Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
Упадок Давидова царства еще сильнее обнажил контраст между идеалом и реальностью. Эта монархия должна была олицетворять Царство Божье на земле, но политический крах, общественная несправедливость и чужеземный гнет лишь подчеркивали их несходство. Чем несовершенней становилось царство Давида, тем яснее вырисовывался образ грядущего Царя, в Котором исполнятся обетования, данные Давиду, и возродится померкшая слава былых времен (Ис 9:6-7; 11:1-10; 32:1-8; Мих 5:2-4; Ам9:11-12; Иер 23:5-6; 33:14-22).
Эти чаяния мессианского Царства и ожидание постоянного наместника Божьего на земле господствуют в еврейской эсхатологии. В нек-рых пророчествах о будущем веке царь из рода Давидова уступает первенство священству, как в Иез 46:1-10 и в более поздних кумранских рукописях, где Мессия из рода Давидова подчиняется первосвященнику.
Даниил выразил эсхатологические чаяния другого рода. В Иерусалиме царствует не монарх, а Всевышний, Он правит царством людей, и будущие владыки земли получают власть по Его воле и царствуют до тех пор, пока Он позволяет им. Эпоха языческих империй близится к завершению; на ее обломках Отец небесный установит свое нерушимое Царство. В Дан 7:13 это вечное и вселенское Царство в конце времен отдано в удел "как бы Сыну человеческому", Который ассоциируется, если не сливается со "святыми Всевышнего" (Дан 7:18,22,27).
Н.-з. эсхатология. В.-з. эсхатология устремлена в будущее, ее лейтмотивы - надежда и обетование. Они звучат и в НЗ, но узловая тема в нем - исполнение обетований в Иисусе Христе, Который своими страстями и воскресением возродил нас "из мертвых к упованию живому" (1Пет 1:3). Христос разрушил смерть и явил "жизнь и нетление через благовестив" (2Тим 1:10).
Проповедь Его, кратко изложенная в Мк 1:15 ("исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие"), говорит об исполнении в.-з. пророчества: "...наступило время, чтобы царством овладели святые" (Дан 7:22). В определенном смысле Царство уже присутствовало в служении Иисуса: " Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие" (Лк 11:20; ср. Мф 12:28). С другой стороны, оно настанет в будущем. Иисус учил учеников молиться: "...да приидет Царствие Твое..." (Лк 11:2). Царство придет "в силе" (Мк 9:1); оно ассоциируется с воскресением Сына Человеческого, грядущего "с силою многою и славою" (Мк 13:26).
Выражение "Сын Человеческий" постоянно звучит в учении Иисуса о Царстве Божьем, особенно часто - после исповедания Петра в Кесарии Филипповой (Мк 8:29). Оно перекликается с выражением пророка Даниила: "...шел как бы Сын человеческий..." (Дан 7:13). Вслед за пророком Даниилом Иисус иногда называет себя Сыном Человеческим, " грядущим на облаках небесных " (Мк 14:62), но значительно чаще Он цитирует слова пророка Исаии о "рабе Яхве" (Ис 52:13-53:12) и говорит, что Сыну Человеческому надлежит пострадать. Это изображение Сына Человеческого в образе раба особенно отчетливо проявляется в том, что Иисус исполняет все, предсказанное в Св. Писании и о том, и о другом. "Как бы Сын человеческий" у Даниила получает власть от Предвечного, Иисус получает ее от Отца. "Святые Всевышнего" получают власть, Иисус делит свою власть с учениками, с "малым стадом" (Лк 12:32; 22:29-30). Но прежде Сыну Человеческому надлежит пострадать (Лк 17:25).
Иногда Иисус употребляет слово "жизнь" или "жизнь вечная" ("жизнь будущего века") как синоним "Царства Божьего"; войти в Царство - значит войти в новую жизнь. Тем самым Он соединяет Царство с будущим веком, когда праведники воскреснут к новой жизни.
Согласно учению апостолов, к жизни вечной можно приобщиться здесь и теперь, хотя полнота ее наступит в будущем. Смерть и воскресение Христа знаменуют новый этап в созидании Царства, в кром верующие приобщатся к Его воскресшей жизни уже теперь, на земле, в смертном теле. Между воскресением Христовым и Его Вторым пришествием должен пройти неопределенный период времени, когда будущий век частично совпадает с настоящим. Христиане уже живут в этом будущем веке духовно, хотя временно пребывают в " веке сем". Дух Божий предвосхищает воскресение в "веке грядущем".
Этот взгляд называется "осуществившейся эсхатологией". Но осуществившаяся эсхатология НЗ не исключает грядущего эсхатологического конца.
