» » » » А. Андреев - Москва в очерках 40-х годов XIX века


Авторские права

А. Андреев - Москва в очерках 40-х годов XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "А. Андреев - Москва в очерках 40-х годов XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Крафт+, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Андреев - Москва в очерках 40-х годов XIX века
Рейтинг:
Название:
Москва в очерках 40-х годов XIX века
Автор:
Издательство:
Крафт+
Год:
2004
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва в очерках 40-х годов XIX века"

Описание и краткое содержание "Москва в очерках 40-х годов XIX века" читать бесплатно онлайн.



Работы давно забытых бытописателей Москвы посвящены жизни различных слоев московского общества 40-х годов XIX века. Блестящие балы и повседневные заботы, коммерческие предприятия и народные гулянья, типы московских жителей, их обычаи и нравы – вот некоторые из тем книги, предлагаемой читателю.






Фомин понедельник

Фомин понедельник – это ярмарка-гулянье, забавное изобретение русских купцов, которым заблагорассудилось условиться в день св. Фомы немножко поднадуть московских жителей, сбыв за порядочную цену гнилые и вышедшие из моды товары. Несмотря на то что всякий понимает эту совсем не глупую выдумку промышленности, слова дешевые товары заставляют толпу народа всякого звания отправляться с раннего утра в Ряды. Вы удивитесь, с каким восхищением спешат на покупку дешевых товаров московская модная красавица в своей блестящей карете и попадья в своем огромном чепце, чопорная купчиха, скромная портниха и горничная девушка, жена приказного и кухарка, пожилой помещик со своею семьею и молодой франт без семейства. Взглянув на эту толпу, вы подумаете, что прекрасные товары отдаются даром, и как же обманетесь, когда увидите, что в это время продаются дюжинами гнилые перчатки, вышедшие из употребления материи и ситцы, разрозненные браслетки и остатки или кусочки лент.

Правда, что с вас берут недорого; но берут деньги за то, что без Фомина понедельника пришлось бы бросить в подвалы и предать на съедение крысам. Почти всякий, говорю, постигает эту хитрую проделку, но как добрые москвичи любят веселиться не на шутку, то они рады случаю соединиться вместе, потолкаться и посмеяться. Тут вы увидите барынь, почти дерущихся между собою за полтора аршина лент; как забавна купчиха, уцепившаяся за вышедший из моды красный платок, платя за него втридорога со щедростью, свойственною одним мотам; но всех забавнее безденежный франт, алчущий ценностью красоты своей сторговаться с хорошенькой швеей на живой товар – сердце.

Для людей, нечистых на руку, эта давка в Гостином ряду – настоящий сенокос: бывает, что иной, торгуя лоскут канифаса, нещадно тащит порядочный кусок материи под шинель и развешивает его там на нарочно пришитых, острых крючках; чиновница-аферистка будто в рассеянии вместе с носовым платком сует в свой огромный ридикюль огромную деревяшку с мотком лент, а между тем какой-нибудь шалун, пользуясь всеобщим смятением, сшивает на живую нитку ветхий капот старой кухарки с богатым бурнусом московской красавицы, а другой, шатаясь без всякой цели, не торгуя и не покупая ничего, ограничивается одним приятным удовольствием только щупать дешевые товары. Тут вы услышите крики, визги, споры, объяснения в любви, проклятие ада и даже отчаянное – караул. Но все это живо, пестро, разнообразно; это веселый муравейник людей, в котором, если бы не было страшной суматохи, не было бы никакого очарования. В Фомин понедельник усталые купцы уже не кричат и не зовут к себе покупателей, стоят выпуча глаза и меряют аршинами почти машинально; часто дают сдачу тому, кто не платил денег и отказывают в сдаче тем, кому она следует; крики усиливаются, но странная торговля кипит, и вот наступает вечер, толпа расходится по домам, остаются одни изнеможенные купцы, которые торопливо запирают свои лавки, делают приветливые друг другу поклоны, как бы меняясь поздравлениями с выручками, потом, помолясь на Спасские ворота, расходятся восвояси.

