастной считалась та почва, которая долго лежит необработанной в ожидании хозяина, подобно взрослой девушке, которая ходит бездетной в поисках мужа. Только того, кто сам, обеими руками трудится на земле, она вознаграждает богатством, как возлюбленная супруга приносит мужу свое дитя.
Ахура-Мазда дарует власть только тому, кто помогает бедным. В этом представлении – основа понятия о сострадании и справедливости. От каждого требовалось отдавать нуждающимся людям излишки своего богатства. В Авесте говорится, что состоятельный обязан помогать бедным и что человек всегда должен работать. Зороастр даровал надежду спасения на небесах всем, независимо от земного богатства, лишь бы они творили добрые дела. Вместе с тем он пригрозил богатым адом, если они будут поступать несправедливо. В число добрых дел он ввел и общественно полезные работы: построение канализации, устройство мостов, изготовление земледельческих орудий, помощь бедным продовольствием в голодные времена.
Как лекарство от бедствий народа развертываются социальные устремления учения Зороастра и повествуется об аграрной реформе (Ав. Ясн. 31; 9–10). В одной из самых ранних гат «Вопль души коровы» (Ав. Ясн. 29) повествуется, насколько народ страдает от насилия и грабежей, от набегов врагов, опустошающих поля, и от притеснений. Здесь душа коров, олицетворяющая и душу народа и душу его стада, изливает свою скорбь. (Душа стада коров изображается как нечто общее с душой общины, которой принадлежат коровы, тем более что они – родственники: согласно зороастризму , первым обитателем земли был бык, от его семени родилась первая человеческая пара.)
Выступив против массовых жертвоприношений, требующих немалых личных затрат, Зороастр облегчил жизнь бедным людям. Помощь предполагалась не только низшим и бедным, но и собирающимся жениться с тем, чтобы они могли начать честную и добродетельную жизнь. Оговорена и воспитательная помощь тем, кто в этом нуждается. За добрые дела полагалось духовное воздаяние – счастливая жизнь в раю человека с чистой совестью. Поэтому столь многие замечали, что жили зороастрийцы между собой в полном согласии, делали совместные пожертвования в пользу своих бедняков и не допускали, чтобы кто-нибудь выпрашивал подаяние у приверженцев других религий. Праздники отмечались общими трапезами, пением, танцами и раздачей горячего хлеба и одежды бедным.
Сравнение с другими религиями
В конце мировой истории, после очищения мира от Зла
Воскрешу праведников – дам их душам телесное воплощение.
Ав. Яшт. 13, 10:4
Проводя сравнение зороастризма с другими религиями мира, прежде всего надо обратиться к индуизму , поскольку он имеет общие с зороастризмом корни. Недаром неоднократно отмечалось, что Авеста и Веды – два «эхо» одного и того же голоса. Еще до возникновения зороастризма между персами и индусами наблюдалось родство в языке и в верованиях, поскольку эти народы имели общие корни. Одна часть этого потока осела в Индии, другая в Иране. Поэтому неудивительна языковая близость и сходство традиционных образов. Ригведа и Авеста, каноны этих религий, относятся приблизительно к одному историческому периоду – к первой половине I тысячелетия до н. э. Общие истоки сказываются в сюжетах, в именах мифических персонажей. Допускают, что, создавая свое учение, Зороастр опирался на традиции арийцев. Сходство видно, прежде всего, в группе главных богов. Имеется родство между индийским названием бога Асура и иранским словом «Ахура», которое образует главную составную часть в имени высшего бога Ахура-Мазды. В ведийской литературе фигурируют семь сыновей Адити, в зороастризме им соответствуют семь помощников и бессмертных благодетелей Ахура-Мазды: Амеша-Спента.
Явно единый источник у зороастризма и индуизма имеет и учение о кастах. В позднем зороастризме тоже (как в индуизме ) фигурируют четыре касты. Это каста жрецов (голова), каста воинов (руки), каста земледельцев (живот) и каста ремесленников (ноги). Считается, что каждой касте присущи и особые добродетели: для жрецов – умеренность, для воинов – стойкость, для земледельцев – разум, для ремесленников – энергия.
