Никита Бичурин - Описание Пекина

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Описание Пекина"
Описание и краткое содержание "Описание Пекина" читать бесплатно онлайн.
«Безъ сомнѣнія, пріятно будетъ каждому видѣть картину Китайской столицы, столь извѣстной по слухамъ и описаніямъ путешественниковъ. Сія мысль, во все время моего пребыванія въ Пекинѣ, дѣлала меня внимательнымъ ко всѣмъ, особенно достопримѣчательнымъ предметамъ сей столицы. Таже мысль была для меня побужденіемъ составить планъ, и присовокупить къ нему описаніе онаго. Смѣю увѣрить читателя, что планъ сей не изъ числа тѣхъ, каковыхъ довольно въ Пекинскихъ лавкахъ; но есть снимокъ новый, составленный въ 1817 году, и отдѣланный со всевозможною тщательностію. Занимавшійся снятіемъ мѣстоположенія цѣлый годъ употребилъ на то, чтобы доставитъ сему плану совершенную полноту и точность. Надлежало исходить до единой улицы и переулка, дабы по самоличному обозрѣнію положить все на бумагу въ дробныхъ частяхъ, и составить потомъ цѣлое…»
Произведение дается в дореформенном алфавите.
111. Чжао-чжунъ-цы, храмъ отличившихся усердіемъ къ отечеству; отъ Бэй-юй-ха-цяо и Шаманскаго храма на юго-востокѣ; основанъ 1724 года, для приношенія жертвъ Князьямъ, вельможамъ и низшимъ чиновникамъ настоящей династіи, вполнѣ сохранившимъ усердіе къ престолу. По южную сторону сего храма обширное пустое мѣсто.
112. Юй-цинъ-ванъ-фу, дворецъ Князя Юй-цинь-ванъ, отъ Чжао-чжунъ-цы на западѣ, на мѣстѣ, называемомъ Тхай-цзы-чанъ.
113. Чунъ-вынь-мынь, южные къ востоку ворота Внутренняго города; при династіи Юань Вынь-минь-мынь; просто называются Хада-мынь отъ Князя Хада-ванъ, неподалеку отъ нихъ жившаго.
114. Пхао-цзы-хэ, озеро, въ юго-восточномъ углу города противъ восточной стѣны. Съ запада идетъ длинный протокъ, который y восточной стѣны превращается въ широкое болото; оно съ восточной стороны окружено высокою насыпью; а на сѣверномъ концѣ возвышается обсерваторія. По обоимъ берегамъ его множество высокихъ хуай и висячихъ ивъ[27]. Вода свѣтлая, и тѣни деревъ ясно изображаются въ ней. Видъ сей даже осенью и зимою трогаетъ воображеніе. Надъ сею рѣкой разсѣянно стоятъ небольшіе монастыри; подлѣ воды разваливающіеся домики и опустѣвшіе сады, безпорядочно разбросанные. Внутри столицы, начиная отъ канала y воротъ Дэ-шэнъ-мынь, только въ семъ мѣстѣ на двухъ или трехъ ли нѣтъ ни пыли телѣжной, ни шуму рыночнаго. Жаль, что богатыя фамиліи перестали селиться здѣсь.
115. Гуань-сянъ-тхай, обсерваторія, въ юго-восточномъ краю города; расположена частію на стѣнѣ городской, частію подлѣ оной; основана при династіи Юань въ 1279 году, въ томъ самомъ году, въ которомъ домъ Сунъ совершенно погибъ. внутри обсерваторіи есть тронная Цзы-вэй-дянь, въ которой прежде стояли разныя математическія орудія, собранныя при династіи Юань астрономомъ Го-шеу-цзинъ. При настоящей династіи (1675 года), какъ прежнія орудія математическія, по причинѣ ихъ древности, сдѣлались неудобными къ употребленію, по повелѣнію правительства сдѣлано шесть новыхъ орудій. На обсерваторіи Пекинской непрерывно производятся наблюденія свѣтилъ небесныхъ.
116. Гунъ-юань, Экзаменный домъ, иначе Цзюй-чанъ, отъ обсерваторіи на сѣверо-западъ. При династіи Юань мѣсто сіе было подъ Ли-бу. При династіи Минъ, въ правленіе Юнъ-лэ, превращено въ Экзаменный домъ; въ правленіе Вань-ли разширено; при настоящей династіи сей домъ неоднократно былъ перестроиванъ, разширенъ и лучше отдѣланъ.
При произведеніи испытанія въ магистры, въ немъ помѣщается болѣе 10,000 экзаменуемыхъ, множество чиновниковъ надзираюицихъ и служителей.
