Александра Давид-Неэль - Тайные учения Тибета (сборник)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайные учения Тибета (сборник)"
Описание и краткое содержание "Тайные учения Тибета (сборник)" читать бесплатно онлайн.
В этом сборнике представлены три самые интересные работы А. Давид-Ниэль, бесстрашной исследовательницы Тибета, первой представительницей Запада, побывавшей в этой загадочной стране, долгие годы закрытой для иностранцев.
Работы А. Давид-Ниэль посвящены многообразной духовной культуре Тибета; в них описываются различные духовные практики, системы духовного самосовершенствования и мистические традиции тибетских мастеров мудрости и посвященных в тайные знания.
Перевод: А. Н. Степанова
«Путь наблюдения» Тонг лам (Thong Lam) — другое название «Прямого Пути». Тибетцы образно описывают его как извилистую тропинку, поднимающуюся по крутому склону горы, чтобы достигнуть встречи, чтобы быстро выйти на самую ее вершину, в то время как широкая и хорошо выложенная дорога поднимается всего лишь под небольшим уклоном, извиваясь спиралью вокруг горы. Первое — головокружительный путь, пригодный лишь для альпинистов, крепких и привычных к горам. Другой путь вполне годится для неторопливых путешественников, которые, по правде говоря, не мечтают о головокружительных высотах и вряд ли стремятся к подобным подвигам.
Длинная дорога — та, на которой паломники задерживаются, чтобы отполировать золотую цепь своих достоинств. Большинство из них воображает, что таким образом они идут по пути прогресса, без трудностей и без рисков, идут к будущему, которое они представляют себе как счастливое возрождение в этом мире, в приятных условиях или в небесном царстве [232].
Даже те, кто сформировал более правильное представление, хотя и неопределенное, того, что может быть освобождением (Нирваной), не могут легко отрешиться от своей веры в то, что можно постепенно и благополучно двигаться к ней по длинной дороге святости. От них можно порой услышать, что они допускают превосходство прямого пути, но они говорят, что этот путь опасен, потому что по краям узкой тропки отсутствуют поручни социальных, моральных и религиозных законов, и путешественник, который сделает ложный шаг, рискует упасть в пропасть.
Так может быть, действительно глупо проповедовать человеку с обычным сознанием, что нет ни Добра, ни Зла, что его действия не имеют никакой значимости и, более того, он сам не является их творцом, потому что он сам движим причинами, происхождение которых потеряно в непостижимой тьме вечности?
Человек с обычным сознанием — с «инфантильным» сознанием, как вежливо говорят тибетцы, — не может понять сосуществования этих двух миров: мира Абсолюта и мира Пустоты, и той относительности, в которой он, паломник, совершает путь своей жизни. В противоречии с общепринятым мнением, мастера Тайного Учения, не колеблясь ни минуты, объявляют тем из своих учеников, которых считают способными понять это откровение: «Постепенный Путь — упорное культивирование достоинств, святости, — не приводит к освобождению». Самый великий святой — даже если он пожертвовал тысячу раз всем, чем он дорожил больше всего, даже если он посвятил всю свою жизнь любви к другим, любви к Богу или служению благородному идеалу, — остается заключенным в мире самсар, если он не понял, что все это является детской игрой, лишено реальности, есть всего лишь бесполезная фантасмагория теней, которые его собственное сознание проецирует на бесконечный экран Пустоты.
На прямой дороге это понимание достигается без какой-либо явной подготовки. Альпинист никогда не боится наклониться, чтобы заглянуть в пропасть, на краю которой проходит его путь, он не колеблется, когда требуется спуститься в нее и осмотреть глубины, он знает, как подняться вверх; и однажды, внезапно, в результате чего-то порой совершенно незначительного — вида цветка, формы ветви дерева, созерцания облака, песни птицы, тявканья шакала, воя волка вдалеке или даже простой гальки, о которую он ударил ногу, — в его сознании возникает видение — лхаг тонг — и рождается трансцендентное озарение.
Не следует ждать никакого высокопарного описания природы. Ученику, следующему Прямым Путем, не обещают, что перед ним откроется некая волшебная страна. Тайное Учение выражается трезвым языком, наиболее точно подходящим для рассматриваемых предметов. Просветление — открытие действительности, существующей за пределами видимого мира, и просветленный просто внезапно осознает то место, которое он на самом деле занимает в этой действительности.
И этого достаточно. Он перестанет обманываться миражами, прекратит создавать их, он порвет свои цепи и станет освобожденным — Тхар сонг (thar song).
