Дмитрий Мищенко - Лихие лета Ойкумены
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Лихие лета Ойкумены"
Описание и краткое содержание "Лихие лета Ойкумены" читать бесплатно онлайн.
Роман о малоизвестных страницах славянской истории. В VI–VII веках н. э. славяне боролись против кочевых племен, аварского каганата и Византии за жизненное пространство, за свое будущее.
— А может, не такой уж и несчастный, мама?
— Ой, посмотри на себя и заметь, какой есть? Кости и болезнь принес из ромеев, более ничего.
— Ничего, матушка. Замученный я, это правда. Не имею жены, состояния — тоже, правда. Зато есть другое — понимание мира и людей в мире.
— Что с него, твоего понимания? Баяном станешь ходить от жилища к жилищу и будешь бороться с недугами?
— И то дело, почему нет? Но это — лишь часть того, что я могу сделать для людей, земли своей. Говорю, открыл для себя мир и людей узнал точно. Особенно, когда был после ромейской науки в кровавых лапах обринов. Если бы вы знали, матушка, как много я узнал в тех своих странствиях по миру и скитаниям в мире!
— Что же будешь делать все-таки?
— Побуду некоторое время около вас. Сам наберусь силы, и вам постараюсь вернуть ее. Ну, а когда все станет хорошо, пойду землей Трояновой — в Киев, к брату Богданке на Втикаче.
— Зачем так, сынок? Оставайся в Соколиной Веже. Уйду — тебе передам ее. Будешь иметь приют, поле, а с ними и добро и достаток будешь иметь.
— А Остромирко?
— Об Остромирке князь позаботился уже.
— Еще должен свою землю увидеть — всю как есть и людей на земле Трояновой, а уж тогда и остановлюсь на чем-нибудь. Или в Соколиной Веже сяду и буду делать то, что должен делать для земли и людей, или пойду на Волынь, обниму обещанное вечем место, и то же буду делать. Однако это уже потом, как обойду землю и завершу тем путешествием науку.
Мать смотрела и смотрела на него, такого родного ей. Вроде и была склонна согласиться с ним, но, все же, не могла. Что-то мешало ей, и такое большое, что переступить через него не в силах.
— Скажи, — решилась и заговорила, наконец, — принял ли ты, будучи в ромеях, веру Христову?
— Не принял бы — не мог бы учиться, мать.
— И уверовал в нее?
— Того не могу еще сказать. Чтобы быть откровенным, это тоже зовет меня пойти по земле своей.
— Странное говоришь ты, сынок.
— Зато истинное, матушка. Ромеев видел, обров видел. Должен и к своему народу присмотреться, чтобы определиться и стартовать на чем-то.
Помолчала и потом сказала.
— Побудь возле меня, дитя мое. Пока жива, побудь, дальше живи, как знаешь. А Соколиную Вежу я завещаю все же тебе.
XXXV
Сила в Светозара не вернулась еще. И цвет юношеский дал о себе знать: таким же пышным и доброликим стал, расцвел, как и мать его в лучшие свои года. А маму Миловиду недолго держал эскулапским стараниями в мире. Лишь то лето, когда вернулся к ней, побыла и зиму перезимовала. На передлетье, тогда, когда изобиловал уже цвет, пожелала всем, кто посетил ее перед сном, доброй ночи и не вернулась уже с нее. Смирной была в жизни, мирно и отошла из нее. Хоронили ее, как и велела, по христианскому обычаю. Убогими были эти похороны. Народ, повинуясь своей вере и своим богам, не пошел за гробом христианки. И псалмов не пели, провожая в последний путь. Из всех, кто знал, когда и что петь, были лишь кровные, лишь Милана и Злата. А им не до пения сейчас. Зато на поминки-тризну по княгине тиверцы не заколебались прийти. И на тризне не молчали, пили, и ели, и воздавали хвалу княгине Миловиде. Да уж как дошло до пения и танцев, не жалели силы, как и умения. Чтобы знала покойница, что она не чужда им. Чтобы знала и веселая была там, в укромном Ирии, и не гневалacь на них, как сердятся они на нее за то, что относилась к их, тиверскому роду, а приняла к сердцу чужую веру, молилась чужому богу. Княгиня из нее была мягкая с народом добрая, поэтому и люди остаются добрыми.
Грустно стало в Соколиной Веже без мамы. Так пусто и грустно, что Светозару немало силы надо было приложить, чтобы удержать себя в отчих стенах. Если бы не обязанность и не обещание, что он, как и сестры, дал когда-то маме — сделать все, что положено делать, поминая душу покойной, все-таки не усидел бы в этих стенах. Поэтому так, собственно, и сделал: отбыл сороковины по умершей, поговорил с прислугой, дал напутствие, и отправился к старшему брату князя на Тиверии.
— Пойду я, Радим, и надолго. Знаю, обязанностей у тебя достаточно, но, все же, хоть иногда наведайся к нашему праотчему жилищу, спрашивай с челяди о порядке в нем, когда будет такая необходимость, давай его. Вернусь я из путешествий только следующим летом, на тризну-поминки по матери.
