Исай Мильчик - Степкино детство

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Степкино детство"
Описание и краткое содержание "Степкино детство" читать бесплатно онлайн.
В 1935–1936 годах, уже в возрасте 55 лет, Исай Исаевич Мильчик начал писать свою первую повесть для детей. До этого И. И. Мильчик писал публицистические книги и статьи для взрослых. Основной его труд — автобиография под названием «За Николаевским шлагбаумом». «Степкино детство» — это первая часть книги, задуманной И. И. Мильчиком. В основу ее в какой-то степени положен автобиографический материал.
Автор хорошо знал эпоху 90-х годов прошлого столетия, хорошо знал обстановку и быт захолустной слободки на Волге, сам был свидетелем холерного бунта, испытал тяжелую жизнь рабочего подростка, вынужденного за гроши много часов подряд, до полного истощения физических и моральных сил, крутить колесо в механической мастерской, узнал, что такое каторжная тюрьма и сибирская ссылка. Обо всем этом он и хотел рассказать в своей повести. Во время Великой Октябрьской революции И. И. Мильчик — член Совета рабочих и солдатских депутатов Петрограда от Выборгской стороны. И. И. Мильчик прошел большой трудовой путь от токаря до заместителя директора одного из ленинградских машиностроительных заводов. В 1937 году в номере 1 журнала «Костер» были опубликованы главы из повести под названием «На речке Шайтанке». Над этими главами автор работал с С. Я. Маршаком и Л. К. Чуковской. Автору не удалось закончить книгу: в феврале 1938 года жизнь И. И. Мильчика трагически оборвалась. Рукопись в виде законченных и незаконченных глав, набросков, черновиков сохранилась у жены и сына И. И. Мильчика. По просьбе издательства писательница А. И. Любарская тщательно изучила все эти материалы и подготовила рукопись к изданию.
Дед остановился у барака повыше и поновее других, приладил очки на нос и стал читать вывеску на воротах из нового теса:
— «Механическое, кузнечное и медно-литейное заведение вдовы Облаевой с сыном. Прием заказов и ремонта». Здесь, — сказал он. И, аккуратно сложив очки в футляр, постучался в тесовую калитку, захватанную черными пятернями.
— Эй, кто там крещеный? Отворись!
На дворе, гремя цепью, заворчала собака. Калитка приоткрылась, и в щель просунулось измятое сном лицо сторожа.
— Кто такие? Чьи? — спросил он, держа руку на щеколде.
Дед протиснул голову в щель и торопливо заговорил:
— А ничьи. Мы к Камкину. Нас…
Сторож захлопнул калитку так быстро, что дед едва успел убрать голову.
— Нет такого. Проходи! — крикнул уже через калитку сторож.
«Путает все что-то дед. Говорил ему, а он не слушает», — подумал Степка.
А дед никуда от ворот. Пошарил в кармане, вынул пятак и опять постучал в калитку.
— Слышь, ты поищи его. Ha-ко вот тебе на поиски.
Калитка опять приоткрылась, на этот раз пошире. Степка увидел фартук, а на фартуке — круглую бляху.
— Ты по какому, говоришь, делу к Ивану Саввичу? — спросил сторож, проворно опуская пятак за нагрудник фартука.
— Мальчонку определять.
«Что за диво? То нет такого, то есть такой», — думал Степка и во все глаза смотрел то на деда, то на сторожа.
— Ладно, — сказал сторож. — Позову. Обожди здесь. На двор не велено пускать.
И сторож скрылся за калиткой.
— Вот, токарь, видишь, какие дела? Ни коня, ни воза, а пятачок — будь здоров, — со вздохом сказал дед.
Он сел на столбик возле калитки, оглянул толстые плахи заборов, черную от гари и шлака улицу и только хотел плюнуть, как за калиткой послышались шаги, звякнула щеколда — и дед поспешно вскочил на ноги.
