Андрей Низовский - Легендарное оружие древности

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Легендарное оружие древности"
Описание и краткое содержание "Легендарное оружие древности" читать бесплатно онлайн.
Что объединяет между собой копье императора Константина и меч святого Петра? Священный меч Японии и Семилезвийный меч? Загадочный Эскалибур и Щербец?
На протяжении столетий эти реликвии переходили от одного правителя к другому, и каждый из них считал, что обладание святыней является своеобразным благословением небес. Считалось, что оружие делает его владельца непобедимым и с его помощью можно завоевать весь мир. В книге, которую держите в руках, вы прочитаете невероятные истории о легендарном оружии и о тех, кто им обладал.
В 1825 году меч был отправлен на реставрацию в Королевский арсенал, расположенный в лондонском Тауэре. Здесь его осматривал доктор Самуэль Мейрик, авторитетный специалист в области старинного оружия. Исходя из стиля, в котором сделан эфес (а он, как мы теперь знаем, относится только к 1505 году), он заключил, что меч следует датировать концом XV — началом XVI столетия. Он, однако, совершил серьезную ошибку, не приняв во внимание возраст клинка, который, несомненно, старше рукояти. Современные специалисты относятся к экспертизе Мейрика весьма скептически.
Новая волна интереса к мечу начала нарастать после того, как в 1869 году в Стерлинге открылся мемориал Уоллеса. Шотландская общественность и жители Стерлинга начали бомбардировать британское военное ведомство письмами и запросами с требованием передать меч из замка Дамбартон в Национальный мемориал. Военные первоначально отказывались выполнить это требование под тем предлогом, что меч, согласно экспертизе 1825 года, «ненастоящий». Однако в итоге военный министр распорядился передать меч на хранение в мемориал Уоллеса. Пышно обставленная церемония передачи состоялась 17 ноября 1888 года.
С тех пор меч Уоллеса демонстрируется в Национальном мемориале, став фактически главной реликвией, связанной с именем легендарного героя. В глазах многих шотландцев уже не имеет значения, является ли он тем самым мечом, которым пользовался в сражениях Уильям Уоллес. Вполне достаточно того, что этот огромный и действительно старинный меч олицетворяет вполне реальную, масштабную историческую фигуру человека, поднявшегося на борьбу за независимость своей страша, своим примером увлекшего за собой тысячи соотечественников и в итоге одержавшего победу ценой собственной жизни.
XVI
Щербец
В древней польской столице Кракове, в готических залах бывшей королевской сокровищницы на Вавельском холме, в стеклянной витрине хранится Щербец — меч, который на протяжении многих столетий традиционно использовался в церемонии коронации польских королей. Ныне это единственная дошедшая до наших дней часть польских коронных драгоценностей — остальные утрачены во время многочисленных войн и политических неурядиц.
Древнейшими регалиями польской короны считаются копье святого Маврикия и золотая диадема, подаренные германским императором Отгоном III князю Болеславу Храброму (992–1025) в 1000 году. В «Хронике Галла Анонима» сообщается, что император, прибывший в польскую столицу Гнезно во время своего паломничества к мощам святого Адальберта (Войцеха), «снял со своей главы цесарскую диадему и возложил ее на голову Болеслава в знак примирения и дружбы и дал ему в дар гвоздь от Креста Господнего и копье Св. Маврикия».
Этот обряд, строго говоря, не был коронацией. Настоящая коронация Болеслава Храброго — первая в истории польского государства — имела место в 1025 году, незадолго до смерти короля. В период феодальной раздробленности многие князья пытались возродить традицию торжественных коронаций и заказывали себе различные регалии, призванные символизировать их власть. Но лишь в 1-й половине XIV столетия этот обряд утвердился вновь. С этого времени в сокровищнице Вавельского замка появилось еще несколько государственных корон, использовавшихся для различных случаев: нашлемная корона Казимира III Великого, короны Сигизмунда II Августа и Анны Ягеллонки, две золотые диадемы XIII века, предположительно изготовленные для Болеслава V Стыдливого и королевы Кинги. Одна из корон была сделана для короля Августа II Саксонского, избранного королем Польши в 1697 году. Ныне она находится в Королевском замке в Дрездене (Германия).
Вплоть до раздела Польши собрание коронных драгоценностей располагалось в Вавельском замке. 15 июня 1794 года в Краков вошли прусские войска. Королевские сокровища были вывезены в Берлин. В 1809 году все шесть польских королевских корон были размонтированы, а полученные из них золото (25 фунтов 27 лотов) и серебро (9 фунтов 77,8 лота) были пущены на чеканку монеты. Извлеченные из корон драгоценные камни и жемчуг отдали дирекции морской торговли для розничной продажи.
Сегодня из всех прежних важнейших королевских регалий в сокровищнице Вавельского замка остался лишь коронационный меч — символ государственной власти. Предание утверждает, что это именно тот самый меч, который Болеслав Храбрый выщербил, ударив им в Золотые ворота Киева в 1018 году; отсюда и его название — Щербец. На самом деле киевские Золотые ворота были построены лишь в 1037 году — спустя 12 лет после смерти Болеслава Храброго, а сам меч, как установили исследователи, изготовлен не ранее последней четверти ХII века и не позднее 1-й половины XIII века.
