» » » Игорь Дроговоз - Крепости на колесах: История бронепоездов


Авторские права

Игорь Дроговоз - Крепости на колесах: История бронепоездов

Здесь можно скачать бесплатно "Игорь Дроговоз - Крепости на колесах: История бронепоездов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Харвест, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Дроговоз - Крепости на колесах: История бронепоездов
Рейтинг:
Название:
Крепости на колесах: История бронепоездов
Издательство:
Харвест
Год:
2002
ISBN:
985-13-0744-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крепости на колесах: История бронепоездов"

Описание и краткое содержание "Крепости на колесах: История бронепоездов" читать бесплатно онлайн.



«Чудо — оружием» первой трети XX века считались бронепоезда, впервые появившиеся во время англо — бурской войны 1899–1902 гг. Судьба их была короткой, но бурной: две мировые войны, гражданская война в России, многочисленные локальные конфликты в разных частях света. В этой книге рассказывается об истории создания первых бронепоездов, о дальнейшим развитии их конструкций и вооружения, о тактике боевого применения. Впервые в отечественной литературе рассмотрены бронепоезда русского Белого движения, Германии, Польши, Японии и ряда других стран. Приведены малоизвестные факты о советских бронепоездах эпохи противостояния с КНР. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей военной техники и военного дела.






Бронепоезд «Товарищ Ленин». Царицын 1918 г.


В составе армии имелось 15 бронепоездов: «Черноморец», «Брянский», 2–й Сибирский, 1–й Донской, «Большевик», «Артек», «Молния», «Гром», «Коммунист» и другие, что составляло более половины всего парка бронепоездов Красной армии на тот период.

Все они были сведены в броневую колонну 10–й армии под командованием Ф. Алябьева. Курсируя по рокадным железнодорожным путям, бронепоезда обеспечивали мощную огневую поддержку красным войскам. На вооружении [120] броневой колонны было в общей сложности 43 орудия и 119 пулеметов.

В октябре 30 орудий бронепоездов шквальным огнем уничтожили отряд казаков, прорвавшийся в район станции Садовая, сорвав тем самым очередную попытку захвата города.

О напряженности боев говорит тот факт, что на Царицынском орудийном заводе с сентября 1918 по февраль 1919 года был отремонтирован 81 бронепоезд (некоторые по несколько раз).

Характер боев на подступах к Царицыну можно представить, читая документ — оперативную сводку штаба 10–й армии: «17 ноября, в 6 часов утра, наш броневой поезд «Гром» заехал в расположение противника, открыл пулеметный огонь по цепям противника и артиллерийский по бронепоезду противника и батарее противника. Противник, в свою очередь, свел артиллерийский огонь из шести пушек по нашему броневику (так в документе — И.Д.). Был развит ожесточенный бой, который продолжался около четырех часов.

На помощь «Грому» подошел «Коммунист», но вскоре тяжелым снарядом противника был поврежден путь в тылу наших поездов и нескольких местах впереди, так что для курсирования поездов осталось только полверсты. Броневик [121] «Гром», имея при себе технические инструменты и материалы, выделив часть команды, совместно с «Коммунистом» принялись за исправление пути.

Бронеплощадка бронепоезда «Товарищ Ленин»


Этим временем противник повел наступление с южной стороны с целью отрезать броневики. Огонь бронепоездов был разделен по пехоте противника, броневику и батарее. В это время два снаряда противника попали в один пульман «Грома»…У «Грома» также осколками попорчены незначительно гаубица и два горных орудия. После всего пехота противника была отбита с большими для него потерями, и бронепоезда заняли исходное положение».

Иногда вмешательство бронепоездов коренным образом меняло ситуацию на фронте. Вот один такой эпизод, описанный в оперативной сводке 10–й армии: «На участке Лог — Липки 28 ноября, в 14 часов, противник значительными силами перешел в наступление. Наши части, не выдержав натиска, вынуждены были отступить, но наш бронепоезд «Молния», заехав в тыл противника, открыл артиллерийский, пулеметный и бомбометный огонь.

Противник в панике бежал. Командир «Молнии» товарищ Белогрудов, прекратив огонь, скомандовал бегущим: «Сдавайтесь, иначе всех перестреляю». Часть команды бронепоезда бросилась догонять убегавших. Кадеты, поднимая [122] руки вверх, кричали: «Товарищи, сдаемся», подходили к броневику».

Душераздирающие телеграммы с фронта слал товарищу Сталину «первый советский офицер» Ворошилов: «Противник рано утром повел сильное наступление на разъезд Басаргино, но нашей пехотой и бронепоездами был сбит. Нами были заняты господствующие высоты, но командный состав не распорядился задержаться на высотах и начал преследовать отступающего врага.

Противник, оправившись, пошел в контратаку, сбил нашу цепь, и все побежало. Я и Кулик с ног сбились, пытаясь остановить отходящих, но задержать не удалось. Цепи дошли до железнодорожного пути. Броневые поезда работают самоотверженно и исключительно стойко. Если положение восстановится, то исключительно благодаря бронепоездам. Я напрягаю все силы и принимаю меры спасти положение. Еду опять на фронт в цепь».

