Рада Грановская - Психология веры

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психология веры"
Описание и краткое содержание "Психология веры" читать бесплатно онлайн.
В книге известного российского психолога профессора Рады Грановской вера рассматривается как опора человеческих стремлений и потребностей. Показано воздействие мировых религий на формирование человеческой психологии, вскрыты глубинные связи между силой веры и развитием человека. Анализируется влияние веры на мировоззрение, психическое здоровье и этику современного человека. Использованы обширные материалы, накопленные мировыми религиями, исторические и религиозные, посвященные основоположникам и канонам различных верований, международный и отечественный опыт в области общей психологии. Второе издание монографии (предыдущее вышло в 2004 г.) переработано.
Для психологов, педагогов, философов и студентов профильных факультетов высших учебных заведений.
Ахура-Мазда, как олицетворение справедливости и правопорядка, неизменно придерживается заведенного и истинного порядка вещей – аша (цит. по: 98, с. 293). (Сравним миропорядок аша с миропорядком рита в индуизме .) Аша обозначает существующий в мире закон, управляющий космическими телами и поступками богов и людей. В соответствии с ним в определенной последовательности движутся светила, сменяются времена года, день и ночь. Аша обеспечивает порядок всего существующего в мире. Поэтому в понятие аша входило все положительное, что имеется в природе человека и его жизнедеятельности – прежде всего абсолютная справедливость . В зороастризме существует особое понятие для проистекающих последствий действий человека – миджем. Суть его в том, что каждый человек непременно столкнется с последствиями своих действий. (Сравним с понятием карма в индуизме и буддизме .) Тем самым понятие миропорядка приобретает этический смысл. Если добродетель это естественный порядок вещей, то порок и зло – его нарушение. Только аша – правильный путь нравственного и духовного совершенствования.
К воинству доброго бога Ахура-Мазда относят шесть персонифицированных положительных понятий, составляющих с ним некое единство. (Анахита – источник всемирных вод – объявлена дочерью Мазды.)
1. Добрая мысль – Воху Мана (благой промысел) – покровитель скота.
2. Лучшая правда – Аша Вахишта (праведность) – покровитель огня.
3. Избранная власть – Хшатра-Ваирья – покровитель прочности металлов.
4. Благочестие – Спента-Арамаити (святой мир) – покровитель Земли.
5. Бессмертие – Амеретат – покровитель растений.
6. Целостность – Хаурватат – покровитель здоровой жизни и воды.
Творения мира созданы совершенными, а грязь и болезни, ржавчина, муть, плесень, зловоние, увядание, гниение – все, что портит совершенство – дело рук Анхра-Майнью и его темного воинства. К последнему принадлежат персонифицированные отрицательные понятия: зависть, лень, ложь, а также злые природные начала – смерть, холод, зной, вредные животные и насекомые.
В основу учения Зороастра положено представление о трех эрах мироздания: Творения, Смешения и Разделения. Все три периода рассматривались как огромный «Мировой год». Тем самым в материальном мире намечены этапы развития и цикличность. Во время третьей эры мир восстанавливается в том же совершенстве, каким он обладал во время первой. Каждый цикл длится 12 тысяч лет и делится на 4 периода по 3 тысячи лет.
Первый период – Творение. В его истоке – несозданное, бесконечное время. Это философское представление о времени как о начале всех начал. Здесь все идеи и вещи еще только предсуществуют.
На следующей стадии Творения Ахура-Мазда создает идеальный мир – мир абстрактных понятий. При этом появляются прообразы всего, что позднее будет создано на Земле. Тем самым сначала все было создано в духовном, нематериальном плане (сотворены образы и планы конструкций), а после всему был придан материальный характер. В отличие от представлений других религий, в зороастризме материальное выступает как более полноценное, чем нематериальное, поскольку материальные творения становятся цельными и ощутимыми. Однако одновременно они начинают существовать во времени, и судьба их конечна. Поэтому материальность предметов и людей оказалась уязвимой для сил зла. На этапе сотворения материального мира (меног) бог создает небо, звезды, Луну, Землю и Солнце. Создав небо, он украсил его звездами и одну из них поставил стражем и наблюдателем – это Сириус. Обиталище самого Ахура-Мазды – за сферой Солнца. Главные небожители – это Солнце (воплощение огня) и звезды. Все они чистые и великие, защищающие всех и всем приносящие благо. Позднее звезды персонифицируются в виде гениев-покровителей: человека, семьи, дома, государства. Одновременно они являются и верховными духами, стоящими во главе царства добра. Возглавляет их сам Ахура-Мазда.
Создание мира описано как происходившее в определенной последовательности: небо, вода, земля, растения, звери, человек. Вселенная представлена как состоящая из трех частей.
1. Земля описана как круглая, плоская, окруженная океаном, наподобие широкой реки.