Как и другие религии, буддизм южной школы (хинаяна) стремится дать своим адептам негативную картину мира. Если христиане считают этот мир «юдолью слез», то приверженцу хинаяны предлагается медитировать на наиболее отталкивающем аспекте тела, которое рассматривают как сосуд, содержащий живот, кишечник и т. д. заполненный грязными веществами — желчью, мочой, экскрементами и т. п. Все это должно привести к тому, что у адепта вырабатывается отвращение и отторжение к любой привязанности к физической форме и чувственности.
Тайное Учение стоит на совершенно иной позиции. В нем не делается никаких попыток вызвать отвращение со стороны ученика. Неприязнь — всего лишь форма привязанности, вывернутая наизнанку. И любовь, и ненависть приводят к одному и тому же последствию — ослеплению человека, который чувствует их, который счел их достаточно важными и позволил им занять свое сознание.
В основу Тайного Учения заложено убеждение, что не следует испытывать ни к чему какого-то особого чувства. Мастер ожидает, что ученик, исследовавший вопросы, на которые он обратил особое внимание, найдет в них причины для безмятежного безразличия. Если он не может отказаться играть какую-либо роль в комедии или драме мира, то по крайней мере он понимает, что это — всего лишь игра. Если ему выпало играть роль короля, великого и знатного человека, известного ученого, он не будет гордиться собой; если он должен играть роль бедного негодяя, глупого, невежественного человека, он не должен стыдиться себя. Он знает, что эти различия существуют только на этой стадии и что, как только игра закончится, актеры снимут костюмы, в которых они играли свои роли.
Тайное Учение ведет ученика дальше. Оно учит его смотреть с одинаковым безмятежным безразличием на непрерывную работу своего сознания и физическую деятельность тела. Он должен преуспеть в понимании того, что ничто из всего, что производится им, не является им самим. Он, физически и ментально, на самом деле является множеством других.
Это «множество других» включает материальные элементы — кто-то может сказать, почву — которую он получил в наследство, которая является его атавизмом, тогда как те, кого он проглотил, кого он вобрал в себя до своего рождения, с помощью кого его тело было сформировано, стали, вместе с унаследованными с ними сложными силами, составными частями его существа.
В ментальной плоскости это «множество других» включает многочисленных существ, которые являются его современниками: это люди, с которыми он общается, с кем он говорит, чьи действия он наблюдает. Таким образом, — в то время как человек поглощает некоторую часть различных энергий, испускаемых теми, с кем он контактирует, — действует непрерывное подавление, и эти несовпадающие энергии внедряются в то, что он считает своим «я», образуя тем самым гудящий улей. И этот хор фактически включает огромное число существ, принадлежащих тому, что мы называем Прошлым.
Если говорить о жителе Запада, то Платон, Зенон, Иисус, апостол Павел, Кельвин, Дидро, Руссо, Христофор Колумб, Марко Поло, Наполеон и многие другие могут составить многочисленную толпу, шумную и склочную, каждый в которой, жаждая преимущества, пытается наложить повторение собственных физических и ментальных движений и тем самым тянет в самых разных направлениях бедное-несчастное «я», слишком слепое, чтобы суметь различить эти фантомы, и потому неспособное поставить их на свое место.
Я назвала лишь некоторые имена, взятые случайно как те персоны, с которыми человек Запада скорее всего был в контакте во время чтения или узнал о них во время обучения. Эти имена — только примеры. Гости, которых привечает некто X, необязательно совпадают с теми, кто живет у Y.
Влияния, которые оказываются на индуса или китайца, очевидно исходят от людей их рас или тех, кто оказал заметное влияние на историю их стран.
* * *Когда ученик узнает о наличии в себе этой толпы, он не должен считать, как делают это некоторые люди, что это представляет собой воспоминания о его предыдущих жизнях. Есть очень много людей, кто заявляет и убежден, что некий персонаж, живший в прошлом, теперь воплотился в их теле[233]. «Существует неисчислимое множество историй о перевоплощении в Азии, где они поддерживают в людях ребяческую жажду чуда.
Согласно Тайному Учению, «толпа других» состоит совсем не из «воспоминаний». Она сформирована из живых существ, деятельность которых происходит сама по себе и будет продолжать делать это неопределенно долго, принимая самые разные формы, поскольку «смерти нет».
В г-не Пите или в г-не Смите существует не «память» о Платоне или Иисусе. Это сами Платон и Иисус, бессмертные и активные благодаря энергиям, которые они некогда привели в движение. И люди, которые заучили эти имена, сами были всего лишь проявлением многочисленных различных энергий. В Платоне, преподававшем в Греции, в Иисусе, бродившем по Галилее, так же как в г-не Пите или в г-не Смите, была толпа живых существ, родословная которых теряется в непостижимых глубинах вечности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайные учения Тибета (сборник)"
Книги похожие на "Тайные учения Тибета (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Давид-Неэль - Тайные учения Тибета (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Тайные учения Тибета (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.