В советской исторической литературе так много было написано о героической обороне Царицына, успехах Красной армии и ее бронепоездов, что у многих людей сложилось впечатление, что Царицын так и остался неприступной большевистской крепостью на Волге.

Однако в жизни все было иначе. Действия сладкой парочки — Сталина и Ворошилова, расстреливавших военных специалистов и игнорировавших приказы и распоряжения командования Южного фронта, вызвали недовольство даже в Кремле. Великих полководцев отозвали из Царицына, но было уже поздно.

Положение красных войск с каждым днем ухудшалось. В июне 1919 года войска Вооруженных сил Юга России генерала Деникина захватили город. Части 10–й армии практически без боя оставили Царицын. О панике, царившей в красных войсках, говорит тот факт, что ими были брошены несколько исправных бронепоездов, пополнивших броневой парк Донской армии.

Массировано использовались бронепоезда и на других фронтах гражданской войны.

В составе Сибирской отдельной армии, сформированной 24 декабря 1918 года и ставшей основой войск Верховного правителя России адмирала Колчака, имелись Отдельный [123] дивизион бронепоездов подпоручика Щербакова и Сибирский дивизион бронепоездов. Мощь этих сил была невелика — в них числилось всего четыре бронепоезда.

Схема действий бронепоезда у Симбирска. Сентябрь 1918 г.


Многокилометровая Транссибирская магистраль стала ареной вооруженного противостояния бронепоездов двух непримиримых противников. Уже в конце 1918 года на Восточном фронте вовсю гремели их орудия. Пришло время считать победы и потери.

В декабре 1918 года в районе деревни Паленый Лог красноармейский бронепоезд № 2 «Мститель» прикрывал отход пехоты. Отряду колчаковцев удалось разобрать железнодорожный путь в тылу состава, и бронепоезд сошел с рельс. Потеряв способность передвигаться, «Мститель» превратился в идеальную мишень и вскоре был уничтожен.

Активные действия бронепоездов Красной армии сыграли не последнюю роль в ее успехах. Так, в середине сентября 1918 года части 1–й армии заняли Симбирск и отбросили белых на левый берег Волги. Стрелковая бригада Седякина с приданным ей бронепоездом под командованием Тулинского вышла на восточную окраину города.

Форсирование Волги, ширина которой в этом месте достигала полутора километров, для красных стало затруднительной [124] задачей, так как противник закрепился на западной опушке леса южнее патронного завода, имея несколько артиллерийских орудий и бронепоезд. У железнодорожного моста, оставленного при отступлении неразрушенным и на острове посредине реки расположились заставы с пулеметами и орудием.

Оценив обстановку, командование красных возложило захват переправы на команду бронепоезда. Учитывая возможность минирования противником моста, перед атакой был пущен брандер — черный паровоз без обслуживающего личного состава.

Командир бронепоезда белых не сумел вовремя сориентироваться и вывести состав из — под удара, в результате чего произошло столкновение брандера с бронепоездом. Была разбита бронеплощадка.

Красный бронепоезд устремился в атаку вслед за брандером, но на мосту с ним произошла авария: вследствие порчи пути, по — видимому от артиллерийского огня, бронепоезд сошел с рельс, не дойдя до противоположного берега реки.

Тем не менее, пехота красных, увлеченная примером своего бронепоезда, быстро перешла через мост и сбила противника с его оборонительных рубежей, преследуя до Верхней Часовни. Моральный эффект даже от неудачной атаки бронепоезда в этом случае послужил залогом успеха выполнения трудной боевой задачи.

Контрнаступление 7–й армии под Петроградом в октябре 1919 года поддерживали шесть бронепоездов: «Черноморец», «Ленин», № 44 «Имени Володарского», № 38, 45, 89. Им противостояли четыре бронепоезда Северо — Западной армии генерала Юденича — «Адмирал Колчак», «Адмирал Эссен», «Талабчанин», «Псковитянин».

Один из этих бронепоездов участвовал в бою 24 октября 1919 года, когда войска Северо — Западной армии вели наступление на Павловск и Царское Село. В этот день командование белых попыталось вернуть эти, потерянные накануне, населенные пункты.

Наступление планировалось вести с охватом обоих флангов красных войск: от Гатчине вдоль шоссе на Царское Село — при поддержке трех танков и вдоль Виндавской [125] железной дороги от станции Владимировская через деревню Антропшино на Павловск — при поддержке бронепоезда.

Схема боев у Царского села. Октябрь 1919 г.


Вскоре после начала наступления, части 9–го стрелкового полка красных, атакованные у Антропшино и расстреливаемые в упор прорвавшимся бронепоездом, отошли на север.

Одновременно с атакой бронепоезда на правом фланге, в районе Нов. Катлино неожиданно появились три танка армии Юденича, а за ними пехота. Поддержанные сильным артиллерийским огнем, они быстро оттеснили курсантскую бригаду красных к деревне Перелесино, а 15–й стрелковый полк побежал с позиций к Царскому Селу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крепости на колесах: История бронепоездов"

Книги похожие на "Крепости на колесах: История бронепоездов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Дроговоз

Игорь Дроговоз - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Дроговоз - Крепости на колесах: История бронепоездов"

Отзывы читателей о книге "Крепости на колесах: История бронепоездов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.