О ранней истории меча известно очень мало, причем сведения эти большей частью легендарны. Впервые под названием «Щербец» он появляется в «Хронике Великой Польши», написанной в конце XIV столетия. Согласно этому источнику, князь Болеслав Храбрый получил меч из рук ангела; с этим мечом он якобы отправился в поход на Киев, где меч и получил свою знаменитую щербину… Очевидно, что эта хроника, созданная спустя три столетия после описываемых в ней событий, не может считаться достоверным историческим источником, а рассказ о сверхъестественном происхождении меча вообще заставляет отнестись к неб как к литературному сочинению. Вдобавок регалии первых польских королей, к которым, очевидно, принадлежал меч Болеслава Храброго (если таковой меч вообще существовал), бесследно пропали после того, как чешский король Вацлав II, коронованный в 1300 году в Гнезно в качестве короля Польши, вывез их в Прагу; с той поры о них ничего неизвестно. Таким образом, никаких реальных подтверждений этой версии нет.
Если уж и говорить о том, что какой-то князь по имени Болеслав действительно мог «выщербить» свой меч, ударив им в киевские Золотые ворота, то претендентом на эту роль может считаться только Болеслав Смелый (правил в 1058–1079 гг.), правнук Болеслава Храброго. В 1069 году, помогая своему зятю, киевскому князю Изяславу, изгнанному горожанами, он захватил Киев и жестоко расправился с непокорными. Вполне вероятно, что это его меч получил прозвание Щербец, — удар мечом в ворота захваченного города, возможно, являлся в ту пору неким ритуальным жестом, символизировавшим победу. Однако в анналах истории не осталось никаких указаний на этот счет.
Исторические источники сохранили память еще об одном Болеславе — Болеславе III Кривоустом (правил в 1102–1138 гг.). Как рассказывает средневековый хронист Винценты Кадлубек (1150–1223), этот князь имел меч под названием «Журавль». Писец, переписывавший хронику Кадлубека в 1450 году, был уверен, что этот меч и есть легендарный Щербец; во всяком случае, над словом «Журавль» он аккуратно надписал пояснение: «Щербец». Были ли эти два меча идентичны? Сегодня специалисты сомневаются в этом. Достоверно можно утверждать только одно: дошедший до наших дней меч был изготовлен на рубеже XII–XIII веков и, таким образом, не мог принадлежать ни одному из трех вышеназванных Болеславов. Кроме того, этот меч с самого начала предназначался для церемоний и никогда не использовался в бою. Наиболее вероятно, что первоначально он представлял собой так называемый меч правосудия (gladius iustitiae), знак высшей судебной власти, и принадлежал одному из местных правителей в период раздробленности средневековой Польши.
На рукояти меча некогда имелась серебряная пластинка, ныне утраченная, на которой было выгравировано имя первоначального владельца — некоего князя по имени Болеслав. Точная копия Щербеца, долгое время хранившаяся в замке князей Радзивиллов в Несвиже (Белоруссия) и ныне также утраченная, донесла до нас текст этой надписи: «Болеслав, князь Польши, Мазовии и Ленчицы». Эта надпись, казалось бы, должна многое прояснить, однако она еще больше запутывает дело: в средневековой Польше никогда не было князя с подобным титулом. Гипотетически претендовать на эту роль могут князья из династии Пястов Болеслав IV Кудрявый (правил в 1146–1173 гг.) и Болеслав V Стыдливый (1243–1279), а также Болеслав I Мазовецкий (1229–1248) и Болеслав Набожный, князь Великопольский (1239–1247); как видим, круг претендентов достаточно широк, так что проблема происхождения меча остается нерешенной до сих пор.
Впервые меч был употреблен в качестве коронационного в 1320 году, при восшествии на престол Владислава Локотка, воссоединившего большую часть польских земель. Возможно, он унаследовал Щербец от своего дяди — Болеслава I Мазовецкого — или от своего тестя — Болеслава Набожного; если же меч принадлежал одному из двух других Болеславов, столицей которых был Краков, то Владислав Локоток мог просто найти его в королевской сокровищнице на Вавеле.
С этих пор Щербец стал неотъемлемой частью коронных драгоценностей и до 1764 года использовался при коронации всех польских монархов за исключением Владислава II Ягелло (1386), Стефана Батория (1576), Станислава I Лещинского (1705) и Августа III Сильного (1734). Во время ритуала коронации королю вручали меч после его помазания, но прежде возложения короны на голову. Глава польской церкви, архиепископ Гнезненский, торжественно брал в руки лежащий на алтаре обнаженный меч и вручал его стоящему на коленях королю.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Легендарное оружие древности"
Книги похожие на "Легендарное оружие древности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Низовский - Легендарное оружие древности"
Отзывы читателей о книге "Легендарное оружие древности", комментарии и мнения людей о произведении.