» » » » Л. Арбузов - Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии


Авторские права

Л. Арбузов - Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии

Здесь можно скачать бесплатно "Л. Арбузов - Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Троица, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Арбузов - Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии
Рейтинг:
Название:
Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии
Автор:
Издательство:
Троица
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
5-85482-099-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии"

Описание и краткое содержание "Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии" читать бесплатно онлайн.



Сочинение Леонида Арбузова представляет собой наиболее полное исследование истории прибалтийского края и населявших его народов, впервые изданное на русском языке в 1912 г., позже незаслуженно забытое и замалчиваемое, сегодня оно возвращается к заинтересованному читателю.






Первые города возникли здесь также в XIII столетии. Рига всегда была самым большим городом. Число жителей городов в средние века невозможно определить. Территория, которую города занимали, в некоторых случаях, так в Риге и Ревеле, может быть указана по остаткам городских стен и другим приметам. В Дерпте пространство между гостиным двором и Карловой было занято предместьем; в противоположном направлении город простирался немного дальше, чем ныне; возвышение, на котором стоял собор (Domberg), принадлежало епископу; на другой стороне реки Эмбаха находились сады и огороды. В средние века люди жили теснее, и в городе находились кроме жилищ ещё склады и мастерские.

Вдоль городского рва расположены были огнеопасные мастерские, раньше всего кузницы, в которых в то время делалось всё, для чего ныне имеются различные мастерские. Все помещения дома, начиная с подвала и кончая чердаком, были так или иначе использованы. Уличные фасады домов были узки, зато дома имели значительную глубину; дворы или вовсе не существовали, или были очень невелики. Жители были очень стеснены; весьма понятно, что они с таким нетерпением ждали Пасхи и вместе с нею наступления весны.

Строительное искусство явилось сюда также только в конце XII столетия. И в Западной Европе романский стиль держался до XIII столетия, лишь кое-где уступая переходному и в редких случаях новому, из Франции переходившему готическому стилю. В прибалтийском же крае зодчие были еще консервативнее. Хотя позднейшие поколения на церковных и светских строениях очень многое изменили по вкусу времени, всё же многое в романском стиле сохранилось. Так, в Риге уцелели каменные колонны около собора, несколько веков бывшие закрашенными. Само здание собора, особенно колокольня, подвергались неоднократным изменениям. В старой Риге, кроме соборного участка и участка, принадлежавшего к замку, было два прихода — св. Петра и св. Иакова. Церковь св. Петра, ныне существующая, построена в начале XV столетия строителем Иоанном Румешоттелем из Ростока. Колокольня её построена была позднее, но и её уже ныне нет. Церковь не раз делалась добычей огня. Ныне стоящая тонкая и высокая, из трёх этажей состоящая колокольня, господствующая над Ригой, построена строителем Иоанном Генрихом Вюльберном в 1746 г. по старым планам страсбургского архитектора Рубберта Бинденшу (1688 г.), творение которого погибло в мае 1721 г. от удара молнии. Главные части церкви св. Иакова построены ещё в XIII столетии, но позднейшие перестройки совершенно изгладили первоначальный их характер. Церковь св. Иоанна принадлежала к доминиканскому, а церковь св. Екатерины — к францисканскому монастырю. Лестницеобразный фронтон первой церкви указывает на прусский образец; она возникла в конце XV столетия. Остатки второй церкви сохранились в одном доме в Сарайной улице. Также поныне стоит здание бывшей церкви св. Георгия, возникшей в начале XIII столетия, но оно служит уже более 400 лет амбаром. Ратуша построена только в XVIII столетии, а верхний её этаж ещё позднее. Первая ратуша стояла, по всей вероятности, на том же месте. Напротив ратуши находящийся дом «чёрных голов» построен в первой половине XIV столетия. Высокий передний ег6ч фронтон сооружён только в XVI столетии, а некоторые украшения ещё позднее; задний; фронтон стариннее, пристройки носят интересные барельефы, сделанные в 1522 г. В доме большой гильдии есть очень старинный зал. На городской земле, окружённой стенами, уже в XIII столетии лежало два дворянских двора: Розенгоф (близ монастыря миноритов) и Резенгоф (в старом городе).

В Ревеле главный собор (Ritter- und Domkirche) был построен уже в XIII столетии, но он. Несколько раз перестраивался вследствие больших пожаров (в мае 1433 г. и в июне 1684 г). Точно также церкви св. Николая (покровителя моряков) и св. Олая встречаются уже в XIV столетии. Нынешний вид церковь св. Олая с чрезвычайно высокой их острой колокольней получила лишь после опустошительного пожара в 1820 г. на основании старых планов. От церкви св. Екатерины, принадлежавшей к доминиканскому монастырю, уцелели небольшие остатки среди позднейших построек. Вокруг ратуши прежде находился крытый ход, а вблизи от неё красивый домик в чистом стиле ренессанса для городских весов. Долго держался здесь готический стиль. Это видно, между прочим, из сохранившегося городского герба, приделанного в 1529 г. к воротам, идущим к морскому берегу (так назыв. Strandpforte). Чрезмерно тонкие колокольни ратуши и церкви св. Духа воздвигнуты в XVII столетии. От старых городских стен сохранились значительные части и целый ряд башен, в том числе так назыв. Dicke Margarete, Kiek in de Kok. За пределами города в начале XV века (1407-1436) был построен монастырь св. Бригитты (или вернее Биргитты). В городе находились еще дворы (или дома) феллинского командора, иервенского фогта, аббатства Фалькенау и Падис. Дворяне имели дома около самого собора. И в Ревеле, как и в других городах, много старинных предметов погибло навсегда, благодаря преувеличенным представлениям о требованиях нового времени.

