Феликс Кандель - По стопам «Вечного Жида»
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По стопам «Вечного Жида»"
Описание и краткое содержание "По стопам «Вечного Жида»" читать бесплатно онлайн.
И рассказал:
– Случилось так, что некий человек вошел в лес, сбился с пути и начал продираться сквозь чащу. Многие тропинки попадались на его пути, но каждая уводила всё дальше и дальше. Прошло три дня, ноги его ослабли, горло высохло от жажды, и вдруг перед ним оказался мужчина – одежда из древесной коры, на ногах рваные обмотки, в руке посох.
– Как я рад, что встретил тебя! – воскликнул наш герой. – Три дня я провел в лесу, а теперь ты выведешь меня на дорогу.
Незнакомец усмехнулся:
– Три дня… Прошло уже десять лет, как я попал сюда, и всё еще не нашел пути обратно.
Заплакал наш герой:
– Нет мне теперь спасения…
– И всё-таки ты встретил меня не напрасно, – сказал незнакомец. – За долгий срок я приобрел одно лишь знание, но стоит оно многого. Мне известно теперь, какие тропы не ведут из леса.
Так ответил незнакомец, когда его попросили указать дорогу в лесу. Так ответил учитель, когда его попросили указать дорогу в жизни.
Перед раввинами разных времен стояли сложные задачи – отвечать на непростые вопросы единоверцев, принимать трудные решения, и по этому поводу существует забавный рассказ.
Однажды раввин из польского местечка спросил своего ученика:
– Скажи честно, если бы ты в субботу нашел на улице кошелек с деньгами, поднял бы его?
– Конечно же, нет! – воскликнул ученик. – Ведь в субботу не разрешается брать в руки деньги.
– Ну и дурак, – сказал раввин и обратился к другому ученику: – А как бы ты поступил? Взял бы кошелек с деньгами?
– Взял бы, – ответил юноша, учитывая разговор учителя с первым учеником.
– Да ты грешник! – сказал раввин и спросил третьего ученика: – А что бы ты сделал?
Тот подумал и ответил:
– Трудно сказать. Увидев кошелек с деньгами, я бы, наверно, заколебался, брать его или не брать. В конце концов, надеюсь, пришел бы к правильному решению.
– Молодец! – похвалил его учитель и занялся своими делами.
Сложные проблемы возникали постоянно, требуя правильного решения, и не случайно рабби Зеев Вольф из Збаража сказал своему кучеру: "Выбрось кнут. Даже если лошадь заслуживает кары, почему ты считаешь, что именно тебе назначено наказывать ее?"
АВТОР НАПОМИНАЕТ
Агасфер – персонаж вымышленный, порождение легенд и мифов, отправивших его в скитания по миру без надежды на снисхождение. Однако не всякий, очевидно, знает, что в разные времена встречались странники среди евреев, которые брали на себя строгий обет – передвигаться с места на место, нигде не задерживаясь надолго.
Одни из них бродили по миру в молитвах и стенаниях, замаливая свои грехи. Другие отправлялись в скитания, чтобы ускорить пришествие Машиаха (Мессии). Третьи, странствующие печальники, шли по пустыням, омываемым морями, по степям и лесам, подражая Шехине (Божественному присутствию), которая вместе с еврейским народом отправилась в изгнание со Святой Земли.
Не переводились и иные странники в цепочке скитальцев, чтобы наставлять колеблющихся на путь истины "по повелению ангелов и святых". Им указывали: "Иди и проповедуй, сын человеческий! Черпай живую воду из источников понимания, утоляй жажду многих и многих, пока не заживут их раны и изъяны".
Недаром сказано у пророка Иешаягу (Исайи): "И услышал я голос Господа, говорящего: кого пошлю Я и кто пойдет для Нас? И сказал я: вот я, пошли меня…"
Рабби Нахман из Брацлава говорил своим последователям: "Каждый из вас необитаемая, непригодная для жизни пустыня. Я пересекаю пустыню, чтобы сделать ее пригодной для жизни".
Стоит познакомиться еще с одним странником в цепочке "вечных жидов", чья судьба удивительна и неповторима.
Звали его рабби Арье Лейб Сорес из города Ровно, цадик восемнадцатого века, который нигде не останавливался на длительное время. Об этом человеке говорили‚ что он владел тайной сокращения пространства и мог мгновенно появиться в любом месте.
Вездесущий рабби неожиданно объявлялся в городах и местечках Польши‚ Галиции‚ Волыни и Подолии‚ исцелял больных‚ собирал деньги у богатых, раздавал их бедным и несчастным‚ освобождал невинных из тюрем, а заодно боролся с теми‚ кто замышлял гонения на еврейский народ. Потом он так же внезапно исчезал‚ надолго уединялся в лесу для молитвы‚ и его считали чудотворцем‚ одним из тридцати шести тайных праведников‚ на которых держится мир.
