Газета Завтра Газета - Газета Завтра 451 (29 2002)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 451 (29 2002)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 451 (29 2002)" читать бесплатно онлайн.
"Зато мы делаем ракеты,
И перекрыли Енисей,
А так же в области балета
Мы впереди планеты всей."
Этот популярный некогда стих хоть и не достаточно полно, но все-таки верно отражал картину достижений страны в постсталинский период отечественной истории.
В пору Хрущева и Брежнева власть с размахом возводила заводы по производству ракет, спутников, самолетов всех классов и в весьма скромных масштабах вела строительство жилья для тех наших граждан, которые жили в бараках, общежитиях и коммуналках. Власть воздвигала тогда космодромы, аэродромы, центры управления полетами, станции наблюдения — и денег на все это хватало. Но их не хватало на то, чтобы ликвидировать сплошное бездорожье в Центральной России. На запуски кораблей и спутников в космос власть отпускала столько средств, сколько было надо, а на питании детей в школах и пионерлагерях — экономила.
Расходы на аэрокосмическую отрасль производились в ущерб условиям жизни и, стало быть, во вред здоровью народа. Но народ, понося втихую хрущевско-брежневскую власть за абсурдные кукурзно-мелиоративные проекты, за насаждение уравниловки в зарплате, за зажим инициативы, за пустозвонные лозунги и речи, затраты на авиацию и космонавтику в вину ей не ставил. Покорение небес на заре космической эры подавляющее большинство граждан встречало на "ура", а потом воспринимало наши рекорды в воздухе и безвоздушном пространстве хоть и без восторженных эмоций, но и без раздражения — как то, что нужно и важно.
В пик популярности космонавтики — в середине шестидесятых — в колхозах и совхозах была введена гарантированная почасовая оплата труда вне зависимости от урожаев и надоев. И тогда же родился анекдот, который вовсю гулял в домах учителей и врачей, писателей и историков, артистов и художников:
"— Кому сейчас на Руси стало жить хорошо?
— Гагарину Юрке, доярке Нюрке, Леониду Брежневу, ну а всем по-прежнему".
Часть интеллигенции — гуманитарной в основном — недовольна была аэрокосмическими программами государства всегда — и в шестидесятые, и в семидесятые, и в восьмидесятые годы: зачем нам делать столько самолетов, спутников и космических кораблей, если мы автомобиль по доступной цене купить не можем?
Самая же высоколобая техническая интеллигенция все упомянутые годы рассуждала совершенно иначе: в себестоимости ли самолета, спутника ли, космического корабля где-то около 25% — это затраты на материалы, а 75% — это оплата труда голов и рук. Производить и продавать летательные аппараты — военные — странам-союзницам, гражданские — всем, гораздо выгоднее для Советского государства, чем экспортировать сырье. Сырья у нас много, но оно — не возобновляемо. Прибыль же с труда отечественных голов и рук можно получать вечно. Поэтому, раз мы сильны не в автомобилях с тракторами, не в телевизорах с видиками, не в холодильниках с пылесосами — так уж вышло — а в аэрокосмической технике, то максимум всех наших ресурсов надо бросить на развитие ее производства. Достигнем мы в нем совершенства, получим курицу, способную нести золотые яйца. Будет в стране изготовляться первоклассная аэрокосмическая техника, будет у ее граждан полно и всякой другой хорошей техники: продадим за границу один самолет, на деньги от его продажи накупим там тьму автомобилей и телевизоров и отдадим их по дешевке в нашу розничную торговлю.
К исходу восьмидесятых мы имели аэрокосмическую отрасль, которая умела производить все и все — самое лучшее. США к тому времени успели подивить мир кораблем-челноком — слетал он в космос и обратно вернулся. Мы не задержались с тем, чтобы утереть нос американцам. Создали свой челнок — "Буран-Энергию". И он был эффективнее — технически и экономически. Отрасль на самом деле стала способна играть для страны роль курицы, которая несет золотые яйца. Оставалось только умело ее использовать во благо всех и каждого. Но в начале девяностых переменилась власть. Коммунисты с заплывшими жиром мозгами отдали бразды правления бойким, одержимым жаждой личной наживы демократам, и отрасли пришлось думать не о том, как озолотить народ, а о том, как просто-напросто выжить самой.
Передо мной документ — отчет аудитора Счетной палаты М.Бесхмельницина о проверке финансово-хозяйственной деятельности Росавиакосмоса в последнюю пятилетку ХХ века. Главный вывод господина аудитора таков: "Ракетно-космическая и авиационная промышленность Российской Федерации обладают высоким научно-техническим и производственным потенциалом, который в настоящее время полностью не используется и во многом утрачивается".