2. Небо – как безначальная, светоносная сфера.
3. Рай – как пространство между Землей и бесконечным светом, заполненным звездами, Луной и Солнцем.
Период Смешения начинается, когда материальный мир (земля, небо и рай) уже существует, но еще статичен. В этот момент против Ахура-Мазды начинает действовать темное, отрицательное начало Анхра-Майнью. Его вмешательство знаменует начало этого периода и столкновения противоположных сил. При этом и весь мир приходит в движение: текут реки, движутся небесные тела. Кроме приведения мира в движение Анхра-Майнью вносит свой вклад в организацию мира – он создает некоторые элементы мироздания, которые не соответствуют законам аша, – те планеты и кометы, которые не подчиняются равномерному движению в небесных сферах, а также вредных животных, и загрязняет воду. Он яростно врывается в мир, сделав большую часть воды соленой, иссушив растения, образовав на Земле пустыни и подпортив огонь дымом.
В Авесте описано, каким образом на Земле появился человек. Он произошел от небесного первобыка Гайомарда. От его семени, пролитого на землю, выросло Древо Жизни . В нем, в одном стволе, произросли и мужчина и женщина, тела которых разделились позднее. (Здесь древо жизни рассматривается как соединение земли с небесным началом, и в этом смысле Гайомард – праотец человечества.) Первый человек, который родился от древа жизни, – Мешиа, гермафродит (мужчина-женщина). Затем он разделился на два тела – мужское, удержавшее за собой имя Мешиа, и женское, получившее имя Мешиане. Таким образом, вначале человек представлял собой нерасторжимую пару, части которой были соединены друг с другом. Они были одного роста и так похожи, что было неясно, кто из них мужчина, а кто женщина. От этой пары и пошел человеческий род. Возникнув, первая пара тридцать дней бродила по земле без пищи и пила только воду, потом они нашли белую корову и напились молока. (Отсюда корова в зороастризме – священное животное, так же как в индуизме ). После воздействия злого Анхра-Майнью половые члены Мешиа и Мешианы так усохли, что целых 50 лет у них не было никакого желания друг к другу. Только через 50 лет у них начали появляться дети и родилось 7 пар близнецов, мальчики и девочки, и каждый брат взял себе в жены сестру.
Заключительная часть периода Смешения ознаменована развитием на Земле и в космосе до появления пророка Зороастра. Это время действия героев Авесты – главный из них – Йима – сияющий. Из сказания о Йиме, впоследствии ставшем царем мертвых, выясняется, что конец мира представлялся соотечественникам Зороастра чем-то вроде наступления зимы, холода и мрака, из которого в следующем периоде усилиями Спасителя потеплеет и расцветет рай на земле. Рай описан как состояние вечного блаженства, вечной весны в краю, где царит золотой век – не чувствуется ни жары, ни холода, нет старости и зависти.
Третий период – Разделение, наступает после появления пророка Зороастра. В соответствии с Авестой появление пророков – процесс периодический. Каждые три тысячи лет к людям должны приходить три спасителя. Последний из них (в данном периоде) решает судьбу мира и человечества. Он воскрешает мертвых, побеждает Анхра-Майнью, очищает мир потоком расплавленного металла, а все, что останется на Земле после этого очищения, обретает вечную жизнь. Зло погибает, а добродетельные люди блаженствуют. На всей Земле говорят на одном языке, хорошо понимая друг друга. Жители не нуждаются в еде и не отбрасывают тени. Устроивший такое благолепие бог отдыхает и празднует свою победу 3000 лет. Таким образом, очередной конец мира наступит, когда появится Спаситель – «праведный человек благого происхождения, кто принесет пользу и благо» – это воплощение Зороастра (Ясн. 43; 3: 117, c. 92).
Появляющиеся каждую тысячу лет спасители – сыновья Зороастра, так как его семя чудесным образом сохраняется в одном из озер Персии. После каждого тысячелетия в этом озере искупается чистая дева, которая и родит очередного Спасителя. Несмотря на свое чудесное зачатие, грядущий Спаситель мира будет человеком, сыном людей. Важно, что в этой вере род людской призван сыграть главную роль в великой всемирной битве между добром и злом. Именно человек поведет людей в последний бой против сил зла и ознаменует наступление царства Ахура-Мазды. Таким образом, история человечества предстает в Авесте как смена периодов добра и зла, преобладания одной из двух взаимно уничтожающих сил. В каждом периоде развертывается борьба огня (Ахура-Мазды) с драконом космического резервуара всех вод Аши-Дахакой из озера Вонракама. Этот дракон – сын духа зла, Анхра-Майнью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология веры"
Книги похожие на "Психология веры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рада Грановская - Психология веры"
Отзывы читателей о книге "Психология веры", комментарии и мнения людей о произведении.