» » » » Виктор Печорин - Бог и человек. Парадоксы откровения


Авторские права

Виктор Печорин - Бог и человек. Парадоксы откровения

Здесь можно купить и скачать "Виктор Печорин - Бог и человек. Парадоксы откровения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Новый Акрополь, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Печорин - Бог и человек. Парадоксы откровения
Рейтинг:
Название:
Бог и человек. Парадоксы откровения
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-91896-02
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бог и человек. Парадоксы откровения"

Описание и краткое содержание "Бог и человек. Парадоксы откровения" читать бесплатно онлайн.



Если сравнить между собой тексты Священных Писаний, принадлежащие разным временам и разным культурам, можно обнаружить поразительные совпадения: все Священные Писания, несмотря на различия, по существу учат одному и тому же!

Причина у совпадений должна быть. Но какая?

Проанализировав имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства очевидцев Откровения, автор книги выделил в них элементы, в той или иной степени присущие каждому откровению, и убедился, что каждое отдельное явление откровения представляет собой что-то вроде «оттиска» абсолютного Знания, запечатлеваемого в человеческом сознании.

Вот и ответ: причина сходства основного содержания Писаний — в их едином источнике.






Экстатическое состояние

Некоторая зависимость между откровением и личными обстоятельствами, однако, усматривается, причем достаточно определенная.

Иоанн Богослов предваряет свой «Апокалипсис» («Откровение») такими словами: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный…» Действительно, откровение, как правило, сопровождается необычными состояниями сознания. Иакову оно явилось во сне, Иисусу — когда он молился, Будде — во время медитации. В каждом случае открытие сопровождалось экстатическим состоянием, что является признаком сверхъестественного способа обретения истины. Другими признаками откровения являются неизреченность, интуитивность, кратковременность и бездеятельность воли.

Состояние экстаза (от греч. εκστασιζ — «смещение, нахождение вне себя») — это необычное психическое состояние человека.

Греческие метафизики верили, что во время экстаза «внутреннее Я» человека покидает его тело и в него входят Бог или Муза, которые говорят его устами. Платон говорил, что экстаз присущ поэтам, когда они творят. Во время экстаза, по утверждению Плотина, восточных и христианских мистиков (напр. Бернара Клервоского), совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога (cognito Dei experimentales).

В орфизме, отдельных мистериальных и гностических культах пытались достичь экстаза различными средствами, в том числе через литургические элементы, воздействие голодом (посты), опьянение, применение психотропных веществ и специальных психотехник. Такие способы действительно позволяют спровоцировать так называемый «религиозный транс» — состояние, напоминающее экстаз, однако, в отличие от настоящего, искусственно вызванный экстаз, как оказалось, не сопровождается откровением.

Настоящие экстатические состояния, хотя их и можно продлевать, обычно нечасты и быстро проходят, оставляя впечатление необычности и чрезвычайной важности пережитого.


Илл. 15. Пророческий экстаз. С гравюры Г. Дорэ.


Согласно показаниям очевидцев, наступление экстаза сопровождается внезапным светом (хотя порой разница между светом и тьмой перестает восприниматься), ощущением подъема и парения. Часто встречается образ ключа, бьющего из-под земли, или струящегося потока. Наличие экстаза указывает на интеллектуальную напряженность, обостренное восприятие, парадоксально сочетающееся с ощущением покоя и умиротворения.

Экстаз несет чувство освобождения, избавления от самого себя, от грехов, горестей и желаний; ведет к совершенно новому знанию, к отождествлению себя со вселенной, со всем живым, с Богом; дает ощущение вневременности, славы, радости и счастья.

Иногда экстатический опыт определяют как не поддающийся описанию и невыразимый.

Некоторые источники сравнивают экстатическое состояние с состоянием, переживаемым во время секса, когда окружающий мир как бы перестает существовать. Об этом говорится, например, в Ведах.

«Как [муж] в объятиях любимой жены не сознает ничего ни вне, ни внутри, так и этот пуруша в объятиях познающего Атмана не сознает ничего ни вне, ни внутри. Поистине, это его образ, [в котором он] достиг [исполнения] желаний, имеет желанием [лишь] Атмана, лишен желаний, свободен от печали. Здесь [в этом состоянии] отец — не отец, мать — не мать, миры — не миры, боги — не боги, Веды — не Веды; здесь вор — не вор, убийца — не убийца, чандала[16] — не чандала, паулкаса — не паулкаса, нищенствующий монах — не нищенствующий монах, аскет — не аскет. За ним не следует добро, за ним не следует зло, ибо тогда он преодолевает все печали сердца», — так описывает подобное состояние Брихадараньяка-упанишада (IV, 3:21–22).