В канонах обеих религий – Ригведе и в Авесте постулирован закон миропорядка: в индуизме – рита, а зороастризме – аша. Просматривается родство с индуизмом и в некоторых культах. Отметим только культ огня и приобщение к «напитку бессмертия»: сома в индуизме и хаома у зороастрийцев.
Главными отличительными чертами зороастризма считают.
1. Представление о том, что исторический процесс имеет конечную цель.
2. Дуализм как идея участия человека в мировой борьбе двух начал – добра и зла.
3. Идея посмертного воздаяния за грехи, включающая веру в загробную жизнь, в бессмертие души и воскресение тела.
Мировосприятие зороастризма опирается на то, что Ахура-Мазда – единственный несотворенный бог, существующий вечно. Он не антропоморфен, не имел ни жен, ни детей и являлся олицетворением абстрактного морального принципа добра. Он «творит» мир посредством мысли, а видимым проявлением, «телом» Ахура-Мазды выступает священный огонь. Ахура-Мазда имеет еще одно существенное преимущество в борьбе со злом: благодаря дару всеведения он предвидит все события, то есть организует свои поступки со знанием их последствий. (Анхра-Майнью, напротив, видит результаты своей деятельности только тогда, когда действие уже совершено.)
Олицетворение справедливости и правопорядка, воплощение мудрости Ахура-Мазда неизменно придерживается заведенного и истинного порядка вещей – аша . Аша обозначает существующий в мире закон (порядок), управляющий поступками и планет, и богов, и людей. В соответствии с ним движутся светила, сменяются времена года, день и ночь. (Сравним миропорядок аша и рита в индуизме .)
В основу вероучения положено представление о трех эрах мироздания: Творения, Смешения и Разделения. Все вместе они составляли огромный «Мировой год». В конце третьей эры мир восстанавливается в совершенстве, каким он обладал во время первой эры. Тем самым отмечались этапы развития и цикличность.
Первый период – Творение, начинается с предсуществования идей и вещей. В его истоке – не созданное бесконечное время как начало всех начал. В этом периоде Ахура-Мазда создает идеальный мир абстрактных понятий – прообразов всего, что позднее будет создано на земле. Тем самым постулировано, что сначала все было создано в духовном, нематериальном плане, а затем всему был придан материальный характер. В отличие от представлений других религий, здесь материальное бытие выступает как более полноценное, чем нематериальное, потому что творения стали цельными и ощутимыми. Однако одновременно они стали существовать во времени и судьба их получила конечный характер, поэтому их материальность оказалась уязвимой для сил зла.
В период, когда материальный мир уже существовал, но был еще статичным, против Ахура-Мазды начинает действовать темное, отрицательное начало – Анхра-Майнью, что и обеспечило динамику мира. Его вмешательство знаменует начало второго периода – Смешения. Вследствие его вмешательства и столкновения противоположных сил весь мир пришел в движение: текут реки, движутся небесные тела. Кроме приведения мира в движенье, Анхра-Майнью вносит свой вклад в организацию мира – он создает некоторые элементы мироздания, которые не подчиняются законам аша – планеты и кометы, которые не подчиняются равномерному движению в небесных сферах, а также вредных животных и загрязняет воду. Период Смешения заканчивается появлением пророка Зороастра.
Третий период – Разделение, наступает после появления пророка Зороастра. Два противоположных, борющихся между собой начала мыслятся одновременно и как космические силы, и как этические начала. Они противоположны, но всегда проявляются вместе во всем сущем. В органической природе имеет место борьба жизни и смерти, в духовном мире – борьба добра и зла, в общественной жизни – борьба справедливости с беззаконием. Поскольку Ахура-Мазда всемогуществом не обладал, то, находясь в постоянной борьбе с главным духом зла Анхра-Майнью, нуждался в помощниках. С этой целью он создал человека и от его помощи зависело, победит ли он своего вечного противника окончательно. Тем самым была выдвинута идея сотрудничества бога и человека для поддержания порядка в мире. Придав этому сотрудничеству принципиальное значение, Зороастр провозгласил, что конечной целью совместных усилий выступает восстановление идеального порядка и процветания на земле, что и придало жизни человека важное значение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология веры"
Книги похожие на "Психология веры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рада Грановская - Психология веры"
Отзывы читателей о книге "Психология веры", комментарии и мнения людей о произведении.