» » » » Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение


Авторские права

Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение

Здесь можно скачать бесплатно "Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение
Рейтинг:
Название:
Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"

Описание и краткое содержание "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение" читать бесплатно онлайн.



«Все, что только написано мною общаго касательно нравовъ, обычаевъ и просвѣщенія въ Китаѣ, при всей краткости своей, достаточно подать вѣрное и ясное понятіе о гражданскомъ образованіи китайскаго государства. Въ Европѣ до сего времени полагали Китай въ Азіи не по одному географическому положенію, но и въ отношеніи къ гражданскому образованію – разумѣя подъ образованіемъ одно варварство и невѣжество: но сами не могли примѣтить своего заблужденія по сему предмету. Первые Католическіе миссіонеры, при своемъ вступленіи въ Китай, превосходно описали естественное и гражданское состояніе сего государства: но не многіе изъ нихъ, и тѣ только слегка касались нравовъ и обычаевъ народа…»

Произведение дается в дореформенном алфавите.






Примѣч. Всѣ вышеописанные обряды, также почетныя наименованія Государямъ по смерти, суть китайскія: Нынѣшній Домъ Цинъ, еще въ бытность свою въ Маньчжуріи, принялъ всѣ китайскіе обряды, а изъ своихъ обрядовъ удержалъ, при себѣ одно шаманство.

XIV. Церемоніалъ землепашества, совершаемый китайскимъ государемъ

Въ южномъ предмѣстіи Пекина, извѣстномъ подъ названіемъ Внѣшняго города, по правую сторону средней большой улицы, находится храмъ подъ названіемъ Жертвенника Изобрѣтателю земледѣлія, Сянъ-нунь-тханъ. Сей храмъ обнесенъ высокою каменною стѣною, имѣющею въ окружности 1,368 китайскихъ, а русскихъ 1966 саженъ. Внутри ограды собственно находится три жертвенника: первый Изобрѣтателю земледѣлія, вторый Духу Неба, третій Духу земли; сверхъ сего храмъ Планетѣ Юпитеру. Мы будемъ говорить о жертвенникѣ Изобрѣтателю земледѣлія.

Слово "жертвенникъ" имѣетъ здѣсь два значенія: въ тѣсномъ смыслѣ значитъ возвышенное мѣсто, устроенное для приношенія жертвъ; въ пространномъ смыслъ означаетъ всѣ зданія принадлежащія къ жертвеннику и обнесенныя стѣною.

Жертвенникъ Изобрѣтателю земледѣлія есть четвероугольная насыпь, одѣтая кирпичемъ; въ поперечникѣ содержитъ 47, въ вышину 4 1/2 фута. Всходъ на жертвенникъ съ южной стороны. По сѣверную сторону жертвенника находится храмъ, въ которомъ хранится табель съ наименованіемъ Изобрѣтателя земледѣлія. Предъ сею табелью совершается жертвоприношеніе ему. На юговостокъ отъ жертвенника находится курганъ Гуань-гынъ-тхай, съ котораго государь смотритъ на землепашество. Сей курганъ содержитъ въ поперечникѣ 50, въ вышину 5 футовъ; снаружи одѣтъ золотистымъ изразцовымъ кирпичемъ. На срединѣ его разбиваютъ царскую палатку, а передъ нимъ лежитъ воздѣлываемая пашня.

Преданія повѣствуютъ, что въ первыя времена міра, когда люди не знали еще земледѣлія, а питались плодами съ травъ и деревъ, мясомъ птицъ и звѣрей, Государь Янь-ди первый научилъ людей воздѣлывать землю и сѣять хлѣбъ. Благодарные потомки дали ему проименованіе Шень-нунъ-шы, что значитъ "божественный земледѣлецъ", и начали обожать его подъ названіемъ Сянъ-нунъ, что значитъ "Изобрѣтатель земледѣлія". Царствованіе сего государя полагаютъ въ XXVIII вѣкъ до Р. X.

Нынѣ, въ день жертвоприношенія Изобрѣтателю земледѣлія, ежегодно совершаемаго въ апрѣльской лунѣ въ счастливый день подъ названіемъ хай, купно совершаютъ священный обрядъ землепашества. Еще въ XVII столѣтіи закономъ постановлено., чтобъ Государь лично исполнялъ сей обрядъ, если ничто не воспрепятствуетъ тому; въ противномъ случаѣ можетъ назначить сановника вмѣсто себя.

