Жозе Эрману Сарайва - История Португалии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Португалии"
Описание и краткое содержание "История Португалии" читать бесплатно онлайн.
Книга известного португальского историка и талантливого популяризатора исторических знаний Ж. Сарайва относится к числу наиболее читаемых в Португалии и Бразилии. Изданная впервые в 1979 г., она с тех пор неоднократно переиздавалась и обновлялась, была переведена на многие иностранные языки. Автору удалось в сжатой форме, но увлекательно изложить историю маленькой пиренейской страны, зачинательницы эпохи великих географических открытий и провозвестницы глобализации. Впервые на русском языке выходит в свет общая история Португалии, написанная португальским автором.
Другим очень оригинальным писателем был король Дуарти. Он получил утонченное литературное образование и делал переводы с латыни. Но главная написанная им книга, «Верный советчик», имеет мало общего с этой его ученостью. Это сборник небольших этюдов, написанных по разному поводу; тема некоторых из них — анализ чувств и состояний души. Так же как общество в творчестве Фернана Лопиша, психология в творчестве Дуарти сложна, противоречива, с многоуровневыми объяснениями. В этом отношении она сильно отличается от всего того, что в Португалии было написано до или после него. На протяжении долгого времени его книга была единственной, направленной на внутренний мир человека. Наступившая затем эпоха гуманизма обезличит литературный труд, превратив его в фиксирование окружающего мира, без всякого проявления интереса к субъективной реальности.
Именно Дуарти поручил Фернану Лопишу писать хроники; он же распорядился построить в монастыре Баталья большой пантеон, который мы теперь называем Незавершенными капеллами[91]. Работы продолжались много лет и были прерваны лишь в 1528 г., когда корона столкнулась с большими финансовыми затруднениями. Этот памятник отражает своими ярусами быструю смену вкусов, проявившихся в течение девяноста лет, пока шло строительство. Гигантский портик, служащий входом в так называемую ротонду Дуарти, несомненно, был спроектирован и начал строиться еще при жизни короля, то есть до 1438 г. Это было рождением стиля мануэлину.
Понятие о стиле мануэлину появилось недавно, в XIX в., с первым поколением романтиков. До тех пор считалось, что от средневековой готики был сделан переход сразу к классическому ренессансу XVI в. Однако нет сомнения, что между двумя периодами было направление, которое нельзя отнести ни к первому, ни ко второму стилю. Это направление было весьма значительным, оно отразилось в очень выразительных памятниках, таких, как Монастырь Иеронимитов в Лиссабоне, Незавершенные капеллы, в пристроенном нефе к церкви ордена тамплиеров в Томаре, в Башне Белен, в церкви в Голегане, в церкви Популу[92], в Калдаж-да-Раинья и еще в десятках небольших портиков и в изящных окнах, которые можно встретить по всей стране. Это уже не готика, но еще и не классицизм. Он возник от дуновения другого ветра и, похоже, длился около века, начиная от Дуарти и до Мануэла.
Имя последнего короля даже в этом оказалось счастливым, поскольку именно оно было выбрано, чтобы назвать период в искусстве. И это несмотря на то, что он всего лишь сохранил данное направление, а его имя соответствует целой эпохе, закончившейся с началом его правления, хотя искусство, которое той эпохой вдохновилось, потом сохранялось в течение нескольких десятилетий.
Стиль мануэлину, подобно хроникам Фернана Лопиша и этюдам Дуарти, сложен; он собран из большого количества составных частей и глубоко оригинален. Пожалуй, это единственный полностью португальский этап в искусстве, в котором почти все является отражением веяний из-за рубежа, приспособленных к местным вкусам и бедности. Это искусство века Атлантики и оно соответствует первому этапу морской экспансии. В его первых памятниках прослеживаются марокканские мотивы, принесенные мастерами-каменщиками, которые ездили в Северную Африку работать в крепостях завоеванных городов. В украшениях господствует морская тема: канаты, узлы, буи, кораллы вытеснили готические орнаменты. Самым смелым свершением тех отважных каменщиков можно, вероятно, считать розетку церкви Томара: им удалось вылепить наполненные ветром паруса, удерживаемые канатами.
Шедевром португальской живописи XV в., а возможно, и остальных времен является загадочный полиптих в музее Жанелаж-Вердиш; сегодня он состоит из шести отдельных картин, хотя известно, что первоначально их число было больше. Авторство, дата и даже тема полиптиха давно являются предметом бесконечной полемики, знаменитой «дискуссии о панно». Как и в случае других шедевров того времени, его отличает оригинальность. В то время крупными центрами живописи были Фландрия и Италия, однако полиптих не может быть отнесен ни к одной, ни к другой школе. Тема его — почитание, причем одни считают, что это относится к инфанту Фернанду, другие — к святому Викен-тию, третьи — к кардиналу Жайми. Однако единодушно мнение в отношении одного из важных элементов картины — того, кто воздает эти почести. Это вся нация, представленная принцами, прелатами, рыцарями, священниками, горожанами, чиновниками, рыбаками, простолюдинами. Нет среди памятников XV в. другого такого же многозначного, собирательного, классического. Здесь — те же самые чувства многозначности и восхваления реальности, что и в хрониках и камнях церквей. Если бы Фернан Лопиш был не писателем, а художником, его портрет Португалии мало чем отличался бы от этой картины.
