Леонид Жариков - Судьба Илюши Барабанова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Судьба Илюши Барабанова"
Описание и краткое содержание "Судьба Илюши Барабанова" читать бесплатно онлайн.
Дорогой друг!
Перед тобой третья, заключительная книга трилогии о революции писателя Леонида Жарикова.
Если в первых двух книгах — «Повесть о суровом друге» и «Червонные сабли» — перед тобой проходили вдохновенные события революционной поры, то здесь, в повести «Судьба Илюши Барабанова», автор рассказывает о том, в какой жестокой борьбе рождалась первая в мире Республика Труда, как было трудно утвердить власть рабочего класса.
В образах двух братьев — Илюши и Вани Барабановых, героев этой повести, отражена судьба тех первых комсомольцев, чьей кровью и жертвами победно утверждена на земле власть трудящегося человека — Советская власть.
У входа в нардом стоял прислоненный к стене большой фанерный щит. Он привлекал к себе внимание аршинными буквами и множеством восклицательных знаков.
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПАСХА!!!
Юный пролетарий! Если ты веришь в загробную жизнь — иди в церковь. Если хочешь строить новую жизнь — шагай к нам.
Пусть их,
свернувшись в кольца,
Бьют церквам поклоны старухи.
Шагайте,
да так, комсомольцы,
Чтоб у неба звенело в ухе!
У нас вечер молодежи. Танцы до утра. Бесплатное угощение.
Главная программа вечера пока держится в секрете!
Все, как один, в рабочий клуб!
Обыватели толпились возле афиши, перемигивались:
— Дожили большевички, пасху начинают праздновать.
— Еще вспомнят бога…
— Зачем же они церкви разоряли?
— Вернут обратно. Заграница приказала. Сказывают, папа римский молебен отслужил, большевиков анафеме предал.
— Так им и надо…
Судачили мещане, хихикали, а в нардоме шла веселая работа: молодежь готовилась отпраздновать красную пасху.
Решили устроить комический карнавал и шествие по городу с факелами.
В нардом отовсюду сносили старинные купеческие наряды из парчи, напоминавшие поповские ризы, Евангелия. Кто-то притащил даже гусарскую шапку с пышным султаном, уцелевшую еще со времен наполеоновской войны: пригодится и шапка, сойдет за поповский клобук. Раздобыли настоящее медное кадило и, хотя оно было помято, вычистили до блеска и подвязали к веревочке.
В комнате за сценой, где хранился театральный реквизит, художники малевали богов, девчата шили хоругви из рогожи, вырезали из картона круги-нимбы для святых, клеили из глянцевой бумаги поповские камилавки и примеряли их.
Уличные мальчишки заглядывали в окна, стараясь разгадать, какой сюрприз готовят комсомольцы, но так ничего и не угадали. А тут еще подъехала к нардому колымага, запряженная клячей. На телеге громыхала пустая бочка с надписью по круглому боку: «Слезы богородицы».
Из всех ребятишек города секрет знали только двое: Илюша и Степа. Со времени драки в храме Василия Блаженного и отречения Степы от церковных дел двое друзей стали поистине неразлучны. Они всюду бывали вместе, вдвоем навещали в Хлюстинской больнице Митю Азарова, раненного взбесившимся дьяконом. Тогда-то и узнали они о предстоящем комсомольском карнавале.
Мальчишки на улице приставали к Степе:
— Будь человеком, скажи, что за пасха будет в клубе?
— Не знаю, — отвечал Степа, загадочно усмехаясь.
Илюша тоже молчал. Друзья строжайше хранили тайну. Зато сами с веселым интересом смотрели, как комсомольцы приклеивали самодельным богам пеньковые бороды, разрисовывали хоругви. Валя Азарова сшила из старого одеяла младенца Иисуса Христа, которого должна нести на руках божья матерь: ее собирался изображать Пашка Булочкин, рабочий котельного цеха. Он всегда играл на сцене комические роли.
Илюша и Степа приставали к Мите;
— А нам можно нарядиться?
— Валяйте!
— Кем?
— Чертями или ангелами.
Валя Азарова помогла вырезать из картона крылья, сама пришпилила ребятам на спины и надела на головы золотые нимбы. Получилось, как у настоящих ангелов.
Как-то ребята встретили в нардоме Тину Богоявленскую.
Столкнувшись с приятелями, Тина смутилась. Однако Степа с прежней нежностью смотрел на нее, потом спросил:
— Тина, разве ты тоже к скаутам не ходишь?
— Нет, Степушка.
— Почему?
— Так складывается судьба… — Тина улыбнулась чуть-чуть грустно, потом прямо взглянула на них и ответила с гордостью: — По-новому складывается моя судьба…
В тот же вечер нечаянно открылся ребятам смысл этих слов. Илюша привел Степу на сцену посмотреть новую декорацию. Они не знали, что за полотняной перегородкой, где были нарисованы березки, уединились Тина и Митя. Их негромкие голоса заставили ребят прислушаться.
— А я уже сказал ребятам, что ты принесешь заявление…
— Не могу решиться, Митя. Отец не встает с постели.
