Рудольф Штайнер - Низвержение духов Тьмы. Духовные подосновы внешнего мира

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Низвержение духов Тьмы. Духовные подосновы внешнего мира"
Описание и краткое содержание "Низвержение духов Тьмы. Духовные подосновы внешнего мира" читать бесплатно онлайн.
Целью данного курса лекций было показать, как события, происходящие в духовных мирах, влияют на все сферы жизни людей, включая индивидуальное здоровье человека. В результате битвы Архангела Михаила с Ариманом в XIX веке был очищен духовный мир, а демонический сонм был низвергнут в мир людей. На конкретных примерах из культурной, социальной и политической жизни (рассматриваются также события в России 1917 года) Р.Штайнер показывает, как демонические существа вносят разрушение, хаос и неприятие истины в душевный мир человека. Подпавшие их влиянию люди в частности утрачивают способность увязывать факты в единую картину, а массы людей обретают склонность к националистическим проявлениям. Возможность противодействия опасным разрушительным тенденциям автор видит в преодолении материалистического характера мышления, правильном воспитании детей и доведении событий в духовных мирах до сознания людей.
Сегодня еще хватает людей, не желающих независимо от каких‑либо кровных связей воспринять такие всеобщие человеческие истины. А всеобщими человеческими истинами они являются потому, что пришли не от земли, а восприняты из духовных миров. Пугающе выглядит реакция почти всего мира, избегающего человеческого прогресса, когда облачают в лозунги об освобождении народов то, что направлено против течения человеческого развития. Такова всегда судьба мистериальных истин, которые не считаются с удобствами, а вопреки течению движутся в сторону эволюции. И скоро обнаружится, существует ли хотя бы маленький круг людей, который, независимо от всех предрассудков кровного родства, способен провидеть ничтожность фразеологии, заполонившей сегодня всю планету: ведь она только симптом пребывания на поверхности того, чем духовно является событие ноября 1879 года.
События современности предвидели посвященные всех народов. Они предвидели, предсказывали и указывали на то, как из кровных связей людей возникнет совершенно реакционное миропонимание, ибо будет господствовать вера, что это совершенно реакционное миропонимание является самым передовым. Надо уметь наблюдать такого рода вещи и в большом и в малом, надо не оказаться оглушенным тем пустословием, которое раздается повсеместно. Нужно хоть немного читать знаки времени. Конечно, можно избрать и другой путь, можно остаться при старых предрассудках, связанных с кровными узами: тогда исключают себя из прогрессивного течения. Оно уже грядет. И в отношении него достаточно простого бодрствования, и поток понесет вас вперед. Ибо прогрессивное происходит само по себе.
Надо чувствовать, где жизненный поток восходит, а где нисходит. И не надо поддаваться глупому предубеждению, что нужно избегать восходящего потока и говорить: я не хочу иметь ничего общего с Люцифером, я не хочу иметь ничего общего с Ариманом. Я уже часто порицал в наших рассмотрениях это глупое предубеждение, ибо ясно, что необходимо считаться с этими духами, стоящими на службе мирового порядка. Если не считаться с ними, вести себя так, что они остаются за пределами сознания, это придаст им больше силы. Но о том, что вступает в человечество, можно только тогда судить правильно, когда смотрят с возвышенной точки зрения на восходящие и нисходящие импульсы жизни. Надо только воздерживаться от симпатий и антипатий.
В области естествознания новейшего времени возникли два течения: одно я обозначил как гётеанизм, а другое — как дарвинизм. Возьмите мои первые книги: вы увидите, что я никогда не отрицал глубокого значения дарвинизма. Недалекие люди сразу нашли, когда я писал в защиту дарвинизма, что я сам подпал под действие материализма. Дело ведь в том, что эти вещи связаны не с убеждениями, а происходят из совершенно других оснований; и те, кто делает такие утверждения, лучше всех сами знают, что это неправда. Но если вы действительно вникнете в мои книги, то увидите, что я всегда оправдывал дарвинизм, но оправдывал тем, что противопоставлял ему гётеанизм, учение о развитии жизни. То, что называется теорией эволюции, с одной стороны, в смысле дарвинизма, а с другой — в смысле гётеанизма, я пытался постоянно связывать друг с другом. Почему? Да потому, что гётеанизм содержит в себе восходящее начало, высвобождение органического развития из чисто физического бытия.
Я часто указывал на разговор между Гёте и Шиллером[78], когда Шиллер сказал, глядя на рисунок гётевского прарастения: это вовсе не эмпирия, это не опыт, это просто идея. Тогда Гёте сказал: значит, я вижу мои идеи своими глазами! Ибо он во всем видел духовное. У Гёте мы имеем такое эволюционное учение, которое несет в себе зародыш восхождения к высшим сферам, которое может быть применено к душе и к духу. И тогда как Гёте только заложил основы теории органического развития в своем учении о метаморфозе, мы имеем учение об эволюции духа, к которому должно прийти человечество в эту пятую постатлантическую эпоху, ибо человек сделался более внутренним, как я уже представлял вам в этих рассмотрениях. За гётеанизмом стоит большое будущее, ибо вся антропософия проходит в его русле. Дарвинизм рассматривает физическое развитие с физической же стороны: внешние импульсы, борьба за существование, естественный отбор и так далее, и тем самым описывает деградирующее развитие: все то, что можно узнать об органической жизни, если предаться тем импульсам, которые были столь значительными в прошедшие времена. Если хотят понять Дарвина, надо только суммировать все те законы, которые уже были открыты раньше. Если хотят понять Гёте, надо дорасти до все новых и вечно новых закономерностей бытия. Необходимо и то, и другое. Ошибка состоит не в том, что предаются дарвинизму или гетеанизму, а в том, что выбирают тот или другой, не связывая их друг с другом. В этом‑то все дело.