Гансальский собор есть самая большая церковь с одним кораблём не только в прибалтийском крае, но вообще в пределах германской архитектуры (36+11,5 метр, по Dehio). Он был тесно связан с замком и построен во второй половине XIII столетия. Тем не менее, многие детали на нём носят чисто романский характер, рядом с ними встречаются раннеготические узоры. В замке в Аренсбурге на Эзеле, обитаемом до сих пор, уцелели как снаружи, так и внутри многие старинные особенности. В церкви в Каррисе, тоже на Эзеле, мы находим мраморные скульптуры. Каменные постройки возводились из кирпича, только в Эстляндии употребляли чаще добываемый на месте известняк.

В Дерпте, нужно полагать, был тоже рано построен собор. Но величественное здание, развалины которого производят ныне столь сильное впечатление на зрителя — некогда собор св. Петра и Павла — возникло только в XIV столетии. При постройке служила образцом любекская церковь св. Марии, позднее сооружённые хоры создал художник из школы Парлеров в Гмюнде, которые славились в конце XIV столетия и построили, между прочим, церкви во Фрейбурге, в Брейсгау в Коллине и Куттенберге. Эти хоры назывались ещё в 1477 г. новыми. Это объясняется тем, что в средние века подобные постройки строились очень долго. В ночь на день св. Иоанна 1624 г. близ собора был разведён костер, от которого произошёл пожар, разрушивший все деревянные части и крышу. Обе колокольни стояли ещё около 150 лет и были снесены только в 1764 г. в связи с работами по укреплению Дерпта. Церковь св. Марии стояла на месте нынешнего университетского здания и уже давно совершенно исчезла.

Другая церковь св. Иоанна существует поныне; на ней замечателен рельеф, сделанный и выжженный из глины подобно кирпичам. Аббатство Фалькенау имело двор в Дерпте. Дерпт особенно страдал от больших пожаров, каковые случались в 1261,1329 (погибло около 2500 людей), 1335, 1667, 1708 и 1775 годах и которые способствовали переменам во внешнем виде города. Только новейшие исследования Р. Отто пролили свет на многочисленные монастыри в Дерпте и их местоположение. Они находились на улице, ныне называемой Магазинной; только женский монастырь св. Екатерины лежал на склоне домберга и простирался до Старого рынка и Широкой улицы.

Есть также старинные сельские церкви, и было бы весьма желательно позаботиться о сохранении их, наравне с другими памятниками старины. По нынешней форме и основному плану можно эти церкви разделить на территориальные группы. В Курляндии нет особенно старых зданий; и в городах нет церкви, построенной раньше XVII столетия. От Старого собора в Пильтене так же, как и от епископского замка, сохранились лишь развалины. Относительно церкви св. Сильвестра в Пильтене даже не известно, в каком месте она находилась.

Следы стенной живописи конца XIII столетия сохранились в Риге в соборе и в церквах св. Екатерины и св. Иакова. От более древнего времени живописных произведений мы не имеем. Имена живописцев встречаются в Риге и в Ревеле в XV столетии. В Ревеле сохранились произведения любекских художников конца XV столетия, на которых лишь новейшие исследователи обратили внимание (Герман Роде, работавший с 1468 до 1501 г., и Бернт Ноткен — 1440-1517). На великолепном алтаре, находящемся ныне в доме «чёрных голов» в Ревеле, заметно некоторое влияние Ганса Мемлинга; в ревельской церкви св. Николая имеется алтарь голландской работы начала XVI столетия, к сожалению, искажённый позднейшими дополнениями. Там же находится интересная картина (XV столетия), изображающая пляску мёртвых. В указанных алтарях в церквах св. Николая и св. Духа в Ревеле замечательны деревянные резанные части; выдающиеся резные работы, отражающие смерть св. Марии (в доме большой гильдии в Риге) и венчание св. Марии (в церкви в Кармеле на Эзеле), — обе возникшие в XV столетии.

Из художников других специальностей встречаются многочисленные золотых дел мастера. Устав их цеха в Риге составлен в 1360 году. Замечателен большой ковчег, который ревельский золотых дел мастер Ганс Риссенберг в 1474 году сделал для церкви св. Николая и который свидетельствует о чрезвычайном даровании своего автора. Это произведение сохранилось и ныне находится в Императорском Эрмитаже в С.-Петербурге. Там же сохраняется хрустальный рог в серебряной изящной оправе, изготовленный в первой половине XVI столетия, вероятно, тоже в Ревеле и некогда принадлежавший некоему Бруну Дрольсгагену Жители Риги и Ревеля делали заказы также у заграничных, преимущественно любекских, мастеров. Серебряная статуя св. Георгия 1507 г., находящаяся в доме «чёрных голов» в Риге, есть иностранное произведение. Древнейшие сохранившиеся колокола сделаны в XV столетии. В Риге сохранились пушки с красивыми украшениями XVI столетия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии"

Книги похожие на "Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Арбузов

Л. Арбузов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Арбузов - Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии"

Отзывы читателей о книге "Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.