Кирилл Бардин - Азбука туризма

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Азбука туризма"
Описание и краткое содержание "Азбука туризма" читать бесплатно онлайн.
Автор пособия – мастер спорта СССР по туризму, используя многолетний опыт работы со школьниками, рассказывает об организации и проведении несложных пеших походов в летнее время, уделяя главное внимание основам туристской техники.
Организация группы
Организация похода обычно начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает о цели похода, маршруте (если он уже разработан) и длительности похода, о сумме денег, которую надо будет внести каждому участнику, о том, что надо взять с собой, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.
При подготовке такого собрания нужно заранее составить список вопросов, которые на нем будут обсуждаться. Обычная ошибка неопытных руководителей заключается в том, что они начинают думать о том, что говорить на собрании, за несколько минут до его начала. В результате разговор все время перескакивает с вопроса на вопрос, нередко вообще уходит в сторону, например на обсуждение каких-то забавных происшествий, случившихся в одном из прошлых походов. Часто деловое обсуждение постепенно переходит во всеобщее веселье. Так незаметно проходит несколько часов, и, наконец, кто-нибудь вспоминает, что всем пора домой. После этого обсуждение похода завершается наспех, ребята быстро разбегаются по домам, а руководитель начинает вспоминать: «Про одеяла я совсем забыл сказать. Наверняка несколько человек придут без одеял. И ничего не сказал про кастрюли. Теперь придется самому доставать».
Но дело не только в том, что все эти упущения осложняют поход. Характер такого собрания по инерции переносится в поход. Веселая безалаберщина, неразбериха с продуктами, забытые на привалах вещи, нервничающий руководитель – вот к чему все это приводит. Тут не то что выполнять какое-либо задание, но вообще нормально пройти маршрут довольно трудно, потому что туристская группа становится по существу неуправляемой.
Организованность – необходимое туристу качество, и воспитывать его надо с самого начала. Правильно поступают те руководители, которые назначают 10-минутный срок ожидания на месте сбора. Назначили встречу на 8 часов – значит, десять минут девятого уходим независимо от того, всё ли собрались или нет. Опоздал больше чем на 10 минут – пеняй на себя: семеро одного не ждут.
Когда в поход идут новички, на собрании следует зачитать примерный список личного снаряжения и объяснить, что чем можно заменить, если не найдется дома. Иначе родители будут экипировать юных путешественников по своему усмотрению, а из этого ничего хорошего не получится. Один придет в резиновых тапочках на босу ногу, другого оденут в теплое пальто.
Следует помнить, что знакомить ребят со списком необходимого снаряжения накануне выхода поздно. Как правило, у новичков вещи не готовы к походу. Что-то надо найти, что-то постирать или перешить, что-то купить в магазине. Поэтому собрание лучше всего провести за несколько дней до похода, чтобы у ребят было время собраться без спешки.
Второе, что должен сделать руководитель при подготовке к собранию, – это составить список общественного снаряжения, а на собрании опросить ребят, кто что сможет захватить из дома.
– Нам нужны топоры. Кто сможет их принести, поднимите руки. Так, записываю: Сережа и Коля берут топоры. А у тебя что?
– У нас как будто был топор, но надо поискать.
– Хорошо. Записываю и тебя. Если найдешь – бери, но, в крайнем случае, обойдемся двумя. Дальше. Нам нужны палатки.
– У нас дома есть палатка, но нужно спросить у папы.
– Хорошо. Сегодня вечером узнать сможешь? Выяснишь – позвони мне. Записал тебя. Еще кто-нибудь достать палатку сможет?
– У нас была, но только очень старая.
– Принеси завтра – мы ее посмотрим. А, кроме того, вот что: Наташа позвонит в пункт проката и выяснит, есть ли там палатки и сколько стоит прокат. А Леня сделает это же в районном клубе туристов.
Все поручения надо обязательно записать и при следующей встрече прямо начинать с проверки по списку, что, сделано, а что нет. Кроме того, следует помнить, что, давая поручения, надо очень тщательно проинструктировать ребят, объяснив все подробности. Иначе Сережа принесет топор, который легко соскакивает с топорища, Коля – заржавленный, с крупными выбоинами и зазубринами, а третий топор окажется тяжелым колуном, непригодным для похода. Топоры будут взяты точно по списку, а рубить дрова нечем.
Третье, что должен подготовить руководитель, – это список необходимых продуктов, но об этом достаточно подробно будет рассказано в главе 2 «Питание в походе».