Осуществившаяся эсхатология. Если "последние вещи" - истинная цель эсхатологических упований - проявились в служении, страстях и торжестве Иисуса, они не могут быть абсолютным концом времен, поскольку с тех пор прошло много времени. В НЗ употребляется слово "последний" (eschatos) (ср. Откр 1:7; 2:8; 22:13). Сам Иисус - надежда Его народа, благословение всех Божьих обетований.
В "последовательной эсхатологии" А. Швейцера Иисус, считающий себя израильским Мессией, понял, что конец не настал, когда Он ожидал его (ср. Мф 10:23), и принял смерть, чтобы насильно осуществить Второе пришествие Сына Человеческого. Поскольку колесо истории не повиновалось Ему и не повернулось, завершая свой последний оборот, Он бросился на него и погиб. Его неудача привела к Его более решительному господству в истории, чем Он мог бы достичь, если бы свершились Его первоначальныечаяния. По Швейцеру, Его миссия была чисто эсхатологической в том смысле, какой придавала этому понятию примитивная апокалиптика той эпохи. Его этическое учение рассчитано на промежуток времени между началом Его проповеди и явлением в силе и славе. Позднее, когда Его смерть уничтожила эсхатологическую ситуацию, вместо того чтобы ее углубить, проповедь Царства уступила место церковному учению.
Эта интерпретация Христовой миссии- односторонняя и предвзятая - была реакцией Швейцера на либеральную экзегезу прошлого века.
Позднее Р. Отто и Ч. Додд предложили другую форму понимания осуществившейся эсхатологии. Додд толкует притчи Христовы как вызов, к-рый слышали Его слушатели в словах о приближении Царства Божьего. Додд считал, что Царство осуществилось в жизни, смерти и воскресении Христа; излагать эти события в правильной перспективе - значит возвещать Благую весть о Царстве Божьем. Второму пришествию предшествовала искупительная миссия Христа, края стала решающим, или эсхатологическим, явлением могущества Божьего, совершающегося для спасения мира. Сосредоточившись на том, что "последние вещи" - в будущем, мы вернулись бы к еврейским апокалиптическим настроениям, к-рые сводили благовестив Иисуса к "предварительной " работе. (Позднее Додд стал подчеркивать исполнившиеся во Христе обетования Божьи - воплощение определило смысл и цель человеческого существования; в конце истории человечество встретится с Богом во Христе.) И.Иеремиас, многим обязанный Додду, считал, что притчи Христовы - это эсхатология "в процессе реализации" : они возвещают, что исполнились все обетования, и побуждают слушателей оценить личность и миссию Христа.
Ученик Додда, Дж. А.Т. Робинсон, толкует Второе пришествие не как событие будущего, а как миф или символ того, что Христос придет в любви и силе, явив знаки своего присутствия и крестных мук. Судный день происходит каждый день. Робинсон отрицает, что Иисус говорил о своем возвращении с небес на землю. Его изречения были превратно поняты - в ответе первосвященнику (Мк 14:62) Он говорил об оправдании и каре за грехи. Выражение "отныне" (Лк 22:69; Мф 26:64) - Его подлинные слова. Сын Человеческий, осужденный земным судом, будет оправдан на суде Божьем; "отныне" Его суд и искупление столь же неизбежны, как и оправдание.
Вслед за Г. Флоровским Робинсон говорит об эсхатологии, начинающейся после смерти и воскресения Христа. Эта эсхатология отк-рыла новый этап в созидании Царства Божьего, после крого завершится Божий искупительный замысел. Робинсон называет Христово служение "предваряющей эсхатологией ", поскольку в этом служении зримо присутствуют знамения будущего века.
Заключение. Иисус говорит языком ВЗ, но вкладывает в него новый смысл. Вероятно, Он указывал на свой приход на землю, во время крого Он должен прославиться и разделить славу со своим народом, воскрешенным Его Словом. Исполнившиеся обетования названы "упованием славы" - это надежда на то, что Его народ приобщится к славе воскресшего Господа. Его присутствие поддерживает "упование славы" (Кол 1:27), и это упование запечатлено Духом (Еф 1:13-14,18-21).
Между "уже" исполнившимся и "еще" не исполнившимся обетованием существует известное напряжение, но они необходимы друг другу. Иоанн Богослов говорит, что закланный агнец победил (Откр 5:5), но возмездие и суд предстоят в будущем (Откр 22:12). Если Иисус теперь "увенчан славою и честию", значит, Бог действительно "все покорил под ноги Его" (Евр 2:8-9). Его ученики уже участвуют в Его воскресшей жизни, а тот, кто отвергает Его, "ужеосужден" (Ин 3:18). Изчетвертого Евангелия явствует, что суд миру совпал со страстями воплощенного Слова (Ин 12:31) и в будущем совершится воскресение к осуждению и воскресение к жизни (Ин 5:29).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.