Борис Чичерин - Философия права

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия права"
Описание и краткое содержание "Философия права" читать бесплатно онлайн.
Философия права – наука многогранная, возникшая и развивающаяся на стыке философии и правоведения. Поэтому она предполагает не только глубокое постижение указанных наук, но и творческое сочетание их друг с другом с целью наиболее полного познания феномена права.
В работе «Философия права» Б.Н. Чичерин в значительной степени воспроизводит гегелевский подход к праву как развитию идеи свободы, реализации свободной воли.
Результат воспитания состоит в том, что дети становятся самостоятельными и основывают свои собственные семейства. Таким образом, семья сама собой разлагается. Это составляет естественное последствие тех физических отношений, на которых она основана. Круг её слишком тесен для проявления высших человеческих потребностей; да и сами эти отношения, связанные с бренным существованием особей, имеют преходящее значение. Однако с выделением новых поколений для самостоятельной жизни, нравственная связь любви и благодарности остаётся; сохраняются и имущественные отношения.
Последние составляют естественную принадлежность семейного союза. Находясь в материальном мире, он необходимо стремится к обеспечению своего материального существования. Из этого образуется семейное имущество, которое служит основанием благосостояние семьи. Вопрос состоит в том, кому оно принадлежит, и кто может им распоряжаться?
Этот вопрос возникает, прежде всего, в отношениях мужа к жене. На поддержание семейной жизни очевидно должно идти имущество обоих, а так как муж есть глава семьи, то ему принадлежит и распоряжение семейным имуществом. Отсюда постановление многих законодательств, предоставляющих приданое жены в распоряжение мужа и воспрещающих жёнам отчуждать своё имущество и вступать в обязательства без согласия последнего. Иногда различается даже то, что составляет совокупное достояние супругов, и то, что принадлежит каждому в отдельности. Но все подобные постановления имеют ту невыгодную сторону, что они ставят жену под опеку мужа, между тем как она должна быть признана самостоятельным лицом, имеющим свои собственные права. К тому же, все эти юридические постановления мало достигают цели. Тут нравственные отношения гораздо важнее юридических, а потому семейное благосостояние вернее обеспечивается оставлением за каждой стороной принадлежащих ей прав и предоставлением устройства материальной стороны семейного быта свободному их соглашению. Юридическая регламентация брачных отношений всегда сопряжена с весьма значительными стеснениями. Именно такая либеральная точка зрения господствует в русском законодательстве.
Иначе ставится вопрос в отношении к детям. Как общее правило, имущество принадлежит родителям, которые распоряжаются им по своему усмотрению. Но они обязаны содержать детей, пока последние малолетни и не могут сами себе добывать пропитание. Когда дети находятся в родительском доме, они пользуются общим достоянием; если же они отдаются на сторону, то им надобно дать средства к жизни. К этому закон может принудить родителей. Однако и тут обязанности, силой вещей, остаются более нравственными, нежели юридическими, ибо вмешательство закона в семейные отношения, и в особенности в родительскую власть, всегда сопряжено с величайшими трудностями.
Малолетние могут иметь и собственное имущество, либо от одного или обоих умерших родителей, либо от посторонних. В таком случае учреждается опека, с целью сохранения имущества неприкосновенным до совершеннолетия собственника. Для предупреждения расхищения эти отношения всегда ставятся под контроль общественной власти. В случае смерти обоих родителей, опека учреждается и над лицом малолетнего. Она заменяет родительскую власть.
Неприкосновенность семейного имущества охраняется и там, где сами родители владеют им не на полном праве собственности, а как временные обладатели, которые должны всецело передать свое достояние следующему поколению. В таком случае дети имеют право на семейное имущество уже при жизни родителей, но пользоваться им они могут только после их смерти. Это составляет одну из форм наследственного права, о котором будет речь ниже.
Наконец, взрослые дети, оставаясь в семье, могут своей работой участвовать в поддержании и умножении семейного имущества. В таком случае для них рождается известное на него право, соразмерное с их участием в общей работе. Таково требование справедливости. Этот вопрос возникает в особенности в крестьянской семье, где семейное достояние поддерживается личной работой членов.