Бѣлаго знамени съ каймою трехъ дивизій: Маньчжурской, Монгольской и Китайской, порубежныя мѣста съ бѣлымъ знаменемъ лежатъ отъ переулка Бао-фанъ-ху-тхунъ на югъ до Дань-пхай-лэу: съ синимъ знаменемъ отъ стѣны Имтераторскаго на востокъ до стѣны Внутренняго города.
117. Сянь-лянъ-цы, храмъ; отъ воротъ Дунъ-ань-мынь на востокѣ по Цзинь-юй-ху-тхунъ, въ послѣднемъ переулкѣ Бинъ-чжанъ-ху-тхунъ. Основанъ въ 1734 году, a въ 1755 перенесенъ на сіе мѣсто. Это былъ дворецъ Князя И-сянь-цинь-ванъ, уступленный имъ подъ храмъ, въ которомъ правительство опредѣлило приносить жертву многимъ знаменитымъ мужамъ, оказавшимъ услуги государству при настоящей династіи Цинъ.
118. Юй-цинь-ванъ-фу, дворецъ Князя Юй-цинь-ванъ, отъ Дань-пхай-хэу на сѣверо-западъ, по большой улицѣ въ переулкѣ Сань-тьхяо-ху-тхунъ. Сей Князь считается первенствующимъ между Князьями восточной стороны.
119. Дунъ-тханъ, т. е. Восточный храмъ, въ переулкѣ Гань-мянь-ху-тхунъ, что будетъ третій отъ улицы Дунъ-ань-мынь-цзѣ. Храмъ сей принадлежалъ Португальскимъ миссіонерамъ: но въ 1813 году, по случаю пожара, въ немъ случившагося, взятъ Китайскимъ правительствомъ и срытъ до основанія[28].
120. Дынъ-ши, или Фонарный рынокъ, просто Дынъ-ши-кхэу, есть названіе широкой улицы, что будетъ четвертая къ сѣверу отъ Ванъ-фу-ху-тхунъ. Улица сія въ прежнія времена была первая въ числѣ увеселительныхъ мѣстъ. По обѣимъ сторонамъ возвышались лавки, съ различными дорогими товарами. При династіи Сунъ, Фонарный рынокъ начинался съ девятаго мѣсяца, a нынѣ только предъ новымъ годомъ, и въ первый мѣсяцъ продаютъ разныя вещи, до потѣшныхъ огней принадлежащія, также фонари, изъ стекла, бумаги, даже изъ рѣпы и рѣдьки вырѣзываемые, довольно искусной работы и по самой дешевой цѣнѣ.
121. Лу-ми-цанъ, магазинъ съ казеннымъ хлѣбомъ; отъ воротъ Дунъ-ань-мынь на сѣверо-востокѣ; не подалеку отъ восточной городской стѣны.
Бѣлаго знамени трехъ дивизій: Маньчжурской, Монгольской и Китайской, порубежныя мѣста съ желтымъ съ каймою знаменемъ суть: отъ восточнаго угла переулка Фу-сіо-ху-тхунъ до восточнаго конца переулка Бао-фанъ-ху-тхунъ y Сы-пхай-лэу; съ бѣлымъ знаменемъ съ каймою отъ Императорскаго города до стѣны Внутренняго города. Здѣсь примѣчательныя мѣста суть:
122. Дунъ-сы-пхай-лэу, восточные четверо торжественныхъ воротъ, стоящіе на востокѣ на перекресткахъ двухъ большихъ улицъ.
123. Лунъ-фу-сы, монастырь, отъ Дунъ-сы-пхай-лэу на западѣ, въ улицѣ Лунъ-фу-сы-цзѣ. Сей монастырь построенъ въ 1452 году, и стоилъ великихъ издержекъ. Въ пособіе употреблены дерево и камень изъ Южнаго дворца[29] Императора Инъ-цзунъ. Террасы и перила бѣлаго мрамора взяты отъ тронныхъ бывшихъ въ южномъ дворцѣ.
Примѣчаніе. Сей монастырь, при настоящей династіи въ правленіе Юнь-чженъ перестроенъ. Здѣсь ежемѣсячно въ 9 и 10, въ 19 и 20, въ 29 и 30 числа съ полудня бываетъ ярманка, или дневной торжокъ; на который со всѣхъ частей города собираются съ товарами. Богатыя и высокія фамиліи ѣздятъ сюда съ дѣтьми, для прогулки. Онъ принадлежитъ Монгольскимъ ламамъ.
124. И-цинь-ванъ-фу, дворецъ Князя И-цинь-ванъ, отъ Лунъ-Фусы прямо на востокъ, въ южномъ концѣ улицы Бэй-сяо-цзѣ.
