Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.
Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.
Решения ареопага святых отцов церкви принимаются с учетом самых последних данных о происхождении физического мира, жизни и человека, психической структуры его мозга, социальных явлений. Так было всегда, начиная с примитивного шаманства, жреческих общин, древних цивилизаций, и кончая деятельностью основателей великих учений, составивших основу религиозного мироощущения последних веков. Поэтому можно надеяться на то, что Церковь не хуже ученого сообщества разберется в ситуации, поймет ее серьезность и использует свой тысячелетний опыт влияния на умы и судьбы людские, чтобы внести свой вклад в спасение человечества.
В связи с этим должно признать, что наиболее просвещенные, образованные религиозные лидеры всегда понимали необходимость единения человечества и стремились к этому, пытаясь объединить различные конфессии, о чем я уже упоминал в 1-ом письме (вспомните, например, патриархов Иоакима III, Афинагора I, Папу Павла VI и др.). Еще раньше, особенно замечательно своей жизнью (40 лет персидских тюрем и изгнаний) и учением утвердил идею объединения религий и человечества Баха-Улла, основатель сообщества бахаи. Религиозное учение, разработанное им во второй половине XIX века, оказалось созвучным проблемам, возникшим в нашем XX веке, и, несомненно, будет завоевывать новых сторонников в будущем XXI веке. Приведу слова Шоги Эффенди, последователя и преемника Баха-Уллы, руководителя Международного сообщества бахаи в 30-х годах нашего столетия.
«Объединение всего человечества является наивысшим критерием той стадии развития, к которой приближается человеческое сообщество. Единство семьи, племени, города-государства и страны исторически было последовательно осуществлено. Мировое единство — вот та цель, к которой стремится обеспокоенное человечество. Создание наций завершилось. Анархия, присущая государственному суверенитету, нарастает. Мир, входя в пору зрелости, должен отбросить этот фетиш, признать единство и целостность человеческих взаимоотношений и утвердить рази навсегда механизм, способный воплотить этот основополагающий принцип в жизнь.»
Сказано это в 1936 году.
Объединение назрело и в наше время уже становится реальностью. Возник парламент мировых религий. В 1993 году в Чикаго на заседании этого парламента была принята межконфессиональная декларация «На пути к глобальной этике» в которой предлагается найти возможность для общего основания всех религий, то есть сделаны действительные шаги к объединению. Российское православие, к сожалению, консервативно и не присоединилось к этому движению.
Приведу документ, родившийся в недрах религиозного сообщества бахаи, «Заявление Международного сообщества бахаи по случаю 50-летия Организации Объединенных Наций». Высочайшая нравственность создателей этого заявления, понимание ими мировых реальностей, эмоциональное звучание и пафос ответственности, пронизывающие текст, позволяют отнестись к этому заявлению с величайшим уважением. Возможно, что нечто аналогичное разработано в Ватикане и других религиозных центрах. Однако и того, что написано в заявлении бахаи, достаточно, чтобы убедить любых скептиков — атеистов в больших возможностях Церкви и ее действительной роли в мировых делах.
Заявление начинается с анализа самого бурного периода человеческой истории — истории XX века. Констатируется развал старых социальных институтов и расцвет нового миропонимания, результатом чего явилась все более расширяющаяся тенденция к взаимозависимости и интеграции человечества. Возникшая ситуация рассматривается как естественная фаза исторического процесса, который неизбежно приведет к объединению человеческой расы при едином социальном устройстве в пределах всей планеты. При этом главным и эффективным инструментом, обеспечивающим переход к единому сообществу, признается ООН, которую необходимо приспособить к решению новых задач.
Далее предлагаются меры по совершенствованию ООН как центра общей структуры, определяющей и поддерживающей миропорядок. При этом подчеркивается, что такая структура не должна с течением времени выродиться в какую-либо форму деспотизма, олигархии или демагогии. Предлагается:
— повысить минимальные требования к членству в ООН, обратив особое внимание на соблюдение прав человека,
— повысить ответственность государств за нарушение прав человека,
— учредить комиссию для окончательного улаживания всех споров о границах как основного источника межгосударственных конфликтов,
— признать необходимость и наметить практические шаги к введению всеобщего (мирового) вспомогательного языка,
— исследовать возможность и определить пути к введению единой международной валюты.
