Павел Ушаков - На Новую Землю!
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На Новую Землю!"
Описание и краткое содержание "На Новую Землю!" читать бесплатно онлайн.
На Новую Землю!
Берег Новой Земли у входа в Маточкин Шар со стороны Баренцова моря (фот. автора).
ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы северные страны, в частности наши обширные северные окраины, начали вновь привлекать внимание многих исследователей, как, главным образом, со стороны С. С. С. Р., так и со стороны западных государств. В период Европейской войны, революции и последовавшей за ней гражданской междоусобицы живой интерес к изучению полярных стран заметно упал, и только в самое последнее время мы видим новое быстрое возрождение исследовательских работ. В годы войны наша общественная мысль была настолько подавлена и отвлечена в сторону, что полярным исследованиям уделялось лишь совсем незначительное внимание. Возвращение в 1914 году из двухлетней зимовки полярной экспедиции Г. Я. Седова на „Фоке“ прошло как-то стороной от общего внимания и совсем не возбудило должного интереса к своим достижениям. Экспедиция Г. Я. Седова в этом отношении была последним крупным научным предприятием. Но с началом общего экономического возрождения после военной разрухи исследовательские работы в полярных областях вновь оживились — быстро начали организовываться различные экспедиции, возникли новые планы открытия северного полюса и т. д. После не совсем удачного дрейфа на судне „Мод“[1] вдоль берегов Сибири (у Ново-Сибирских островов) с целью попасть в полярное течение, идущее из этого района на северо-запад через полюс, организатор и начальник этой экспедиции Роальд Амундсен[2] все же не оставляет идеи достижения полюса и в 1925 году предпринимает свой первый полет на аэропланах. Первая попытка добраться до северного полюса воздушным путем была совершена еще в 1897 г. шведским инженером Андрэ. Последний вылетел для этой цели со своими верными спутниками с острова Шпицберген на аэростате „Орел“, но вскоре же пропал без вести[3]. Затем к новой воздушной экспедиции усиленно подготовлялись в Германии перед самым началом войны. Но мировая война задержала это дело до 1925 года. Свой пробный полет Р. Амундсен начал также со Шпицбергена. Первая его попытка не увенчалась успехом и экспедиция с большим трудом вернулась обратно. Но, несмотря на это, Р. Амундсен все же опять не потерял надежду и в 1926 году вновь вылетел к северному полюсу на специально построенном дирижабле „Норвегия“[4]. На этот раз перелет вполне удался и дирижабль пересек северный полюс и благополучно спустился у берегов Северной Аляски в районе города Ном. Последний перелет Амундсена живо заинтересовал весь научный мир. С целью опередить Амундсена в том же году из Америки вылетело несколько аэропланных экспедиций (Бэрд, Вилкинс), но эти экспедиции не достигли каких-либо значительных результатов. Во время перелета „Норвегии“ никаких предполагаемых земель в районе северного полюса открыто не было, но этим интерес исследований полярной области, конечно, нисколько не уменьшился. В связи с ростом экономических потребностей в этот же период впервые начал дебатироваться вопрос о трансарктическом сообщении воздушным путем между Европой и восточными странами (проект Брунса). В конце 1926 г. для исследования полярных стран с воздушных кораблей в Германии был созван специальный международный конгресс, на который были приглашены и представители С.С.С.Р. В 1928 году этот конгресс был вторично созван в Ленинграде, под председательством знаменитого Фр. Нансена. В том же году совершен новый полет на северный полюс на дирижабле „Италия“ под командой Нобиле. На этот раз полет оказался неудачным: дирижабль к северу от Шпицбергена потерпел крупную аварию[5]. Из всего этого видно, насколько возрос общий интерес к полярным исследованиям, при чем в этой общей работе по изучению арктических стран наше государство занимает не последнее место.
Для всестороннего и планомерного изучения наших северных окраин правительством С.С.С.Р., предприняты довольно широкие и многочисленные работы. В 1920 г. был организован Комитет Северного Морского пути (Комсеверопуть), который, на ряду с проводкой торговых судов в устье Оби и Енисея, взял на себя и производство некоторых научных работ в Карском море. В низовьях сибирских рек (Лена, Яна, Индигирка) и в море бр. Лаптевых большие работы предприняты Якутской Комиссией Академии Наук. С целью закрепления острова Врангеля за С.С.С.Р. и снятия с него американского поста в 1925 году была снаряжена специальная экспедиция Б. Давыдова на канонерской лодке „Красный Октябрь“. В самое последнее время вырабатываются особые планы и проекты обследования Новой Северной Земли (б. земли Николая II) и т. д.
