Крис Огден - Маргарет Тэтчер. Женщина у власти

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Маргарет Тэтчер. Женщина у власти"
Описание и краткое содержание "Маргарет Тэтчер. Женщина у власти" читать бесплатно онлайн.
В книге американского журналиста, долгое время проработавшего в Великобритании, сочетаются элементы биографии, политического портрета и летописания. В центре ее — личность Маргарет Тэтчер и объективный анализ периода 1979–1990 годов, на которые приходится ее пребывание в должности английского премьера. Политическая технология глубоких, далеко идущих перемен в устоявшемся, самодовольном и размагниченном обществе — вот что рождает аналогии и ассоциации, сравнения и противопоставления «консервативной революции» Тэтчер в Великобритании и революционной перестройки в нашей стране.
Если вопрос этот считать своего рода испытанием, то консерваторы не выдержали его по двум пунктам: во-первых, выбрав лидером Хьюма; во-вторых, произведя этот выбор тайным и недемократическим способом — в кружке важных персон, бывших однокашников итонцев, которые и составляли костяк руководства партии. Человек глубоко порядочный, Хьюм являл собой живое воплощение патерналиста-тори старого образца, типичного для периода между двумя мировыми войнами. Он явно не был создан для современных перепалок. Выбор Хьюма выглядел анахронизмом и свидетельствовал о том, что тори все еще не оставляют попыток вернуть прошлое.
Хьюм отказался от своего графского титула, поскольку пэры не могут заседать в палате общин, и стал сэром Алеком Дуглас-Хьюмом. Понимая, что у него нет мандата избирателей, он назначил на октябрь 1964 года новые выборы, меньше чем через год после того, как встал во главе партии. По сравнению с 1959 годом, когда Макмиллан нанес на выборах сокрушительное поражение лейбористам, получив на сто парламентских мест больше, политический пейзаж драматически изменился. Экономика теперь явно хромала на обе ноги, страна сдавала свои позиции за рубежом, а у лейбористской партии появился новый энергичный руководитель — Гарольд Вильсон.
Вильсон по праву принадлежал к новой генерации политиков. Молодой сорокавосьмилетний лидер, он был не столько твердокаменным социалистом, сколько блестящим политическим борцом, который умел сразить противника, выступая в парламенте. Он обещал обеспечить Британии современное руководство, способное ввести ее в технологический век, и превратил предвыборную баталию в первую в истории страны избирательную кампанию, построенную на созданном имидже: он подавал себя как энергичного, дерзкого молодого технократа, вступившего в трудное единоборство со старомодным занудой пэром, шестидесятилетним ископаемым из давних времен. «После полувекового прогресса демократии весь процесс со скрипом остановился из-за графа, вышедшего из четырнадцатого столетия», — иронизировал Вильсон {9}.
Когда были подсчитаны голоса избирателей, выяснилось, что от большинства в сто мест, полученного консерваторами на выборах 1959 года, не осталось и следа. В округе Финчли Тэтчер довольно уверенно прошла в парламент, хотя ее собственное преимущество в голосах и сократилось вдвое. Вильсон, победивший с ничтожным перевесом, стал новым премьер-министром. Обладая большинством всего в четыре места, он едва ли мог долго продержаться у власти без новых выборов. Консерваторы больше не хотели связывать судьбу партии с Дуглас-Хьюмом, который отлично это понял. Через восемь месяцев знатный аристократ оставил свой пост лидера партии и в конце концов предпочел пожизненное пэрство и возвращение в палату лордов, на удобных, обтянутых красной кожей скамьях которой он чувствовал себя больше на месте.
Однако прежде чем уйти, он совершил один акт, который, возможно, останется самым прочным его наследием. Огорченный кривотолками, сопровождавшими его собственное тайное избрание лидером партии, сэр Алек пересмотрел правила преемственности на этом посту, с тем чтобы сделать процесс избрания лидера более открытым и демократичным. Он разработал двухступенчатую систему голосования, в соответствии с которой для победы претенденту требуется набрать как минимум на 15 процентов голосов больше своего ближайшего соперника. При отсутствии 15-процентного разрыва проводится второй тур голосования, в котором могут принять участие и другие конкуренты, а затем, если необходимо, третий и так далее, пока кто-нибудь не победит с отрывом в 15 процентов голосов. Десять лет спустя благодаря этому новому процессу Тэтчер, самая темная из темных лошадок, выбросит из седла лидера, который не имел ни малейшего намерения выходить в отставку.
В результате первых выборов лидера по более открытой процедуре Дуглас-Хьюма сменил на этом посту Эдвард Хит, бывший министр труда и человек, которому в 1961 году было поручено обратиться от имени Великобритании с просьбой о приеме в члены Общего рынка. Тэтчер голосовала за Хита. Не то чтобы она числила его среди близких друзей, но они имели немало общего. Ни она, ни он не входили в партийную верхушку. Если Дуглас-Хьюм, Макмиллан и Черчилль являлись аристократами, то Хит был сыном строителя, принадлежавшего к нижнему слою среднего класса, что по идее должно было сближать его с дочерью бакалейщика. И Тэтчер и Хит вышли из среды, где считалось, что личный успех достигается упорным трудом; обоих отличала пуританская строгость взглядов и привычек. Оба учились в частных классических школах, оба окончили Оксфорд. Музыкально одаренный Хит учился в оксфордском Бейллиол-колледже, получая стипендию органиста. Будучи на девять лет старше Тэтчер, Хит в свое время тоже был президентом Консервативной ассоциации Оксфордского университета.