Становиться с возрастом все моложе и моложе, если душа хорошо развита, — это станет в будущем возможно только в том случае, когда человек воспримет в себя духовные импульсы. Если он воспримет духовные импульсы, то может иметь седые волосы, и морщины, и всевозможные недуги, но будет становиться все моложе и моложе, ибо его душа восприняла те импульсы обновления, которые он проносит через врата смерти. Но если человек отождествляется только со своим телом, то он не может делаться моложе. Тогда он переживает в своей душе то, что происходит с телом. Конечно, невозможно избежать седых волос, но можно обновиться душой в источнике духовной жизни, даже имея седую голову. И развитие человечества в пятом, шестом и седьмом периодах пойдет в смысле (простите мне это причудливое выражение) беззубой дарвиновской теории. Но люди должны освободиться от нее, чтобы суметь пройти через ту катастрофу, которую можно сравнить со смертью Земли, — катастрофу, предстоящую в будущем, — и должны извлечь силы юности из учения о метаморфозе, духовного, спиритуального эволюционного учения, заложенного в гётеанизме. Оно должно быть пронесено через будущую катастрофу, как помолодевшая душа отдельного человека проходит через врата смерти.
Поскольку, если можно так выразиться, человек спустился с неба на землю, причем с полученным от духов тьмы запасом свободных сил на времена, когда господствовал закон наследственности, закон народности, расовое начало, — благодаря этому человек получил возможность связать себя с землей. Деяние Люцифера и Аримана было обращено во благо, поскольку человек с его помощью обрел возможность связать себя с землей. Если сделать схематический набросок, то можно сказать: до люциферического деяния человек был связан со всем космосом, включая Землю (см. рисунок, фиолетовый); он связал себя с Землей (желтый) благодаря тому, что ему были привиты наследственные качества, как их называет современная наука, или первородный грех, говоря словами Библии. Благодаря этому человек, которого я здесь, на рисунке, обозначаю крестиками, сделался составной частью Земли. Вы видите, Люцифер и Ариман — слуги прогрессивных сил. Но развитие продолжается дальше. Мы живем в такое время, когда человек, живущий на земле, связан с нею. Люциферическо–ариманические духи, духи тьмы, низвержены с неба на землю. По этой причине человек должен быть снова освобожден от земли, оторван от нее так, чтобы одной частью своего существа снова вернуться в духовный мир. В человечестве должно появиться сознание того, что мы не от мира сего, не от земли, и это сознание должно все больше крепнуть. В будущем человек земли будет говорить себе: конечно, с моего рождения я погружаюсь в физическое тело, но это только переходный период. Я, собственно, остаюсь в духовном мире, я знаю, что я связан с землей только частью моего существа, что я всем своим существом не полностью вышел из того мира, где пребываю между смертью и новым рождением. Чувство этой принадлежности к духовному миру должно развиваться в человеке.
В предыдущие столетия это ложно интерпретировалось, когда не желали знать физической жизни и предавались ложной аскезе, веря, что при помощи всяческого умерщвления плоти могут прийти к этому. Но должно быть постигнуто, что не таким ложным аскетизмом, а связью с духовным, субстанциально–сущностным подтверждается: в действительности человек не просто земное существо, а существо, принадлежащее всему космосу. Физическая наука дает тому только предварительную подготовку. Представьте себе, в какой степени вплоть до XIV столетия, то есть до завершения греко–латинской эпохи, человек зависел от почвы, из которой он как бы произрастал, с какой силой человек развивал в себе связь с этой почвой. Это было прекрасно, но не должно являться чем‑то решающим. Да, сознание души должно быть оторвано от земли, как физическая наука только на физическом уровне, в учении Коперника, оторвала человека от земли. Земля предстала маленьким телом в мировом пространстве; но прежде всего она стала чисто пространственной. Уже благодаря Копернику человек как бы перенесен в космические сферы, хотя и совершенно абстрактным образом. И это должно развиваться дальше. Но это не надо ложным образом переносить на физическую жизнь. Физическое идет своим путем. Возьмем, например, Америку, но не в смысле того населения, которое «произрастало» на ее почве столетиями. Вы знаете, что в новейшее время ее заселило новое население, состоящее целиком из европейцев. Если более пристально понаблюдать это население, то обнаружится, что там телесная жизнь не свободна от физической привязанности к почве земли: американец, то есть, собственно, европеец, перемещенный в Америку (хотя это сегодня еще не очень проявилось, но так оно и есть), постепенно приобретает качества, напоминающие старых индейцев: руки становятся длиннее, чем у европейцев, и все это только благодаря тому, что человек перемещен в Америку. Физический человек приспосабливается к почве. Это заходит так далеко, что заметна ощутимая разница в физическом строении между западным и восточным американцем. Это и значит: приспосабливаться к почве. В Америке европеец внешним, физическим образом «индеанизируется». И если душа сопутствует физическому процессу, как это имело место в прежние времена, то теперь, но только уже в фазе европейского развития, произойдет воскрешение индейской культуры. Это звучит парадоксально, но так оно и есть.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Низвержение духов Тьмы. Духовные подосновы внешнего мира"
Книги похожие на "Низвержение духов Тьмы. Духовные подосновы внешнего мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рудольф Штайнер - Низвержение духов Тьмы. Духовные подосновы внешнего мира"
Отзывы читателей о книге "Низвержение духов Тьмы. Духовные подосновы внешнего мира", комментарии и мнения людей о произведении.