1498-1580
Восточная монополия
39. Империя и апогей эпохи правления короля Мануэла
Король Мануэл не ошибся, когда распорядился, чтобы во всей стране пышно отмечалось триумфальное возвращение Васко да Гамы. Это плавание открывало совершенно новый этап в истории Португалии. Начиная с 1500 г. весной каждого года из устья реки Тежу выходили в открытый океан крупные флотилии: на их борту находились солдаты и пушки; обратно они возвращались, нагруженные пряностями. И если прежде команды кораблей состояли из нескольких десятков моряков, то теперь у них на борту находилось от двух до трех тысяч человек. А экспедиции возглавляли не как прежде, старые морские волки, а представители высшей знати, которые боролись за право получить должности и добычу.
Планы короля Жуана — наладить мирную, дружескую, взаимовыгодную торговлю с местными правителями — очень быстро оказались невыполнимыми. Второе плавание, под командованием Педру Алвариша Кабрала, началось с посольства и приветствий, а закончилось обстрелом Каликута. Когда португальцы появились в Индийском океане, торговля в этом районе уже находилась в руках арабов: они расположились повсеместно и уже наладили крепкие связи с индийскими князьками. Конфликт возник с первого момента появления португальцев: арабы попытались воспрепятствовать деятельности португальских торговцев. В свою очередь португальцы предприняли попытку устроить охоту на суда конкурентов и дезорганизовать морское сообщение арабов. Воинственный настрой знати, которой была доверена политика Португалии в Индии, был одной из причин насильственных действий: война, а никоим образом не переговоры служила средством решения конфликтов с соперниками.
Превосходство португальских кораблей, лучшая тактика применения артиллерии и боевой дух некоторых высокопоставленных военачальников позволили португальцам одержать верх. Самой крупной фигурой в индийской политике Португалии был губернатор Афонсу ди Албукерки, правивший в период между 1508 и 1515 гг. Его власть распространялась от Ормуза — стратегического ключа к Персидскому заливу — до Малакки, ворот в китайские моря. Завоевав Гоа, португальцы создали там административный центр. Город быстро развивался, а его название Восточный Рим хорошо отражает его значение как очага распространения христианства в Азии.
Так португальская держава приобрела новое измерение. Небольшое по размерам пиренейское государство Португалия превращалось в одну из крупнейших морских и торговых держав Европы. А к своему титулу короля Португалии и Алгарви Мануэл приказал добавить новые: «господин Покорителей, Мореплавания, Торговли в Эфиопии, Аравии, Персии и Индии».
Именно тогда, в 1505 г., король покинул прежнюю, хорошо укрепленную королевскую резиденцию в Лиссабоне, средневековый дворец в Алкасове, и поселился во дворце на берегу реки, с галереями в стиле эпохи Возрождения, откуда открывался вид на реку Тежу. Для очага португальской монархии было выбрано место, где прежде находились склады компании «Каза да Мина» («Палаты Мины»), в которых хранились тюки хлопка, паприки и слоновой кости, приобретенных на гвинейском побережье. Поэтому жители столицы называли резиденцию «Дворцом Палаты Мины».
Это уже устаревшая традиция, потому что теперь складские здания называют Индийской палатой.
От них исходит и окутывает весь дворец пряный аромат корицы и перца.
Уже целый город, а вскоре и целое королевство начинает пахнуть пряностями.
Больше боюсь Лиссабона,
Который, под запах этой корицы,
Королевство наше опустошает...
Так писал Са ди Миранда примерно в 1535 году[93].
Смена дворцов отражала многие другие изменения. Небольшой двор времен Жуана II быстро разросся. Множились посты, саны, должности. Значительно увеличилось численность дворянства, возросли и его доходы; однако такой рост уже не представлял угрозы королевской власти. Это было придворное, служилое, зависимое дворянство. С изменениями в военном искусстве война перестала быть делом частных лиц; вся военная власть оказалась отныне сосредоточена в королевских арсеналах. «Старые воины» стремились теперь стать «офицерами»[94]: командовать — это была их служба, а оплачивал ее король. Даже самые высокопоставленные представители знати, если и сохраняли высокомерие, потеряли независимость. В 1512 г., когда герцог Браганский из ревности приказал казнить герцогиню, против него был начат уголовный процесс, от которого он сумел избавиться, заплатив значительную сумму: именно герцог финансировал большую часть экспедиции в Азамор в 1513 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Португалии"
Книги похожие на "История Португалии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жозе Эрману Сарайва - История Португалии"
Отзывы читателей о книге "История Португалии", комментарии и мнения людей о произведении.