» » » » Николай Непомнящий - Доисторическая Европа


Авторские права

Николай Непомнящий - Доисторическая Европа

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Непомнящий - Доисторическая Европа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Непомнящий - Доисторическая Европа
Рейтинг:
Название:
Доисторическая Европа
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-9533-0228-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Доисторическая Европа"

Описание и краткое содержание "Доисторическая Европа" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена наиболее интересным и значимым явлениям ранней истории Европейского континента, не отраженным в летописях и хрониках нынешней цивилизации. Авторы в увлекательной форме рассказывают о целом ряде тайн истории и культуры. Кто и зачем строил башни-нураги на Сардинии? Как художники каменного века, оставившие свои рисунки в пещерах Пиренейского полуострова, могли достичь высокого совершенства, приводящего в восторг выдающихся художников? Каково было предназначение Стоунхенджа? Что обозначают фигуры бесов на петроглифах Карелии и Скандинавии? Как поклонение камням сохранилось через тысячу лет после принятия христианства?

Книга содержит немало интересных фактов и оригинальных гипотез современной антропологии и археологии. Она открывает новую серию издательства «Вече» «Таинственные места Земли».






Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что наскальные изображения юга и севера Скандинавии принадлежат двум различным культурам (протосаамам и предкам современных скандинавов). Судя по некоторым из них, эти культуры известное время сосуществовали в одних и тех же местах. Причем "южное" наскальное искусство исчезло как таковое во времена викингов, в то время как "северное", саамское, продолжало существовать и позже. Несколько особняком стоит наскальная живопись Финляндии – как по технике, так и по сюжетам она во многом отличается от древнего искусства остальной Скандинавии. Отдельного разговора заслуживают и следы художественного творчества древних людей, обнаруженные на севере России.

Художники-охотники и рыболовы

В нескольких часах езды от знаменитого мыса Нордкап – самой северной точки Европы, лежит городок Альта. Он совсем небольшой, однако его слава давно уже перешагнула границы провинции Финнмарк. Не только в Норвегии, но и во всем мире Альта известна своими древними, прекрасно сохранившимися петроглифами.

Первые изображения здесь были открыты осенью 1972 года. Около 4 тысяч из них распознаны и идентифицированы. Они нанесены примерно на 60 участках скал в четырех отдельных зонах вокруг Альты. Крупнейшая находится в местности Йепмалуотка.

Это место, название которого в переводе с саамского означает "тюлений залив", расположено у самой "головы" Апьта-фьорда. Как определили ученые, когда первые изображения высекались там на скалах, уровень моря был на 8-26 метров выше, чем сегодня, а климат – гораздо мягче, примерно такой, как ныне в южной Норвегии. Но, как и повсюду в Северной Европе, по мере отступления ледяной шапки, земля поднималась, открывая все новые поверхности скал для работы древних художников.

Сегодня петроглифы окрашены в красный цвет, чтобы их лучше было видно. Маловероятно, что то же делали изначально первобытные люди. Однако тем не менее петроглифы были хорошо видны на рассвете и закате.

Йепмалуотка – единственная площадка с петроглифами, открытая для посещения публики. Рядом создан и музей петроглифов. Вокруг древних гравюр, нанесенных на плоские горизонтальные скалы, сооружены дощатые настилы, так что рассматривать их можно безо всякого вреда для самих изображений. А в Альте их больше, чем где бы то ни было еще в Европе.

Наскальные изображения вырезались в течение долгого периода времени: самые древние были созданы более 6200 лет назад, в то время как самым последним "всего" 2500 лет. Рядом с "картинной галереей" были обнаружены следы поселения примерно 4200-500 годов до н. э.

Петроглифы Альты созданы охотниками и рыболовами – их образ жизни и занятия, а также ритуалы и мифология отражены на этих картинах.

Картины изображают людей, животных – оленей, лосей, медведей, рыб и птиц, лодки и оружие. На некоторых запечатлены, видимо, сцены охоты, а также музыканты с "рунебоммен" — шаманским барабаном, который саамы используют при исполнении своих ритуалов.

Благодаря прекрасной сохранности петроглифов Альты, их обилию и ценности, в 1985 году ЮНЕСКО внесло их в Список Всемирного наследия.

Здесь много любопытных картин: напоминающие лестницы ограды (или загоны-ловушки?), люди в лодках, вероятно, забрасывающие сети.

Иногда можно увидеть и фигуру медведя, который был самым священным животным: считалось, что он может переходить из одного мира в другой. Любопытны и изображения лодок – судя по некоторым из них, можно сделать предположение, что у древних обитателей этих мест часть лодок предназначалась специально для перевозки грузов (кстати, рядом, в музее, можно увидеть реконструкцию старинных лодок). Каркас их делали из дерева и обтягивали оленьими шкурами. На носу некоторых суденышек можно увидеть некое подобие "головы". "Дизайн" лодки родился 6 тысяч лет до н. э., и петроглифы с ее изображением относятся к числу старейших в Альте.