“Истинный праведник‚ – говорил рабби Арье Лейб‚ – должен быть живым‚ олицетворенным Священным Писанием‚ чтобы люди учились законам веры не по его словам‚ а по его поведению‚ по всем его движениям‚ по его восторженному настроению".
Cемь лет подряд рабби Арье Лейб боролся с австрийским императором Иосифом II‚ который насаждал в Галиции "безбожные школы" и утверждал суровые антиеврейские законы. Рабби владел кабалистической "тайной невидимки"‚ незамеченным проникал во дворец Иосифа II‚ пугал императора казнями египетскими‚ если тот не отменит законы против евреев‚ бил его и колол ножом. Когда рабби появлялся‚ только император видел его и всякий раз кричал в страхе: "Вот идет Лейбель пытать меня!..", а придворные думали‚ что их повелитель сошел с ума‚ и в страхе разбегались.
Цадик и император умерли одновременно‚ в один год‚ и народная молва утверждает‚ что рабби Арье Лейб и Иосиф II погибли вместе‚ в последней яростной схватке. Но рабби победил и спас евреев Галиции‚ потому что со смертью императора его законы отменили.
Говорил рабби Тарфон, законоучитель первого–второго веков новой эры: "День короток, а работа велика… Не тебе закончить эту работу, но не тебе и уклоняться от нее".
Говорил раввин Меир Лейбуш в девятнадцатом веке: "Когда некто существует не ради самого себя, его существование зависит от того, ради чего он был вызван к жизни".
Добавления, без которых не обойтись
Пинхас Пели, раввин и философ двадцатого века:
"Может быть, наше поколение и не является поколением гигантов еврейской мудрости, но тем не менее мы – необходимое звено в той же цепи… Может быть, мы действительно "карлики" по сравнению с гигантами прошлого, но и перед "карликами, сидящими на плечах гигантов" могут открыться широкие горизонты".
***
Законоучители давних веков как бы ведут перекличку с наставниками последующих поколений, дополняя друг друга, и вот несколько примеров – в дополнение к тем, которые уже упомянуты в этой книге.
Рабби Ханина бен Доса (первый век новой эры): "Кого любят люди, тот любим и Богом. Не полюбят люди – не полюбит Бог".
Рабби Барух из Меджибожа (восемнадцатый век): "Как хорош и легок этот мир для того, кто ни во что его не ставит! Как темен и опасен мир для того, кто чувствует себя в нем песчинкой!"
Рабби Менахем Мендл Шнеерсон (двадцатый век): "Естественное состояние человека быть счастливым, – так задумал Всевышний. Посмотрите на детей, и вы убедитесь в этом… Всё следует делать с радостью. Даже каяться можно радостно".
Девятнадцатый век. Еврей пришел к цадику, спросил в великом смущении: "Ребе, в чем дело? Я навел в доме чистоту, надел самый лучший костюм, поставил на стол вкусные блюда, – почему же Бог не пришел ко мне?" – "Всё это замечательно, – ответил ребе, – но ты забыл пригласить Его. Пригласи, и Он непременно придет".
За двадцать пять веков до этого говорил пророк Малахи словами Всевышнего: "Возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам". Гиллель га-Закен, Гиллель Старейшина добавлял в первом веке до новой эры: "Господь призывает: если ты придешь в Мой дом, и Я в твой дом приду. А если ты в Мой дом не будешь приходить, и Я в твой приходить не буду".
И наконец рабби Менахем Мендл из Коцка (девятнадцатый век, перекличкой через тысячелетия): "Бог обитает там, куда Его пускают".
***
Рабби Нафтали Цви из польского города Ропчице рассказывал в начале девятнадцатого века:
– Когда моя душа была уже на пути к тому, чтобы явиться в этот мир, увидела она на стене рая надпись – слова рабби Левитаса из Явне: "Смиряй себя до последней степени…" А затем взглянула она на другую стену и прочитала на ней слова другого мудреца: "Весь мир создан для меня".
Смутилась моя душа, не зная, как связать воедино эти высказывания, на первый взгляд противоположные по смыслу. Стал я размышлять над этим и вдруг слышу – все вокруг кричат: "Мазл тов! Мазл тов! У вас мальчик!" Так я родился на белый свет и с тех самых пор всё думаю над тем, как совместить несовместимое.
Еще один рассказ про рабби Нафтали Цви из Ропчице.
Однажды, когда он был маленьким, отец сказал:
– Нафтали, я дам тебе монету, если ты сможешь сказать, где именно находится Бог.
Ребенок ответил отцу, не задумываясь:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По стопам «Вечного Жида»"
Книги похожие на "По стопам «Вечного Жида»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Феликс Кандель - По стопам «Вечного Жида»"
Отзывы читателей о книге "По стопам «Вечного Жида»", комментарии и мнения людей о произведении.