Леонид Жариков - Судьба Илюши Барабанова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Судьба Илюши Барабанова"
Описание и краткое содержание "Судьба Илюши Барабанова" читать бесплатно онлайн.
Дорогой друг!
Перед тобой третья, заключительная книга трилогии о революции писателя Леонида Жарикова.
Если в первых двух книгах — «Повесть о суровом друге» и «Червонные сабли» — перед тобой проходили вдохновенные события революционной поры, то здесь, в повести «Судьба Илюши Барабанова», автор рассказывает о том, в какой жестокой борьбе рождалась первая в мире Республика Труда, как было трудно утвердить власть рабочего класса.
В образах двух братьев — Илюши и Вани Барабановых, героев этой повести, отражена судьба тех первых комсомольцев, чьей кровью и жертвами победно утверждена на земле власть трудящегося человека — Советская власть.
— Посмотрите на нынешнюю молодежь, которая ходит по улицам со святотатственными изображениями, — продолжал иеромонах. — Может быть, они нашли новое слово правды? Нет! Это испорченность нравов. Из этих людей могут выйти только чурбаки, но не люди с тонкой душой…
На этот раз засвистели, затопали ногами противники бога.
— Вы, большевики, проповедуете грубую силу, а мы сеем добро. Вы призываете к ненависти, а мы к любви в сердце человеческом… Храмы божьи стояли и вечно будут стоять. К ним не зарастет тропа верующих, она будет разрастаться до размеров великого пути, потому что церковь дает успокоение сердцу, и ему становится легче от веры…
В одной половине зала кричали, одобряя речь священника, в другой — протестовали.
Иеромонах, закончив речь, удалился со сцены, величаво неся на себе высокий черный клобук с крестом.
— Смотри, дядя Коля пошел на сцену, — прошептал Илюша, толкая локтем Степу.
Но тот, перегнувшись через перила, смотрел в зал, он искал Тину.
Появление на сцене Азарова встретили по-разному: одни — дружными аплодисментами, другие — зловещим молчанием.
Илюша хлопал в ладоши и смотрел на Шурика Золотарева. Тот отвечал взглядом, полным презрения и ненависти. «Злись, злись, — подумал Илюша, — сейчас услышишь, как дядя Коля скажет — щепок не останется от ваших богов…»
— Легенда о воскресшем боге есть самый большой обман, — начал дядя Коля. — Эта легенда родилась из страха и горя, из неудач и человеческого бессилия. Бог порожден слезами и требует от людей рабства и унижения…
Дядя Коля говорил о том, что вера в загробный мир придумана богатеями. Капиталисты уговаривают бедный люд терпеть и не жаловаться на нужду. За это, мол, на том свете богачи будут гореть в аду, а бедные разгуливать по раю.
Но мы нашли новое слово правды, да, нашли! Революция принесла пароду освобождение от страха перед богами. Рабочие и крестьяне отбросили фальшивые сказки и взяли в руки винтовку. Они сами совершат суд, не дожидаясь пришельцев с неба.
В зале поднялся невообразимый шум. Скауты топали ногами, свистели. Кто-то опять швырнул в Илюшу огрызком, но попал в Степу.
После дяди Коли выступал какой-то «брат во Христе». Он смеялся над безбожниками, кривляясь, изображал из себя дурачка.
— Большевики говорят, что материя вечна. А вот на мне сукно, то есть материя. Стало быть, мой костюм вечный, почему же на нем дырки?
Защитники церкви одобрительно смеялись, и «брат» покинул сцену с видом победителя.
Нашлись шутники и среди безбожников. Паренек в синей косоворотке поднялся с места и крикнул:
— Дьячок говорил о чуде, когда Христос накормил пятью хлебами пять тысяч человек. Какое же это чудо? Вот у нас пять тысяч прихожан одного попа кормят и не могут накормить — вот это чудо!
Когда смех в зале прекратился, на сцену поднялась девушка в скромном сером костюме, с черным бархатным бантиком на блузке.
Илюша чуть не вскочил с места, узнав Лидию Ивановну.
— Степа, гляди скорее!
— Чего?
— Лидия Ивановна вышла.
— Где?
— Тише, не мешай…
— В так называемую «Неделю православия» церковь проклинает имена славных вождей крестьянских восстаний Пугачева и Стеньку Разина, — так начала свою речь учительница, и ее голос от волнения казался неестественно громким. — Почему же церковь предает анафеме защитников бедного люда?
— Долой! Не будем слушать!
Илюше показалось, что эти слова выкрикнул Синеус, он сидел багровый от возмущения.
— Религия — враг науки, — продолжала Лидия Ивановна. — Священники на уроках закона божьего учили, что звезды прибиты к небу гвоздями! Попы сожгли на костре великого ученого Джордано Бруно, который осмелился заявить, что звезды — миры Вселенной и они движутся… У нас в Калуге живет ученый-самоучка Циолковский, он выдвинул гениальную идею о полетах аэронавтов в околосолнечное пространство. Его учение отвергает басни о седьмом небе, где якобы находится рай. Если этим священникам дать власть, они бы и Циолковского сожгли на костре.
В зале долго не умолкал шум.