125. Хынъ-цинь-ванъ-фу, дворецъ Князя Хынъ-цинь-ванъ, въ переулкѣ Шао-цзю-ху-тхунъ.
126. Чао-янь-мынь, восточные къ югу ворота; при династіи Юань назывались Ци-хуа-мынь. Настоящее имя получили въ 1439 году: но нынѣ въ разговорахъ вообще называютъ ихъ прежнимъ именемъ Ци-хуа-мынь. Далѣе къ сѣверу:
127. Нань-синь-цанъ, Цзю-тхай-цанъ, Фу-синь-цанъ и Синь-пьхинъ-цанъ, четыре хлѣбные магазина, на восточной сторонѣ улицы Бэй-сяо-цзѣ.
128. Хай-юй-цанъ и Бэй-синь-цанъ, хлѣбные же магазины, на восточной сторонѣ улицы Бэй-сяо-цзѣ, неподалеку отъ воротъ Дунъ-чжи-мынь.
Желтаго знамени съ каймою три дивизіи: Маньчжурская, Монгольская и Китайская размѣщены отъ Гу-лэу къ востоку до воротъ Дунъ-чжи-мынь, отъ сѣвернаго конца улицы Синь-цяо-да-цзѣ, т. е. отъ стѣны городской на югъ до переулка Фу-сіо-ху-тхунъ, гдѣ смежны съ Маньчжурскою дивизіей бѣлаго знамени.
129. Дунъ-чжи-мынь, восточные къ сѣверу ворота Внутренняго города.
130. Бэй-тханъ, Россійская церковь Успенія Пресвятыя Богородицы. Она передѣлана изъ одного Китайскаго небольшаго монастыря, даннаго Русскимъ, когда они приведены были съ Амура въ Пекинъ. Церковь состоитъ изъ четырехъ звеньевъ, что составляетъ около 40 футовъ длины и до 15 ширины. Четвертую часть занимаетъ колокольня. Кромѣ сего, находятся покои въ три звена. Сія церковь лежитъ въ сѣверо-восточномъ углу города.
131. Сы-ванъ-фу, или Сы-ѣ-фу, т. е. дворецъ четвертаго Князя; лежитъ отъ Успенской церкви на западъ.
132. Фанъ-цзинъ-гуань, Тибетская типографія. Здѣсь переводятъ и печатаютъ Санскритскія книги на Тибетскомъ, Монгольскомъ, Маньчжурскомъ и Китайскомъ языкахъ.
133. Юнъ-хо-гунъ, Тангутскій монастырь, отъ Бэй-синь-цяо на сѣверо-востокъ, по западную сторону монастыря Бо-линъ-сы. Это былъ дворецъ, въ которомъ правленія Юнъ-чженъ Государь Сянь-ди жилъ въ бытность свою Великимъ Княземъ. Юнъ-хо-гунъ, по своей обширности и велинолѣпію зданій, почитается первымъ въ Пекинѣ. Внутри есть дворецъ для пріѣзда Государева. Здѣсь начальствуетъ одинъ изъ четырехъ перераждающихся Тангутскихъ Хутухть, живущихъ въ Пекинѣ, которыхъ Китайцы просто называютъ Фо-ѣ, т. е. праведниками.
134. Го-сю, Государственное училище, такъ названъ храмъ, сооруженный въ честь философу Кхунъ-цзы; иначе называется Вынь-міао, a просто Кхунъ-шенъ-міао (отъ монастыря Юнъ-хо-гунъ находится на западѣ); отъ Го-цзы-цзянь на восточной сторонѣ. ворота Да-ченъ-мынь и храмъ Да-ченъ-дянь въ 1755 году перекрыты желтою черепицей. Въ 1785 отъ Двора пожалованы сему храму разные жертвенные сосуды. По одержаніи побѣдъ и при другихъ достопамятныхъ случаяхъ, Государи настоящей династіи являлись въ сей храмъ съ донесеніемъ, т. е. для благодаренія, и на всѣ таковые случаи поставлены каменные памятники, съ описаніемъ происшествій.
Примѣчаніе. Въ воротахъ Да-ченъ-мынь хранятся десять каменныхъ тумбъ съ гіероглифами. Сей памятникъ относятъ къ глубокой древности; но лучшіе ученые приписываютъ ему не болѣе 12-ти вѣковъ существованія.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Описание Пекина"
Книги похожие на "Описание Пекина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Бичурин - Описание Пекина"
Отзывы читателей о книге "Описание Пекина", комментарии и мнения людей о произведении.