Церемоніалъ землепашества состоитъ въ слѣдующемъ: Пекинское Областное Правленіе изготовляетъ для Государя шелковую плеть и соху желтаго цвѣта, вола подъ соху рыжаго, сѣятельное вѣно темное, для трехъ князей и членовъ Девяти Правительственныхъ мѣстъ шелковыя плети и сохи краснаго цвѣта, воловъ подъ сохи черныхъ, сиятельныя вѣна темныя, Вѣно государево съ сѣменами риса, вѣно для князей съ просомъ, вѣна для членовъ Девяти Правительственныхъ мѣстъ съ пшеницею и черными бобами (волчьими лупинами). Незадолго предъ совершеніемъ сей церемоніи, избираютъ 34 шестидесятилѣтнихъ стариковъ, 30 простыхъ земледѣльцевъ, и 4-хъ классныхъ, 14 пѣвцовъ для полевой пѣсни, 34 музыканта, и 20 работниковъ съ вилами, граблями и лопатами. Почетные старики для Государя одѣты въ шелковые цвѣтные кафтаны и въ курмы въ нашивками; почетные старики для князей и чиновъ одѣты въ китайные кафтаны; шляпы на всѣхъ съ шариками. Земледѣльцы въ валяныхъ шапочкахъ съ кистями; въ китайныхъ рубахахъ и порткахъ (обыкновенное одѣяніе крестьянъ); работники въ травяномъ одѣяніи (дѣлаемомъ изъ осоки отъ дождя) и въ соломенныхъ шляпахъ.

Участокъ воздѣлываемой земли содержитъ въ длину 210, въ поперечникѣ 40 футовъ. Государь, по прибытіи къ этой пашнѣ, становится лицомъ на югъ. Начинается полевая пѣснь на голосахъ и на орудіяхъ музыкальныхь. Членъ Палаты Финансовъ съ колѣнопреклоненіемъ представляетъ Государю соху: Пекинскій Градоначальникъ съ колѣнопреклоненіемъ подаетъ ему плеть (въ сихъ случаяхъ привстаютъ на одно лѣвое колѣно). Государь правою рукою берется за соху, а въ лѣвую принимаетъ плеть. Два почетные старика ведутъ вола, два земледѣльца поддерживаютъ соху. Чиновникъ Пекинскаго Областнаго Правленія несетъ вѣно. Членъ Палаты Финансовъ сѣетъ сѣмена, Государь проходитъ три борозды впередъ и три борозды обратно. По совершеніи обряда, Членъ Палаты Финансовъ съ колѣнопреклоненіемъ принимаетъ соху, а Пекинскій Градоначальникъ такимъ же образомъ принимаетъ плеть. Членъ Обрядовой Палаты проситъ Государя посмотрѣть на землепашество, и Государь всходитъ на курганъ. Послѣ сего, три Князя проходятъ по пяти бороздъ впередъ и обратно; Члены Девяти Правительственныхъ мѣстъ проходятъ съ князьями по одной бороздѣ, а потомъ одни проходятъ по девяти бороздъ впередъ и обратно. У каждаго изъ нихъ старикъ ведетъ вола и по два земледѣльца поддерживаютъ соху. Чиновники Пекинскаго Областнаго Правленія сѣютъ сѣмена. Какъ скоро окончатъ посѣвъ, то Областный Правитель съ своими чиновниками, почетными стариками и земледѣльцами становится по южную сторону кургана лицомъ къ сѣверу, и, исполнивъ съ ними три колѣнопреклоненія съ девятью поклонами въ землю, остается ожидать, пока Пекинскіе Уѣздные Правители (два) съ почетными стариками и земледѣльцами вспашутъ остальную землю. По окончаніи всего, Государь возвращается во дворецъ, а старикамъ и земледѣльцамъ выдаютъ каждому по четыре конца китайки. По уборѣ посѣва Пекинское Областное Правленіе въ избранный Астрономическимъ Институтомъ счастливый день представляетъ рисъ, просо, пшеницу, и бобы въ жертвенный анбаръ для употребленія при жертвоприношеніяхъ.

Въ каждомъ губернскомъ городѣ находится жертвенникъ Изобрѣтателю земледѣлія, и въ тотъ же самый день, въ который Государь совершаетъ обрядъ землепашества въ столицѣ, каждый Начальникъ губерніи обязанъ совершать тотъ же обрядъ въ своемъ городѣ. Къ этому дню всѣ чиновники ближайшихъ городовъ обязаны собраться къ Губернатору.