Кроме имущественных отношений, в состав семейного быта входят и отношения к лицам, находящимся в домашнем услужении. Римское право основательно относило их к семейному праву. Тут рождаются нравственные связи, которые не могут быть подведены под тип простого договора. Тесный союз между господами и слугами, основанный на преданности и любви, составляет нравственный элемент и в крепостном праве. При свободных отношениях юридическая сторона ограничивается добровольно заключаемым и добровольно же расторгаемым договором; это и составляет обычное явление настоящего времени. Но в этих формальных границах образуется нравственная связь, которой нельзя упускать из вида при философской оценке семейных отношений. С этой точки зрения слуги составляют часть семьи, и чем эта связь теснее и нравственнее, тем выше и краше самая семейная жизнь.
Ещё поверхностнее мысль нового времени относится к понятию о доме не в смысле материального здания, а в смысле средоточия семейной жизни, обнимающего совокупность её отношений, личных и имущественных. В древности это понятие имело высокое не только гражданское, но и религиозное значение. Огонь домашнего очага как средоточие семейной жизни был предметом религиозного поклонения. Здесь властвовали домашние боги, Пенаты; здесь поклонялись душам умерших предков. Когда от семьи отделялась ветвь, она брала с собой священный огонь с домашнего очага и несла его на новое жилище. И это имело высокий нравственный смысл. Этим сохранялась духовная связь расходящихся поколений. С появлением христианства религиозное значение домашнего очага, разумеется, исчезло, что не могло не вести к ослаблению крепости семейного союза. Само понятие о доме сохранилось только как принадлежность аристократических родов, не столько в видах упрочения семейной связи, сколько в видах общественного положения и политических преимуществ. Между тем именно в отношении к семейному быту с понятием дома связываются самые возвышенные и святые человеческие чувства – любовь к родителям, воспоминания детства, дружеское единение семьи, тот нравственный дух, который выносится из этой среды и который, переходя от поколения к поколению, составляет самую крепкую основу общественного быта. Дом составляет видимое средоточие этого духа: это – центр всех семейных преданий. Через него семья продолжается за пределами своего земного существования. Семьи меняются с заменой старых поколений новыми; но дом остаётся как постоянная их связь. Через него семья переходит в род.
Род есть разросшаяся семья. Тут сохраняется естественная связь, но в более слабой степени, ибо с нарождением новых поколений кровное родство отдаляется, ветви расходятся и вступают в новые отношения. Но пока люди живут ещё в более или менее тесном единении друг с другом, эти естественные связи продолжают играть весьма существенную роль; они заменяют всё остальные. В первобытные времена весь общественный порядок строился на родовых отношениях. Даже в высокоразвитых классических государствах роды составляли основу всего общественного быта. Но в историческом процессе эти естественные группы постепенно разлагались посторонними элементами и отношениями чисто гражданского свойства. В новое время, при всестороннем развитии последних, совокупная организация рода исчезла; однако и тут родовое начало сохранило существенное своё значение не только в гражданской, но и в государственной области. Вся государственная жизнь основана на преемственности поколений, передающих одно другому своё устройство, свои права и своё достояние. Не только монархические династии и аристократические роды зиждутся на этом начале, но и в самой демократии гражданин получает свои права от рождения; он является на свет членом государства, потому что получил жизнь от родителей, состоявших в таковых же отношениях. Именно вследствие этой преемственности поколений государство остаётся единым телом, сохраняющим свою непрерывность. На том же начале зиждется и весь гражданский быт. Отходящие поколения передают последующим всё приобретённое ими достояние. На этом основано наследственное право, которое составляет завершение семейного быта, а вместе и фундамент всего гражданского порядка.
Социалисты смотрят на наследственное право как на произвольное установление законодательства. Сенсимонисты утверждали, что имущество, во имя справедливости, должно распределиться по способности и делам. Лассаль видел в наследстве только историческую категорию, которая должна исчезнуть с дальнейшим развитием человечества. Социалисты отрицают право человека распоряжаться имуществом после смерти. Утверждают, что как скоро человек умер, так воля его, перестав существовать, теряет всякую силу, а имущество, как выморочное, должно принадлежать государству. Каждый, будучи равен другим, должен своим трудом добывать себе пропитание, а не получать от родителей возможности жить, ничего не делая. И не только социалисты, но и утилитаристы держатся, в сущности, тех же начал. И они видят в наследстве произвольное человеческое установление. Только в видах общественной пользы они допускают ограниченное наследование в прямой линии. При таком порядке всё частное имущество должно мало-помалу перейти в руки государства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия права"
Книги похожие на "Философия права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Чичерин - Философия права"
Отзывы читателей о книге "Философия права", комментарии и мнения людей о произведении.