За ворота вышел нескладный человек, худой, с покатыми, как у бутылки, плечами и с такими большущими навыкате глазищами, что Степке в первую минуту подумалось: вот сейчас, только что, его стукнули по затылку.
— Сними картуз, мастер это, — шепнул дед Степке.
И сам, сняв картуз, низко поклонился нескладному дядьке.
— Ивану Саввичу почет и уважение.
Мастер крутанул глазищами на деда:
— Здорово. С чем пришел?
Дед взял Степку за руку.
— Да вот, Иван Саввич, внучка привел. На выучку… в мастерство.
Дед кланялся и пригибал ладонью Степкин затылок: кланяйся, мол, кланяйся.
Так стояли они перед этой бутылкой в суконном картузе, держались за руки и кланялись, кланялись — будто идолу какому.
А за бревенчатыми стенками бараков стучали молотки. У соседнего барака пьяный, привалившись спиной к воротам, не то пел, не то выл: «И-эх, ты доля, моя доля».
Чья-то рука высунулась из калитки и ударила пьяного по шее. Пьяный громко икнул и плюхнулся на землю.
Мастеру, видно, наскучили пустые поклоны деда с внуком. Что ему в них! Он для чего-то потрогал торчащий из бокового кармана желтый фут и сказал скучным голосом:
— Не надо нам твоего внучка. И без него добра этого девать некуда.
И повернулся к воротам.
У Степки захолонуло сердце: не берет.
Но дед поспешно бросил Степкину руку и засеменил следом за мастером.
— Да ведь я по контракту, я без жалованья, Иван Саввич, я ведь..
Мастер вдруг обернулся и развел руками:
— Вона! Удивил тож! А по-твоему, и учи, и жалованье плати? Нет, брат, тут не тебе, а с тебя причитается.
И сморщился весь — это он так смеялся.
У Степки отлегло от сердца: «Повеселел, возьмет». И дед во все лицо улыбнулся. И даже сторож с бляхой высунулся за калитку и закивал путаной бородой. Дескать: слава богу, берет.
— Правильные ваши слова, Иван Саввич, — смиренно сказал дед. И, вынув желтую рублевую бумажку, подал ее мастеру.
— Не обессудь… Чем могу…
Костлявая красная рука повертела бумажку туда, сюда. У Степки замерло сердце. Мало? Не возьмет? Нет, берет. Пальцы тянутся к боковому карману. Вот сунут бумажку. Нет, остановились, шуршат бумажкой. Опять поворачивают ее то этой стороной, то другой стороной… Берет, не берет? И вдруг — раз! — сунули в карман. Берет!
— Хуже нет для человека, если господь накажет его добротой. Ладно. Согласен.
Степка перевел дух: «Учиться буду! Токарем буду!»
А дед уже весело спрашивал мастера:
— Вино пьешь, Иван Саввич?
У мастера полезли вверх брови.
— Тоже спросит! Чай не татарин, пью.
— Ну вот. Вот и хорошо. Приходи на праздник, угощу. А парнишке когда на работу выходить?
— На работу? Хозяина-то самого нет, в Саровскую пустынь уехал, к угоднику. До него бы обождать… Ну ладно! Раз сказал — сказал. Пусть с понедельника. Да контракт, смотри, чтобы по форме, с печатью, с приложением руки. Без этого — ни-ни. Ну, прощай!
— Мое почтенье, счастливо оставаться, — кланялся дед спине мастера, — всего наилучшего, будь здоровенький.
И как только захлопнулась калитка за мастером, плюнул ему вслед и сказал:
— Чтоб тебя разорвало, Оболдуй! Веревку купил бы тебе на свои деньги, чтоб ты повесился, собака!
И зашагал домой.
Глава XVII. По контракту
Ранним утром в понедельник в распахнутую тесовую калитку механического заведения вдовы Облаевой валил народ. Сначала скопом, потом по двое, по трое, потом одиночками. Потом и вовсе никого не стало — все прошли. А Степка все стоял у раскрытой калитки, держал в руках сложенный вдвое лист бумаги с сургучной печатью и все повторял одно и то же сторожу с бляхой на фартуке:
— Хозяину это дед велел отдать. Контракт это, с печатью.