— Передумала?
— Нет, но я хочу, чтобы он поправился, иначе я его убью своим решением.
— Комсомольцы поверили, что ты всерьез хочешь уйти из дому.
— Я понимаю, Митя, но и ты согласись, что мне нелегко.
— Ну вот, опять слезы… Комсомолка должна быть твердой. Нам предстоит такая борьба, Тина, что ни крови, ни слез не хватит.
Илюша выразительно взглянул на Степу. Вот что означали слова Тины: она решила порвать с отцом и уйти из родного дома. Илюша радовался неожиданному повороту в судьбе девушки.
3В семье Дунаевых уже давно не принуждали Илюшу молиться. После отъезда Евгения с этим смирились и мальчика заставляли ходить в церковь только «для приличия» и лишь по большим праздникам. Но даже в этих случаях приказ не бывал обязательным.
Труднее приходилось Степе. В страстную субботу он забрался в сарай, залез под кадушку и сидел там до тех пор, пока крестная не ушла в церковь. Только тогда он выбрался из-под кадушки и помчался в нардом.
Там все было готово к началу карнавального шествия. Комсомольцы с песнями выходили на улицу.
— Стройся по четыре в ряд! Факельщикам — в голову колонны! — слышались слова команды.
Комсомольцы зажгли смоченную мазутом паклю, подняли ее на длинных шестах, и притихшие дома озарились красными сполохами, загремела песня:
Вперед заре навстречу!
Товарищи, в борьбе
Штыками и картечью
Проложим путь себе!
Темное небо усеяли звезды. Улицы города ожили, разбуженные молодыми голосами:
Смелей вперед и тверже шаг,
И выше юношеский стяг!
Мы — молодая гвардия
Рабочих и крестьян!
Колонна выстраивалась в свете факелов вдоль деревянных домиков. Головная часть процессии упиралась в массивные Московские ворота, а хвост терялся в переулке, огибая здание нардома.
Вдруг послышался смех: из клуба стали выходить ряженые.
Впереди всех, с кадилом в руках, с пеньковой рыжей бородищей, облаченный в настоящую поповскую ризу, шел Митя Азаров. За ним поспешала божья матерь-троеручица с тряпочным младенцем на руках. Лицо богоматери было размалевано скорбными морщинами, и, если бы не черные брюки-клеш, видные из-под юбки, никто бы не догадался, что богородицей нарядился Пашка Булочкин.
Куда ни погляди — всюду ряженые. Казалось, ожили святые. Здесь был Иисус Христос с деревянным крестом, сколоченным из досок. На улице было довольно прохладно, и Христос, чтобы не озябнуть, накинул на плечи старый полушубок и надел стоптанные валенки.
Был здесь и буржуй. Парень не нашел цилиндра и напялил на голову гусарский клобук, срезав с него султан из страусовых перьев. «Буржуй», хвастаясь своим богатством, встряхивал над головой пачкой николаевских денег. Рядом с ним стоял красномордый кулак в кумачовой рубахе, с обрезом в руках.
Ребятишки со всего города сбежались к нардому. Они окружили артистов и весело кричали:
— Глянь-ка, ну и рожа!
— А этот пузатый с деньгами!
— Подушку подложили, потому и живот большой.
Неожиданно распахнулись ворота, и оттуда выехала кляча, запряженная в колымагу. Переднее колесо для потехи было овальной формы. Перекатываясь, оно шкандыбило, и телега тоже ковыляла, точно плыла на волнах. На телеге стоял короб с надписью: «Мусорный ящик истории», а в нем, чтобы не упасть, ухватились за края ряженые. Среди них был дьякон в черной рясе, ксендз с распятием, раввин в ермолке и полосатой тоге. За него держался мулла в огромной чалме, намотанной на голову.
— Степка, гляди на Мустая, — указывал Илюша пальцем на муллу. — Мустайчик, здравствуй!
Но Мустай не обращал ни на кого внимания, поглощенный своей необычайной ролью.
В центре ящика сидел Будда. Скрестив руки на животе, он вращал пальцами и таращил глаза на людей. По черным глазам Илюша догадался, что Буддой нарядилась Фрида.
Улицы заполнили толпы зевак. Над колонной колыхались разрисованные хоругви, покачивались боги с зелеными глазами.
По примеру Мити Азарова кое-кто из комсомольцев приспособил под кадила консервные банки. Дым от самодельных курильниц поднимался над толпой. Факельщики размахивали шестами с горящей паклей, вызывали веселый переполох.
А комсомолия в ожидании митинга горланила песни:
От зари до зари
Все горят фонари,
Комсомольцы толпой собираются.
Вот так штука, ха-ха-ха,
Собираются!
— Ну и выдумщики эти комсомольцы, бесстыдники! — ворчали обыватели.
Но песня, казалось, звучала еще громче:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Судьба Илюши Барабанова"
Книги похожие на "Судьба Илюши Барабанова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Жариков - Судьба Илюши Барабанова"
Отзывы читателей о книге "Судьба Илюши Барабанова", комментарии и мнения людей о произведении.