В стране, где произношение является смертоносным оружием или роковой мишенью в классовой борьбе, символическим кодом происхождения и образования, способным предрешить жизненный успех или обречь на неудачу, и Хита и Тэтчер высмеивали за их претенциозное, несветское произношение и за их безуспешные попытки приукрасить свою речь. Несмотря на тонкий музыкальный слух и четыре года, проведенные среди студентов и профессоров Бейллиола с их «классическим» произношением, все старания Хита очистить свой прононс от сдавленных гласных уроженца юго-восточных графств окончились полной неудачей. Джордж Бернард Шоу, который в пьесе «Пигмалион», впоследствии положенной в основу мюзикла «Моя прекрасная леди», заострил внимание на одержимости акцентом, этой навязчивой идее англичан, мог бы обратить к ним обоим свои слова, написанные в 1912 году: «Англичанину невозможно открыть рот без того, чтобы вызвать к себе ненависть или презрение другого англичанина» {10}. Критики Хита и Тэтчер вполне отвечали этому наблюдению.
Оба они — люди замкнутые. Ни он, ни она не имеют — и никогда не имели — широкого круга друзей. У Хита, правда, было больше политических друзей-приятелей, когда он находился у власти, но во всех прочих случаях он оставался нелюдимом. Необщительный холостяк, он чрезвычайно скованно держится в обществе женщин: из-за болезненной стеснительности он почти физически неспособен разговаривать с ними — факт, который будет потом окрашивать его отношения с Тэтчер. Жены его коллег в один голос рассказывают, какой это ужас — неофициальное общение с ним. Хит никогда не забудет заботливо осведомиться у Уильяма Уайтлоу, влиятельного тори и своего старого политического коллеги, как поживает его супруга, но ни словом не перемолвится с ней при встрече в каком-нибудь общественном месте. Однажды, когда он приехал провести уик-энд в резиденции английского посла в одной из европейских стран, дипломата вызвали в Англию, и Хит остался в резиденции в обществе жены посла. За три дня, что он пробыл в гостях, Хит ни разу не заговорил с ней. Даже ее приветливое «с добрым утром» он оставлял без ответа.
С мужчинами Хит разговаривать способен, но даже в беседе с ними он может быть в высшей степени колким и заносчивым. Те, кто к нему близок и входит в его личное окружение, утверждают, что он может быть сердечен и обаятелен, но таких единицы. Что и говорить, для преуспевающего политика Эдвард Хит был большим оригиналом. Но Англия издавна благоволит к чудакам и оригиналам, включая принца Чарлза. Не блистал Хит и как оратор.
Годы спустя после ухода с должности он собирал в палате общин более многочисленную аудиторию, чем в бытность свою премьер-министром. Парламентарии заполняли места на скамьях, чтобы послушать, как ядовито критикует он свою преемницу — миссис Тэтчер.
Хотя впоследствии Хит и Тэтчер сделаются лютыми врагами, он стал ее наставником, после того как его впервые выбрали лидером консервативной партии, Впрочем, поддержка, оказанная Тэтчер Хитом, носила не вполне бескорыстный характер. Из-за того, что он был холостяком, ему обязательно следовало иметь в правительстве министра-женщину. «Кого именно, роли не играло, — вспоминал один из его министров, — лишь бы в составе кабинета имелась женщина». Поначалу подходящих кандидаток не находилось, и Хит принялся обзванивать влиятельных тори, спрашивая, нет ли у них кого на примете. «У нас тут возникли трудности относительно того, кто должен стать той женщиной», — сказал Хит Джеймсу Прайору.
Прайор предложил кандидатуру Тэтчер, но Хит уже имел разговор о ней с Уайтлоу. «Вилли считает, что если мы пригласим Маргарет, нам от нее никогда уже не избавиться», — ответил он {11}. Уайтлоу порекомендовал другую кандидатуру — Мервин Пайк, и Хит, который не знал ни одной из одиннадцати женщин — членов палаты общин от консервативной партии, послушался его совета и назначил Пайк министром социального обеспечения в своем теневом кабинете. Впрочем, он поочередно назначал Тэтчер на ряд младших должностей, за что она выражала ему свою признательность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Маргарет Тэтчер. Женщина у власти"
Книги похожие на "Маргарет Тэтчер. Женщина у власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Крис Огден - Маргарет Тэтчер. Женщина у власти"
Отзывы читателей о книге "Маргарет Тэтчер. Женщина у власти", комментарии и мнения людей о произведении.