Но Новая Земля в этом отношении стоит на первом месте. Разделяя естественным образом наши северные моря на две части — западную и восточную — Новая Земля в научном и экономическом отношении представляет огромный и исключительный интерес и возобновившиеся на ней исследования за последнее время приняли вполне планомерный характер. За последние годы на Новую Землю был снаряжен целый ряд научных экспедиций, доставивших богатый и интересный материал. Новая Земля привлекает внимание не только наших исследователей, но и иностранцев. Так, в 1921 г., главным образом для геологических изысканий, на Новую Землю была отправлена норвежская экспедиция на небольшом моторно-парусном судне „Blaafjell“ под начальством Ол. Хольтедаля. „Blaafjell“ прошла по западному берегу Новой Земли от Сев. Гусиного Носа до Панкратьевых О-вов, а также по Маточкину Шару до Карского моря, в то время, как сухопутная партия этой экспедиции сделала интересный переход поперек северного острова. Но основные и наиболее крупные исследовательские работы на Новой Земле исходят от С.С.С.Р. В этих работах живое участие приняли следующие учреждения: Главное Гидрографическое Управление, Научно-Исследовательский Институт по изучению Севера, Госуд. Гидрологический Институт, Пловучий Морской Научный Институт и нек. др. В результате проделаны довольно большие работы, и уже теперь получены некоторые крупные достижения. В 1923 г. построена радиостанция в Маточкином Шаре у выхода в Карское море, при которой впоследствии была организована первая полярная геофизическая обсерватория, самая северная во всем мире. Радиостанция явилась опорным пунктом и культурной базой для всех дальнейших работ и начинаний и вполне естественно, что уже на следующий год в ее окрестностях (на м. Дровяном) появилась самоедская промысловая хижина и, как говорят местные жители, радиостанция теперь является сильной соперницей для старой столицы Новой Земли — Малых Кармакул. Радиостанция несет большую практическую службу, главным образом, в отношении проводки торговых судов в устье р. Оби и Енисея. По общему плану, в дальнейшем предполагается построить такую же радиостанцию на северной оконечности Новой Земли в районе мыса Желания.
В течение нескольких последних лет Главным Гидрографическим Управлением проделаны большие работы по описи берегов Маточкина Шара и западного побережья. В результате этих работ на картах введены большие исправления и дополнения и многие места, считавшиеся ранее рискованными, теперь являются вполне доступными для плавания на больших судах.
На ряду с этим происходит заметное поднятие и усиление колонизации и возрождение промыслов. В 1925 г. построено новое становище в Черной губе (жилой дом, сарай, баня), а в 1926 году в Петуховском Шаре. В предъидущие годы в Черной губе промышляли лишь летние промышленники и заезжие самоеды, и только почти 20 лет тому назад здесь зимовал промышленник Олонкин из Александровска на Мурмане, о чем свидетельствует историческая надпись на кресте у его избы.
Со стороны Научно-Исследовательского Института по изучению Севера (б. Сев. Научно-Промысловая Экспедиция) предприняты особо широкие и разносторонние научные исследования. В 1922 г. была снаряжена специальная экспедиция на шхуне „Шарлотта“, а в 1925 г. работы велись на э./с. „Эльдинг“, который совершил крупное плавание и обошел Новую Землю с северной стороны. Последнее плавание шло при исключительно благоприятных условиях и дало большие результаты: на восточном берегу северного острова было открыто несколько новых больших заливов, а во время пути был собран богатый научный материал.
Пловучий Морской Научный Институт тоже совершает попутные заходы в различные губы Новой Земли, подвергая их детальному обследованию (Белушья, Машигина и нек. др.).
Гос. Гидрологический Институт, взял на себя прибрежные работы, причем, начиная с 1923 года, им были довольно подробно обследованы — Маточкин Шар, западное побережье в районе Малых Кармакул и Черная губа. В результате собран ценный научный материал, который в настоящее время обрабатывается и постепенно публикуется. Все работы Гидрологического Института велись на небольшом парусном карбасе[6] „Ошкуй“ в 17 фут. длиной (слово „Ошкуй“ по-зырянски обозначает белый медведь). Зачастую эти работы были сопряжены с некоторыми затруднениями и даже опасностями. Особенно много неприятных приключений пришлось испытать в 1926 году, который оказался в отношении льда довольно тяжелым. В целях заинтересовать и привлечь молодое поколение к северным исследованиям, дабы начатые работы могли быть продолжены и дальше, а также, чтобы новые молодые исследователи могли иметь правильное представление о тех условиях, с которыми обычно приходится сталкиваться при работах на небольших шлюпках, я и взял на себя труд написать эту книжку. Она состоит, главным образом, лишь из некоторых выдержек из того дневника, который писался на Новой Земле в экспедиционных условиях, и только кое-что добавлено уже здесь — в Ленинграде.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На Новую Землю!"
Книги похожие на "На Новую Землю!" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Ушаков - На Новую Землю!"
Отзывы читателей о книге "На Новую Землю!", комментарии и мнения людей о произведении.