Значительное внимание уделено развитию активности исполнительных органов ООН. Для этого рекомендуется:
— ограничить применение права «Вето»,
— придать резолюциям Генеральной Ассамблеи (в пределах ограниченного числа решаемых вопросов) силу закона,
— организовать мощные силы быстрого реагирования,
— расширить полномочия и укрепить функции Международного суда,
— обеспечить через Международный суд координацию действий специализированных региональных судов.
Специальные разделы посвящены защите прав человека и повышению в нарождающемся миропорядке статуса женщин. Предусматривается:
— укрепление исполнительных и контрольных органов ООН по правам человека,
— содействие ратификации всеми странами международных договоров по правам человека,
— обеспечение повышения уважения к наблюдательным органам ООН по правам человека,
— обеспечение действительного равноправия женщин с мужчинами в образовании, участии в органах управления государственными делами, в социальной жизни, гражданском законодательстве.
Отдельный раздел посвящен экономическим проблемам. В нем подчеркивается необходимость решительной компании по выполнению «Повестки дня на XXI век».
Особенно большое значение придается нравственному развитию. В соответствующем разделе отмечается роль религии как наиболее мощного средства изменения человеческих отношений, поведения людей. Замечу — это единственный раздел, в котором обращается внимание на роль Бога, религии. Очень интересно пояснение, которым авторы уточняют роль религии в нравственном воспитании людей: «Под религией, однако, мы подразумеваем ее наиболее существенные основы и реальности, а не догмы или результаты слепого подражания, постепенно наслоившиеся на нее…». Здесь все созвучно тому, о чем я говорил выше, настаивая на необходимости внедрения в социальное сознание нравственной идеологии.
Таким образом. Церковь (в данном случае я демонстрирую это на примере деятельности религиозного сообщества бахаи) активно участвует в делах по совершенствованию миропорядка как на светском (государственном), так и на религиозном уровне. Имея в своем распоряжении хорошо отлаженный аппарат с опытными сотрудниками — священнослужителями, она особенно существенный вклад может внести в нравственное переделывание человечества.
Возможно, у кого-нибудь возникнет недоумение по поводу моих «восторгов», направленных в адрес Церкви. Объявив себя атеистом, почти воинствующим атеистом, всячески доказывая неприемлемость для здравомыслящего образованного человека божественной мистики, чудес и прочего, я вдруг призываю не просто к взаимодействию с Церковью, я превозношу ее возможности и возлагаю на нее большие надежды, мало того, я само слово Церковь пишу с большой буквы.
Не удивляйтесь. Еще раз повторю то, что говорил раньше в 3-ем письме. Церковь, используя идею Бога— потрясающее по глубине и мощи психологического воздействия, социальной значимости, красоте творение Общечеловеческого Разума, — приобрела громадное влияние на все стороны жизни человеческого сообщества. Никто, ни один человек, из тех кто способен к трезвому размышлению и восприятию прекрасного, не может отрицать этого факта. Поэтому сообщество ученых, естественников и гуманитариев, раскрывающих тайны физического мира, живого вещества, человека и его сознания, социальной психологии, должно искать пути выхода из критической ситуации на земле в союзе с Церковью, конечно, в той мере, в какой эти пути зависят от структуры человеческой психики, особенно ее главной составляющей — нравственности.
Теперь я немного отступлю вниз от последних строк текста, только что прочитанных Вами, и скажу: — Увы!.. Чем дальше я размышляю и пишу о мероприятиях по экологическому информированию и, следовательно, возрождению человечества, тем яснее понимаю, что я не генеральный секретарь ООН, не премьер-министр и даже не лидер партии в каком-нибудь маленьком захудалом государстве и тем более не сколько-нибудь заметный религиозный деятель, и мои посягательства на вмешательство вдела Мира не имеют никаких серьезных оснований и шансов быть принятыми во внимание сильными мира сего. Поэтому далее ставлю многоточие… и перехожу к рассмотрению перспективы, о которой никак нельзя сказать, что она придумана наивным идеалистом — утопистом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"
Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.