В другом ведическом тексте дается такое описание этого состояния: «Размышление направлено вовнутрь на высшее существо и предметы, итак, неразличающее распознавание становится различающим. Когда же разум растворен, то счастье, свидетель которому — Атман, и есть Брахман, бессмертный, сияющий. Это [высший] путь, [высший] мир. <…> Тот, чьи чувства скрыты, словно во сне, и мысли полностью очищены, видит, как бы в сновидении, [находясь] в пещере чувств и не подвластный [им], зовущегося пранавой[17], вожатого, образ света, не знающего сна, лишенного старости, смерти и печали, и сам становится зовущимся пранавой, вожатым, образом света, не знающим сна, лишенным старости, смерти и печали» (Майтри-упанишада, 6:24–25).

«Энциклопедия мистицизма»{53} дает такое определение экстаза:

«С физиологической точки зрения экстаз представляет собой род транса, сопровождаемый угнетением дыхания и кровообращения, а иногда и полной анестезией. Такие психофизические проявления чрезвычайно часто сопутствуют истериям; люди, пережившие откровение, умеют отличать собственные истерические состояния от того, что они определяют как истинный мистический экстаз. Мерилом подлинности мистического экстаза, как считают, являются не внешние проявления, но внутреннее ощущение.

С точки зрения психологии экстаз есть совершенная поглощенность одной идеей, полное сосредоточение на одном-единственном предмете. Таким образом, это крайняя форма созерцания. Хотя личная воля и может способствовать достижению состояния экстаза, человек не способен прекращать его по своему усмотрению.

С мистической точки зрения экстаз есть живое восприятие трансцендентного[18]».

Ощущение страха

Характерно ощущение страха, охватывающего очевидца откровения. Иаков, пробудившись от пророческого сна, сказал: «истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17).

Страх почувствовал и Моисей, когда Бог воззвал к нему: «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3:6).

Трепет и ужас испытал Арджуна, которому Всевышний по его просьбе явил свой образ (Бх. XI).

Савл, услышав голос Бога, упал на землю и в трепете и ужасе вопрошал: «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9:4–6).

Примерно такой же была реакция пророка Иезекииля, который вспоминал: «Увидев это [видение Бога], я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою» (Иезек. 2:1).

Иоанн описывает свои впечатления от увиденного следующим образом: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся» (Откр. 1:17).

Чем вызван страх, охватывающий очевидца откровения? Исследования в области этологии[19] позволяют объяснить этот феномен. Наблюдения за животными показывают, что первой инстинктивной реакцией на всякий новый предмет (или явление) является страх, опаска. И только по мере привыкания страх сменяется интересом. Если же, в силу непредсказуемости, непонятности предмета (явления) привыкания не наступает, то страх продолжает преобладать над интересом.

Именно такую смену реакций мы обнаруживаем у Моисея в момент явления ему откровения. Вот Моисей увидел, что терновый куст горит огнем и не сгорает. Терновый куст — предмет известный, привычен и огонь. Возникает естественный интерес, и Моисей говорит себе: «пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». Но, приблизившись, он сталкивается с невероятным: в объятом пламенем кусте ему является то ли ангел Божий, то ли сам Господь и обращается к нему. Явление совершенно необычное, неожиданное, не поддающееся разумению. Порог новизны явно превышен, и на смену интересу естественным образом приходит страх: «Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3:6).

Чувство страха, охватывающее всякого свидетеля откровения, подтверждает, что откровение есть явление необычное, выходящее за рамки естественных человеческих переживаний: оно не является ни их продолжением, ни их комбинацией. Откровение нарушает привычный ход вещей. Оно настолько ново, что подавляет своей новизной.

Но именно в этой новизне заключается ценность откровения: оно сулит нам новые знания, которые мы, возможно, никогда не приобрели бы иными способами.

Usus loquendi[20]

Если пренебречь деталями, свидетельства всех очевидцев откровения сводятся к тому, что с ними в общение вступило Высшее Существо, которое сообщило (открыло) им некое знание, предупредив при этом, что это знание предназначено не только для самого очевидца, но для всех людей, и что тот, кому оно открыто, обязан передать его другим. Такова фабула[21] любого откровения. Но форма, в которой оно преподносится, может быть разной.

Часть реципиентов, например, Моисей, утверждали, что слышали только голос, не получая при этом никакой визуальной информации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бог и человек. Парадоксы откровения"

Книги похожие на "Бог и человек. Парадоксы откровения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Печорин

Виктор Печорин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Печорин - Бог и человек. Парадоксы откровения"

Отзывы читателей о книге "Бог и человек. Парадоксы откровения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.