Более крупные лодки с местных петроглифов появились примерно четыре с половиной тысячи лет до н. э. Судя по их реконструкции из музея, они напоминают нечто среднее между каяком и каноэ, до сих пор используются на соседних реках Альта и Тана (только, естественно, снабжены теперь еще и мотором). Они действительно идеальны для плавания по рекам и небольшим фьордам.

Некоторые петроглифы нелегко поддаются интерпретации: в одной из сцен охоты, где изображены люди с луками и стрелами, можно увидеть некий "воздушный шар" с "веревкой" – то ли это якорь, то ли надутый пузырь, плавающий на воде с "леской", то ли что-то еще?

Или, например, в одной из сцен охоты олень изображен с полосками. Что означают эти полоски: места, в которые будут воткнуты копья? как олень будет разделан? Или же в древности здесь обитали полосатые олени?

В расположенном рядом с петроглифами музее, помимо реконструкции лодки, конечно же, представлена и вся другая необходимая информация, как о регионе, так и о его истории и наскальном искусстве.

А вот в местности Амтманнснас, на скале, находящейся среди леса в окрестностях Альты, странные фигуры ведьм (2700-1700 лет до н. э.) можно увидеть лишь благодаря белой краске, нанесенной на изображения. "Ведьмы" — название условное. Но можно предположить, что эти петроглифы каким-то образом отображают религиозные представления древних обитателей этих мест – предков саамов – и их видение мироздания.

Бохуслен: петроглифы под угрозой

Петроглифов в Швеции насчитывается несколько тысяч, и большинство из них обнаружены в южной части страны: в Сконе, в Уппланде, в районе Норчёпинга и в Бохуслене.

Самые ранние из них относятся к 8000 годам до н. э., но большая часть была создана во времена бронзового века (1800-500 гг. до н. э.). В это же время – примерно в 1300-х годах до н. э. – стали появляться каменные могильники в виде груды камней. Такие могилы-кэрны встречаются как на побережье, так и во внутренних районах южной Швеции. Порой петроглифы соседствуют с такими могильниками бронзового века.

Некоторые из петроглифов Южной Швеции, как и те, что находят севернее, изображают быт древних людей: животных, оружие и лодки. Но также множество символов: как конкретных, так и абстрактных. Наиболее распространенные сюжеты шведских петроглифов – это люди обоих полов, домашний скот, олени, лоси, лодки, повозки, колеса, круги и особенно "чашечные" отметки. Ученые до сих пор еще не пришли к единому мнению о значении этих изображений.

Другое распространенное изображение – лодки. Исследователи и в этом случае расходятся во мнении, являются ли они картинами реальных судов, или же это символы неких абстрактных понятий – жизни, смерти, торговли.

Ане так давно астроном Геран Хенрикссон из Упсальской обсерватории выдвинул, например, предположение, что наскальные знаки и картины связаны с движением небесных тел, появлением комет, затмениями. А лодки – некие календари, каждая из которых обозначает два месяца в году.

Некоторые вообще считают, что каменные картины представляют собой некий примитивный язык, имеющий волшебное или магическое значение.

В двух часах езды на север от Гетеборга вдоль западного побережья Швеции в провинции Бохуслен находится знаменитый комплекс наскальных изображений, известный как Танум. Он расположен около поселка Танумсхеде, в 5 километрах от берега моря. Как и Альта в Норвегии, Танум внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: количество и качество наскальных изображений делает это место исключительным даже в богатом аналогичными находками Бохуслене.

На значительной охраняемой территории можно видеть тысячи изображений, нанесенных на открытые поверхности скал – как в лесу, так и среди лугов. Тропа приводит в конце к могильнику-кэрну на вершине холма Танум.

Неподалеку от расположения наскальных изображений находится музей Витлюке, открытый в 1988 году. В нем, с помощью мультимедийных методов, посетители могут понять значение наскальных картин бронзового века. Позади музея, действующего с июня по август, воссоздана ферма того же, что и петроглифы, периода.

На петроглифах Бохуслена в Тануме можно видеть изображение кораблей с солнечными дисками и с людьми, размахивающими боевыми топорами, а также крылатых коней, кругов, спиралей и других символов солнца.

Видимо, подразумевается, что лошади должны были везти солнечные колесницы по небу в дневное время (это весьма напоминает миф о Фаэтоне), а корабли доставлять солнце обратно на восток через подземный мир – ночью. Похожая мысль, кстати, прослеживается в древних скандинавских легендах.

Все же специалисты сходятся в одном: Танум представляет собой художественный взлет европейской культуры бронзового века.

Петроглифы Танума были предметом изучения на протяжении более двух веков. В последние годы фокус работ был перенесен с попыток интерпретации изображений на документацию и консервацию. Но не потому, что к интерпретации пропал интерес, наоборот.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Доисторическая Европа"

Книги похожие на "Доисторическая Европа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Непомнящий

Николай Непомнящий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Непомнящий - Доисторическая Европа"

Отзывы читателей о книге "Доисторическая Европа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.