— Все-таки хочешь обойти всю Троянову землю?
— Да.
Князь, по всей видимости, не собирался перечить этой прихоти брата, однако не мог не удивляться ей.
— А как же с обязанностью, которую возложило на тебя вече?
Светозар измерил брата внимательным и одновременно веселым глазом.
— Ты рассчитываешь на нее?
— А почему бы и нет?
— Думаю, это было лишь сказано, чтобы примирить то вече.
— Да нет, Светозар. Все, если хочешь знать, ждут твоего возвращения и уповают на тебя. Келагаст творит дела, недостойные князя, а князя-предводителя всей земли и подавно.
— Думаешь, я смогу прибрать его к рукам и поставить на место?
— Если представишь себя достойно, — а тебя, наверное, на это же и учили, чтобы являл именно так, — вече может и попросить Келагаста со стола, отдавши его тебе. Знай, народ недоволен им и князья окрестные также.
— В начальном роду племени дулебского есть свой наследник.
— Того наследника Келагаст не допустит уже к столу.
— На стол не зарюсь, брат, — откровенно сказал Радим.
— А в Волыни я тоже буду и к Келагасту приглянусь. Только не сейчас, погодя.
— Куда же сейчас путешествуешь?
— Пойду по Тиверии, затем заверну к уличам, еще потом — к брату Богданке на Втикач, к росам по Роси и, непременно, в Киев. Тот град на Днепре давно манит меня. А уже после Киева отправлюсь на Волынь.
— С собой кого берешь?
— А ни кого.
— Как?
— Не в поход же иду. Возьму гусли, смирную кобылицу и все. Будем отправляться только к теплу. Себя прокормлю гуслями, кобылицу — травой.
— Пустое задумал, — нахмурился князь. — Будешь отправляться землями, где леса и леса, а в этих лесах множество зверя всякого, еще хватает и татей. Как знаешь, а я же тебя не пущу. Возьми хоть несколько воинов, бери ногаты, другие доходы и еду, тогда уже и отправляйся. Княжеского рода, ибо ты есть. Как можешь кормить себя гуслями?
Был действительно изрядно возмущен и тверд. Видя то, Светозар не стал спорить с ним. Хочет, чтобы было так, пусть будет. Путь, правда, вон какой далекий. Не так уж безопасно вырваться в такую даль одному.
Некоторое время (и довольно длительное) путешествия Светозара и тех, что сопровождали его по Тиверской земли, не предвещали чего-то плохого. Более того можно бы сказать: были щедрые, как на смиренности, так и на раздоры. Стояла, ибо та пора, когда солнце светит красно и ясно, не так часто, как в передлетье, заволакивается небо и выпадают на землю плодоносные дожди. Зато деревья, цветы, травы вон как весело тянутся к солнцу, и земля становится от того веселья нарядной и приятной для глаза. Ей-богу, первые две недели только и делал, что вставал на отдых и наслаждался привольем, особенно на Медоборах, где есть и горы, и долины, поля и лес. Посмотрит в один конец — роскошество зеленой бесконечности, посмотрит в другой — снова бесконечность и соблазны в бесконечности. И сердце заходится от той роскоши земной. По горам кудрявятся одетые в зеленые одежды леса, по долинам гордится дозрелостью буйнотравье, особенно упоенные дарами Земли и Неба цветы между трав. Море зелени и море цветов между зелени. Белых, червленых, синих, желтых, что спаивают воздух благовониями, а естество человеческое — чувством блаженства.
Щедрый сердцем и веселый нравом, княжич не замыкался в себе и не оставался надолго со своими утехами. Беседовал с дружинниками, развлекался в беседах или брал в руки гусли и пел песни. Поэтому и дружинники довольно быстро привыкли к княжичу, которого до сих пор еще мало знали. На расположение отвечали расположением, на щедрость — щедростью. В пути были веселыми собеседниками, на привалах — заботливыми слугами, на привале, когда слишком темно — надежными охранниками. В жилище ночевали или где-то под лесом, не искали и убежища, даже палатки не всегда натягивали. Стелили на щедро устланном сене или траве постель и спали под открытым небом. А то свое очарование и свое приволье. Ложе и тех, кто на ложе, окутывала утепленная со дня и умиротворенная ночью тишина. Лишь время от времени, и то негромко нарушал ее конский храп. Больше ни звука с поля, как и из леса и с неба, что над полем и лесом. Такое бездонно-глубокое оно ранним летом и такое до боли чистое и соблазнительное! Ей-богу, такую чистоту и соблазн и отыскать невозможно. А сколько звезд в небе, а какие празднично веселые они! Не смирение — вознесение духа чувствуешь в себе от тех небесных празднеств. Были бы крылья, ей-богу, не удержался, снялся бы и полетел туда, чтобы прикоснуться к той таинственности или хотя бы поглядеть, какая она близко.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Лихие лета Ойкумены"
Книги похожие на "Лихие лета Ойкумены" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Мищенко - Лихие лета Ойкумены"
Отзывы читателей о книге "Лихие лета Ойкумены", комментарии и мнения людей о произведении.