Вот, примерно, что обсуждают на собрании, посвященном будущему походу. Достаточно ли будет провести одно такое собрание или придется встретиться несколько раз, зависит в основном от сложности и продолжительности похода и связанной с этим объемом предшествующей подготовки. Если речь идет об однодневном походе, то следующую встречу лучше всего назначить уже на вокзале, возле школы – словом, там, где назначено место сбора перед выходом. К многодневным походам туристы начинают готовиться заблаговременно, и в этом случае общие встречи повторяются несколько раз, обычно с интервалом в неделю.
Участники похода докладывают, что удалось сделать, что не получилось, вместе с руководителем намечают новые поручения.
Конечно, если в походы постоянно ходит одна и та же группа, где все имеют твердые обязанности, то иногда можно обойтись и без собрания. Просто назначается время и место встречи, а каждый участник заранее знает, что он должен сделать.
Перед длительным походом необходимо провести родительское собрание. На нем руководитель сообщает родителям цели и задачи похода, если надо, разъясняет, что он не таит, в себе ничего страшного, рассказывает, чем родители могут помочь своим детям в ходе подготовки.
Важным в организации группы является распределение постоянных обязанностей. Что это за обязанности? Прежде всего, надо выделить из числа ребят старшего или помощника руководителя. Иногда его именуют командиром группы, старостой или еще как-то. Суть дела не в названии. Это старший среди юных туристов, подчиненный непосредственно взрослому руководителю группы и его заместителю. Обычно старшим становится наиболее опытный или авторитетный среди ребят. Руководителю похода следует поручить часть своих дел старшему в зависимости от его квалификации и способностей. Следует стараться всячески поддерживать авторитет старшего перед ребятами, используя как позитивные меры, например, периодически советоваться с ним (пусть даже это не всегда вызвано необходимостью), так и негативные. Например, если старшему было поручено обеспечить своевременное снятие лагеря, а вовремя это сделано не было, то выговор во многих случаях должен получать он, а не непосредственные виновники задержки, не успевшие уложить свои рюкзаки.
Далее из числа ребят выделяется завхоз и ответственный за снаряжение. Первый вместе с руководителем составляет рацион для похода и руководит закупками, в походе выдает дежурным продукты и ведет их учет. Второй руководит сбором снаряжения, в том числе получением его напрокат, следит за тем, чтобы оно было к походу приведено в порядок, следит за сохранностью его в походе. По окончание похода он по списку собирает снаряжение и контролирует, чтобы все вещи вернулись к своим владельцам, а прокатное снаряжение было своевременно сдано.
Важной должностью в группе является казначей. Он ведает финансовыми делами похода – составляет вместе с руководителем смету, помогает в сборе денег с участников похода, ведет учет сделанных расходов и т. д. Последнее очень важно. Ведь после окончания похода необходимо отчитаться за полученные подотчетные суммы. А после сколько-нибудь продолжительного похода это почти невозможно сделать, если не велись записи произведенных затрат. Поэтому казначей собирает и хранит у себя документы о произведенных расходах – железнодорожные и другие транспортные билеты, всяческие квитанции, копии товарных чеков и т. д. Что касается расходов, которые невозможно оформить такими документами, то на них составляются особые ведомости (см. ниже, в разделе «Финансовый отчет»). Обязанность казначея – вести эти ведомости прямо в походе, чтобы по его окончании можно было быстро переписатьих начисто. При сдаче финансового отчета эти ведомости наряду с руководителем группы, подписывают и ответственные из числа ребят – старший по группе (командир, помощник руководителя и т. д.) и, конечно, казначей.
Согласно туристским справочникам и руководствам в группе выделяется еще санитар, который хранит аптечку и оказывает первую помощь. Однако на практике первую помощь, когда это бывает необходимо, почти всегда оказывает руководитель, и, таким образом, функции санитара сводятся к переноске походной аптечки. Тогда нужно ли обязательно в каждой группе вводить эту должность? Может быть, просто кто-то из ребят получит аптечку вместе с другими предметами коллективного снаряжения? Но в тех группах (например, идущих на слет), где ведется санитарный журнал похода, где проводится ежедневная проверка чистоты рук и ног и т. п., должность санитара является необходимой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Азбука туризма"
Книги похожие на "Азбука туризма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кирилл Бардин - Азбука туризма"
Отзывы читателей о книге "Азбука туризма", комментарии и мнения людей о произведении.