Но сторож и не глянул ни разу на контракт. Уставился глазами в Степку и все спрашивал:
— А мне что дед велел отдать?
— Ничего.
— Врешь, утаиваешь?
— Не утаиваю, ей-богу, не утаиваю. Пусти!
Сторож подошел к Степке, ощупал у него карманы, потрогал картуз — везде пусто.
— Бедного всяк норовит обойти, — заворчал он. — Ну ладно… пропущу… Раз с бумагой.
Степка шагнул через порог калитки, остановился, посмотрел по сторонам.
— А где же тут хозяина найти?
Сторож уже успел залезть в сторожку, забитую сеном, и сказал оттуда:
— Нет его. В отъезде. Мамашу к угодникам повез.
— А где мастера найти?
— В механической.
— А где механическая?
— Тьфу, чтоб тебя! — сторож вылез из сена и двинулся к калитке. — Марш отсюда. Не то вот хвачу — сквозь землю пройдешь.
Степка пулей проскочил во двор. Огляделся. Угрюмый двор. И так же, как на улице, ни травинки на нем. Только несколько сухих деревьев с пустыми гнездами на голых верхушках кособочатся к забору, просятся со двора. Бараки, черные, прокопченные, точно стеной разделяют двор надвое. В бараках цокают молотками, тарахтят железом.
Степка сунул за пазуху контракт и пошел вдоль бараков по широко растоптанной, рыжей от ржавых стружек дорожке. Прошел один барак, потом другой, потом третий, — все бараки на один лад, у всех окна, как в тюгулевках, забраны решетками, все прокопченные, от всех пахнет дымом, везде стучит.
Который же механический? Степка дошел до последнего барака. Не этот ли? Этот не такой, как другие. У этого вдоль конька крыши еще одна крышица — стеклянная. И стены у этого барака лоснятся не копотью, а маслом. И над дверью здесь зубчатое колесо прибито. Вот и пойми — отливают ли здесь такие колеса, или точат? Литейная это или механическая?
«Все равно зайду», — решил Степка и потянул на себя дверное кольцо.
Шагнул — и отпрянул обратно к двери.
Железный грохот, как обрадованный, рванулся ему навстречу. Едкий запах машинной грязи ударил в нос.
И не разберешь — день ли, ночь ли тут.
По стенкам — будто ночь; это оттого, что на окнах густые, заляпанные грязью сетки. А посередке — день. Сюда через стеклянные квадратики на крыше проникает белый свет.
На темной стороне горят фонари, как на улицах ночью. Под фонарями, у верстаков, сколоченных из толстых плах, стоят пригнувшись человек сорок, а может, и шестьдесят; все в кожаных фартуках, все с кожаными ремешками на волосах. Из темноты проступают их лица, неподвижные, точно отлитые из серого чугуна. И все сорок, а может быть шестьдесят, как заведенные цокают молотками по зубилам, скребут скребками по железу, лязгают напильниками.
А за ними на стене трудятся тени — размахивают молотками, сжимают зубила, сгибаются, разгибаются.
А на свету, посреди барака, блестят токарные станки: один, два, три, четыре, пять. Совсем как на затоне — со шкивами, с шестернями, с блестящими станинами.
И вся эта замысловатая путаница вертится, крутится, жужжит. Хлопают ремни, убегая куда-то к дальней стенке барака. А там, в серых потемках, мелькая спицами, вращаются какие-то колеса.
Токари в синих блузах, в засаленных кепках похаживают вокруг своих станков, прикидывают что-то циркулями, вымеривают складными футами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Степкино детство"
Книги похожие на "Степкино детство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Исай Мильчик - Степкино детство"
Отзывы читателей о книге "Степкино детство", комментарии и мнения людей о произведении.