При совершеніи обряда землепашества въ губерніяхъ, вѣна съ зернами должны быть темныя, плеть и соха красныя, волы подъ сохами черные. Какъ скоро Начальникъ губерніи съ чиновниками прибудетъ къ пашнѣ, то распорядители подаютъ имъ сохи и плети, и они правою рукою берутся за сохи, въ лѣвую принимаютъ плети При Начальникъ губерніи одинъ изъ низшихъ чиновниковъ Областнаго Правленія несетъ вѣно, а другой сѣетъ сѣмена. При Предсѣдателяхъ Казенной Палаты и Уголовнаго Суда исправляютъ это низшіе чиновники изъ Окружнаго и Уѣзднаго Правленія; при Областныхъ и Уѣздныхъ Правленіяхъ исправляютъ это канцелярскіе служители. При каждомъ лицѣ одинъ шестидесятилѣтній старикъ ведетъ вола, два земледѣльца поддерживаютъ соху. Каждое лице проходитъ девять бороздъ впередъ и девять обратно. Старики и земледѣльцы допахиваютъ остальное. По окончаніи работы чиновники, совершившіе обрядъ, вмѣстѣ съ стариками и земледѣльцами, обратясь къ столицѣ, дѣлаютъ три колѣнопреклоненія съ девятью земными поклонами. Если Областный городъ удаленъ отъ губернскаго, или окружный и уѣздный удаленъ отъ областнаго то начальникъ города обязанъ исполнять сей обрядъ съ своими чиновниками. За каждымъ изъ нихъ шестидесятилѣтній чиновникъ несетъ вѣно, а другой сѣетъ сѣмена. Прочее сходствуетъ съ обрядомъ губернскаго города.

XV. Обрядъ шелкодѣлія, совершаемый китайскою государынею

Въ сѣверозападномъ углу дворцоваго сада, называемаго Си-юань, находится жертвенникъ, посвященный Изобрѣтательницѣ шелкодѣлія, по Кит: Сянь-цань-тхань. Жертвенникъ имѣетъ четвероугольный видъ; въ поперечникѣ содержитъ 40, въ вышину 4 фута. Отъ жертвенника на юговостокъ находится храмъ, въ которомъ хранится табель съ наименованіемъ Изобрѣтательницы шелкодѣлія, а на сѣверной сторонѣ яма для сожженія жертвенныхъ вещей. На восточной сторонѣ жертвенника находится курганъ, называемый Цай-сань-тхай, что значитъ "возвышеніе для срыванія тутовыхъ вѣтокъ". Курганъ имѣетъ четвероугольный видъ, въ поперечникѣ содержитъ 32, въ вышину 4 Фута. Предъ курганомъ тутовая роща, а позади него тронная.

По древнимъ преданіямъ, царица Лэй-цзу, по прозванію Си-линь-цзы, первая научила народъ воспитывать шелковыхъ червей и выдѣлывать шелкъ. За это открытіе въ послѣдствіи дали ей наименованіе Изобрѣтательницы шелкодѣлія Сянь-цань, и начали приносить жертвы. Си-линъ-шы была старшая супруга государя Хуанъ-ди, коего царствованіи полагаютъ въ 2697–2598 годахъ до Р. X.

Нынѣ ежегодно въ апрѣльской лунѣ въ счастливый день подъ названіемъ сы, Государыня лично приноситъ жертву Изобрѣтательницѣ шелкодѣлія, а въ слѣдующій послѣ жертвоприношенія день срываетъ вѣтки съ тутовъ. Для совершенія послѣдняго обряда, Государь назначаетъ къ ней двухъ побочныхъ своихъ супругъ – третью и четвертую, одну царевну[56], трехъ княгинь и четырехъ классныхъ дамъ. Для срыванія тутовыхъ вѣтокъ изготовляютъ корзинки и крючья: для Государыни – золотой крюкъ, для побочныхъ супругъ серебреные; корзинки для всѣхъ желтыя; для царевны и княгинь посеребреные крючья, для классныхъ дамъ лакированные (металлическіе); корзинки для всѣхъ красныя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"

Книги похожие на "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Никита Бичурин

Никита Бичурин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"

Отзывы читателей о книге "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.