Отрасль, как драгоценная курица, сегодня еще способна нести золотые яйца, а завтра-послезавтра может откинуть лапки.
Росавиакосмос теряет кадры, которые, как известно, решают все. На ракетно-космических заводах — имени Хруничева в Москве и "Прогрессе" в Самаре — количество персонала сократилось более, чем в полтора раза. В авиационной промышленности численность работающих уменьшилась вдвое. Растет на предприятиях, в НИИ и КБ только удельный вес пенсионеров.
Худо в отрасли с головами и руками, не лучше и с орудиями труда. На заводе Хруничева только 0, 7% производственных мощностей имеет возраст до 5 лет, на "Прогрессе" — 0,3. Все остальные станки и приборы — старье. На ракетном комплексе "Энергия" 85% оборудования выработало нормативный срок.
Первопричина упадка в отрасли — невостребованность ее собственным государством. Запуски в космос в интересах Минобороны сократились более, чем в два раза. Так же вдвое уменьшилось у нас и количество космических аппаратов, составляющих орбитальную группировку России.
Возникает резонный вопрос: а может нам вполне достаточно нынешнего числа полетов и аппаратов? 85% космических аппаратов, которые сейчас находятся на орбите, выработали срок их активной эксплуатации. Два спутника-пенсионера, используемые Росгидрометом, рухнуть могут в любой момент, и погоду метеорологи будут определять по тому, сводит ли поясницу у Ельцина или нет.
По закону "О космической деятельности" аэрокосмическая отрасль должна получать госсассигнования в размере не менее одного процента от валового внутреннего продукта. То есть власть законодательная признает: надо выделять деньги на космические полеты и аппараты. Власть исполнительная с ней соглашается и утверждает Космическую программу. Но финансирует ее за пятилетку только на 22% от ею же запланированного.
На полеты в космос с оборонными и научными целями у исполнительной власти денег нет, на бесчисленные полеты Ельцина и Путина по Америкам, Европам и Азиям она их всегда находит.
Дефицит средств у нас, как каждый знает, мнимый. Десятки миллиардов долларов от продажи сырья ежегодно утекают за границу и власть закрывает на то глаза. Другими словами: власть не желает найти деньги на сохранение и возрождение нашей аэрокосмической отрасли. Более того, она умышленно вредит ей.
Самый яркий тому пример — кредитные гарантии правительства РФ "Медиа-Мосту" Гусинского для покупки спутника телевещания "Бонум-1" в США. Такой спутник без проблем могли изготовить наши предприятия, если бы им дали кредит в 140 миллионов долларов. Но эти миллионы благодаря правительству РФ ушли в Америку.
Упадок в аэрокосмической отрасли власть порождает как напрямую сама, так и через назначаемых ею руководителей отрасли. За пятилетку Росавиакосмос получил внебюджетных средств от иностранных заказчиков на 750 миллионов долларов, от российских — за два последних года века — 600 миллионов долларов. Но куда они ушли — на производственные нужды или в карман частных лиц — ни Счетной палате ни какому-то другому контрольному органу неведомо.
Сомневаться же в чистоплотности вождей отрасли заставляют два следующих факта. В 2000 году дочка Росавиакосмоса — ЗАО "Пусковые услуги" обязалось вывести на орбиту американский космический аппарат "Квик Берд". Он взлетел, но до орбиты не долетел. Рухнул. Причины аварийного пуска не установлены. Но вот что любопытно: изготовление "Квик Берда" обошлось в 60 миллионов долларов, а застрахован он был на 265 миллионов. Так не сознательно ли дочка Росавиакосмоса сорвала исполнение контракта по запуску: американским владельцам аппарата — куш, нам — шиш.
В следующем, в 2001 году ЗАО "Пусковые услуги" благополучно вывело в космос израильский аппарат "Эрос". Его орбита имеет наклонение 97,33 градуса и пролегает над территорией России. Израиль не включен в список государств, которым мы можем помогать снимать из космоса наши просторы. Дочка же Росавиакосмоса на сие ограничение наплевала. Но и это не все. За запуск "Эроса" израильская фирма заплатила 10 миллионов долларов. А по оценкам экспертов "Рособоронэкспорта" такой запуск стоит от 80 и до 100 миллионов долларов. Кому досталась разница между декларированной и реальной стоимостью? Отнюдь не тем, на ком держится потенциал нашей аэрокосмической отрасли.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 451 (29 2002)"
Книги похожие на "Газета Завтра 451 (29 2002)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 451 (29 2002)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 451 (29 2002)", комментарии и мнения людей о произведении.