Праздные игроки

Москва – город, где живут доблестные сановники, трудящиеся для общего блага России, литераторы и ученые, разливающие свет просвещения во все концы огромного государства, фабриканты и капиталисты, имеющие влияние на ход торговли и промышленности даже вне России; этот город служит также убежищем множества людей праздных и ленивых, сделавших продолжительный кейф из своей жизни, измеряющейся одними обедами и ужинами. Они наполняют собою московские гулянья, театры и балы, слоняются часто без всякой цели из конца в конец огромного города, франтят и волочатся; это те самые люди, которых вы, только что выйдете из дома, непременно встретите на улице; каждый день их жизни столько же разнообразен своею праздностью, сколько однообразен стук маятника на стенных часах или почерк приказного, переписывающего деловые бумаги. Между ними есть бедные и богатые, умные и простаки, образованные и невежды; они равно преданы лени – их главной цели в жизни, и, смотря по средствам, каждый из них распределяет свои наслаждения. Они обыкновенно пробуждаются от своего приятного сна в полдень, а иногда покоятся даже до двух часов на мягкой постели. Потом встают, порядочное время занимаются подчищением ноготков, фабрят усы, завивают волосы, подстригают бороду, свищут и вообще, заботятся прилежно о наружном устройстве и приведении в порядок своей головки; наконец, одевшись, садятся в экипаж и едут. Куда? Этого часто они сами не знают; такие люди обыкновенно садятся в фаэтон и, подумавши несколько минут, говорят кучеру: пошел из ворот направо, потом налево, пошел прямо, перегони вон эту карету, стой! Стой! Тут господин выскакивает из фаэтона, чтоб поговорить несколько минут со своей знакомой, идущей по тротуару в хорошенькой шляпке, надетой на затылке, и кисейном платье, под которым жестоко-накрахмаленная юбка производит шум по улице; сказавши с этой знакомой несколько слов, господин опять прыгает в фаэтон и приказывает ехать в Ножевую линию, где шатается без цели, или несется на Кузнецкий мост; при деньгах покупает там разные ненужные безделки, а при безденежьи толчется около магазинов и смотрит на выставленные на окнах картинки. Но вот скоро 4 часа; он опять садится в экипаж и приказывает везти себя обедать к Будье, Шевалье или в один из клубов, где после обеда, если играет, забавляется в картишки, а если не играет, то опять едет кататься по городу: попадает на Тверской бульвар, в Кремлевский сад, заезжает в кондитерские лавки, отправляется к знакомой певице или танцовщице, которая часто бывает ему кума и которую он иногда называет своею кумою, тогда как она ему совсем не кума; то мчится он стрелою в своем фаэтоне по Басманной, то вдруг очутится у Крымского брода, а в 8-м часу является в театре.

Он не смотрит на пьесу, а обыкновенно или надоедает своим разговором соседу, или осматривает в большую зрительную трубу со вниманием астронома, наблюдающего течение планет небесных, все ярусы лож, выказывая в это время публике свои чистые перчатки. Желая иногда показать, что имеет во всем счастливые успехи, он притворяется, что покровительствует какой-нибудь актрисе, которая даже иногда его не знает, и, обходя ряд кресел, упрашивает знакомых похлопать, говоря: «пожалуйста же поддержите мою-то кумушку!». Уж полно кума ли она вам, отвечают ему часто с двусмысленною улыбкой, а мнимый кум охорашивается с довольным видом, улыбается и уверяет, желая поселить сомнение: «право, кума, ей-Богу кума!». Во время дивертисмента и вообще перед окончанием спектакля праздный прежде всех встает со своего места и выходит из театра, показывая, будто куда-то спешит, а оставляя театр, едет на бал, на который всегда старается опоздать, или отправляется опять в клуб, где, обильно ужиная со знакомыми, обыкновенно что-нибудь им лжет и хвастает. Возвратясь домой уже после полуночи, он ложится в постель, берет сигару, какую-нибудь французскую книгу и, прочтя несколько строк, засыпает.

Такая жизнь ведется ежедневно праздным при деньгах; при ненавистном же безденежьи и в особенности при вопиющих долгах (dettes criantes) он обыкновенно целый день сидит дома и произносит: челаэк трубку! Но как почти всегда бедный старается жить на счет богатого, то и составился особый род спекуляторов – игроки.