Илюша хотел напомнить Степе что он говорил «о седьмом небе», по в это время Лидия Ивановна заговорила именно о нем, о Степе.
— В моем классе учится мальчик Степа Бакунин. Он очень способный, сам построил радиоприемник. А святые отцы города заманили его в церковь и сделали прислужником. Вместо того чтобы ходить в клуб, мальчик поет в храме молитвы!
Как видно, слова Лидии Ивановны крепко задели иеромонаха Антония — он поднялся и заговорил с раздражением:
— Не из невежества мы мало думаем о науках, а из презрения к их бесполезной деятельности. Мы же посвящаем свое служение вечности.
Взрыв смеха не смутил священника, и он продолжал гневно:
— Спасение душ человеческих — вот наша цель! Вечная жизнь на том свете и блаженство — вот цель нашей жизни. Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну».
Борьба накалялась. Казалось, что сторонники церкви берут верх. Даже юродивый святой Фофан взмахивал руками, точно рвался на сцену. Но монахини сдерживали его.
В шуме и злобных выкриках Митя Азаров поднялся на трибуну.
— Вот вы, гражданин, простите, не знаю, как вас величать, гражданин монах, ругали комсомольцев, называли нас чурбаками. Но эти «чурбаки» отдают последний паек голодающим. А вы с вашей любовью к ближнему отказываете несчастным. Во имя какой любви вы это делаете?.. Молчите?
— За нас ответит бог! — выкрикнул с места кто-то из сторонников церкви.
— Где был ваш бог, когда детишки просили: «Подайте Христа ради!» Слышите, они просили Христа ради! А что же Христос? Оттолкнул детскую руку: дескать, умирайте! И маленькие беззащитные души умирали. Кто же после этого будет верить вашему… господу?
Когда на сцену решительной походкой вышел Поль, его встретили такими бурными аплодисментами, что казалось, будто все только и ждали его появления.
— Постановку диспута считаю неправильной. Она с самого начала поставила под сомнение существование бога. Для нас он всегда был и всегда будет. Пусть безбожники не ходят в храмы, чище будет в святых обителях.
В зале послышались крики одобрения.
Поль продолжал говорить, обращаясь к передним рядам, где на самом видном месте сидел известный «дебошир», комсомолец-инвалид Сережка.
— Не о боге мы должны спорить, а о свободе, — продолжал Поль. — Мы лишены ее. Комсомол — не наша стихия. Он придаток партии большевиков, а мы хотим строить будущее по образу демократического свободомыслия. Надоела политика! От имени всех юношей и девушек города я предлагаю создать беспартийную организацию славных соколов!
Комсомольцы вскочили со своих мест. Митя Азаров крикнул Полю:
— Тебе давно хочется, чтобы рабочая молодежь стала аполитичной, и тогда ты уведешь ее за собой в болото мещанства. Не выйдет, господинчик!
— Можете выкрикивать что угодно, — ответил ему Поль с наигранным спокойствием. — Ваши слова ничего не изменят. И никто за вами не пойдет, потому что комсомолу чужды сострадание и любовь. Вы не знаете, что такое совесть и чувство милосердия. Вы признаете одну лишь силу. Не кичитесь помощью голодающим, потому что вы ничего не сделали доброго кому-нибудь из несчастных, вроде вот этого гражданина, которого я вижу перед собой в первом ряду!
Все повернули головы в сторону Сережки. Побледневший, он поднялся с места и грозой пошел на Поля.
— Это кто несчастный? — спросил Сережка. — Это я несчастный?! Что ты понимаешь в счастье? Да знаешь ли ты, что я самый счастливый, потому что сражался за народ и шел грудью на врага. Смотри, гад, мои раны! Я потерял эти руки за то, чтобы рабочие жили счастливо. А ты где был? Может, ты с буржуями был, когда мы дрались? Почему заводишь разговор о политике? Мы пришли спорить о боге, а ты куда гнешь? Зачем тебе нужно, чтобы молодежь была беспартийной? Говори, буржуй недобитый!..
В той стороне зрительного зала, где сидели Каретниковы и откуда пришел на сцену Поль, с места вскочил рабочий паренек, сидевший рядом с Олегом Каретниковым. Он крикнул через весь зал:
— Сережка, правильно говоришь. Он контра! Вот тут еще дружок его сидит и подсказывает ему! — Паренек повернулся к Олегу. — Ты почему кричишь: «Браво, Поль!» Ты тоже контра?
— А ну пусть покажется!
— Тащи его на сцену!
Олег поднялся, пытаясь пробраться к выходу, но ему преградили дорогу.
— Пусти, хам! — потребовал Олег, с презрением глядя на паренька.
— Не спеши, разберемся.
— Отвяжись, негодяй! — взвизгнула Подагра Ивановна и схватила комсомольца, разорвав на нем рубаху.
— Вы не имеете права задерживать меня. Я советский служащий, у меня справка есть, — возмущался Олег.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Судьба Илюши Барабанова"
Книги похожие на "Судьба Илюши Барабанова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Жариков - Судьба Илюши Барабанова"
Отзывы читателей о книге "Судьба Илюши Барабанова", комментарии и мнения людей о произведении.