В Москве отделение праздных людей, играющих в карты, двух родов: играющие для удовольствия и играющие для продовольствия. Людям, играющим для удовольствия, игра служит часто ближайшим средством расточить и потерять деньги; людям, играющим для продовольствия, игра составляет благодетельную цель: сделать себе деньги. Вот дипломатическое правило, на котором основаны все расчеты игрока-спекулятора.

Игрок-спекулятор всегда отлично одет по последней моде, рука его украшена дорогими кольцами, он держит помесячно ямской экипаж, его квартира прекрасно меблирована, он хлебосол у себя дома, в особенности если ему надобно перед кем-нибудь блеснуть; его вы увидите щеголем на улице, благородным наблюдателем в театре и на балу, он услужлив, ласков и приветлив со всеми; с ним также в глаза все ласковы, а что говорят о нем заочно, ему до того нет никакого дела; он помнит пословицу, что брань на вороту не виснет, и если иногда при нем говорят не совсем для него приятное, игрок-спекулятор никогда на это не сердится, он ничего не принимает на свой счет и редко за дерзость требует удовлетворения. Сердиться на людей он считает глупостью, а страсть к мести откидывает как самую невыгодную, предпочитая ей страсть к приобретению – страсть милую и приятную, доставляющую ему все удобства частной и общественной жизни, и так благодетельно потешающую лень, главную виновницу этого блистательного поприща, на котором он находится. Не думайте, однако ж, чтобы игрок-спекулятор, готовый разорить отца семейства, отнять хладнокровно последнее состояние, даже выиграть шинель у своего знакомого, иногда приятеля, был человек совершенно бессовестный; вы ошибаетесь: это сын случая! Когда вы против него играете, он готов взять у вас все на свете, но игра закончилась, и часто игрок-спекулятор – самый приятный, самый бескорыстный человек в мире. Он исправно платит своему извозчику и за квартиру, его также в свою очередь обманывают портной и сапожник, которые работают на него нередко в долг, берут страшные деньги; ресторатор представляет ему свои огромные, часто сомнительные счета, при деньгах всегда честно оплачиваемые игроком; он скорее другого поможет бедному, часто его самого разоряет актриса. Игрок-спекулятор смотрит на игру как на отрасль торговли; чем более процентов приносит торговля, чем сильнее риск в игре, тем он, по его мнению, достоин более уважения. Неудачи в игре он относит к случаю точно так же, как эта неудача может случиться в самом обдуманном предприятии; он утешает вас следующим поучением: вы нагрузите товаром корабли, отправите их в Индию и будете ожидать значительных выгод от своей торговли; но буря разобьет корабли ваши, ваш товар погибнет – и вы разорены; вы ставите большой куш на фигуру, когда играете в палки, если фигура придет к вам, ваше предприятие было счастливо, если же она выиграет противнику, то представьте, что корабли с вашим товаром не дошли до Индии и погибли от бури. Считая добросовестным делом посредством игры, которая должна бы служить только забавою, жить на счет ближнего, отдающего иногда последнее, игрок оправдывается чудною своею философиею, рассуждая: что содержатель гостиницы не знает и не хочет знать, на какие деньги роскошно обедает у него мот, платя, быть может, последнюю копейку, что никакой торговец не обязан справляться, не разорительны ли для его покупателя делаемые у него покупки; что человек, которому суждено здесь разориться, если не проиграет, то пропьет или промотает каким-нибудь другим образом; сверх того, играющий имеет одно с ним намерение выиграть, следовательно: игрок не виноват, что иногда случай более благоприятствует ему, чем его противнику. Иногда игрок в самое короткое время приобретает значительный капитал; тогда он резко переменяется, и тот, кто знал его в черном теле, не узнает в богатстве. Ему приходит мысль быть аристократом и аффектировать в обществе; он ездит в щегольской карете, делается меценатом московских театральных артисток и артистов, сорит деньгами, дает балы и обеды, говорит о своей поездке за границу, толкует о музыке, не имея о ней никакого понятия; он делается известным лицом в городе, даже все знают его любовницу, которая показывается и в абонированной ложе в театре, и щеголяет экипажем на гуляньи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва в очерках 40-х годов XIX века"

Книги похожие на "Москва в очерках 40-х годов XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Андреев

А. Андреев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Андреев - Москва в очерках 40-х годов XIX века"

Отзывы читателей о книге "Москва в очерках 40-х годов XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.