Пьер Грималь - Цивилизация Древнего Рима

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цивилизация Древнего Рима"
Описание и краткое содержание "Цивилизация Древнего Рима" читать бесплатно онлайн.
Был ли Рим «оригинальным»? Была ли римская цивилизация прямой наследницей Великой Греции? Почему римляне обожествляли свой город, но предоставляли возможность проживать в нем бывшим врагам? Почему варварские племена почитали Рим и разделяли с римлянами любовь к нему? Почему Рим отказался от монархии и тирании и стал империей? И что же такое на самом деле империя? И почему римляне считали, что настоящая духовная и религиозная среда для человека — сельская местность?
Римская империя рухнула. Но сама идея Рима продолжала существовать как бодрящий миф об общечеловеческой родине, история которой показала, что она не была невозможной мечтой.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Провинциальные университеты
Университеты брали свое начало от философских и риторских школ классических Афин (Академия, Лицей). Они развивались в Риме с эпохи Антонинов. Во многих провинциях были свои знаменитые университеты, в Галлии — в Отене, Бордо, Марселе, Трире, на Востоке — в Эфесе, Бейруте, Александрии и др.
Провинции
Само это понятие первоначально обозначало поручение (административное или военное), а затем определяло территорию, на которой исполнялось это поручение. Во времена республики провинции организовывались победившим полководцем, окруженным сенатской комиссией (decern legati), им представлялся особый статус lex provinciae. Различались провинции преторские и проконсульские в соответствии с рангом магистрата (или промагистрата), который ими управлял. В дальнейшем, с эпохи Августа и во времена империи, провинции подразделялись на провинции сенатские, во главе которых стоял промагистрат (консул или претор) без значительных войск, и провинции имперские (которыми управляли легаты, называвшиеся pro praetore или consulare potestatis). Некоторые провинции (удаленные или еще не окончательно покоренные) управлялись от имени императора прокураторами. Единственное исключение представлял Египет, во главе которого стоял префект. Провинциальное собрание осуществляло определенный контроль за деятельностью наместников. Количество и размеры провинций различались в соответствии с расширением или сокращением в ходе завоеваний. Так, Ассирия, провинция Месопотамии, созданная Траяном в 115–116 гг. н. э., исчезла при подобных обстоятельствах. Провинция Армения, созданная тем же императором, просуществовала всего три года. Другие провинции, например Трансальпийская Галлия, первоначально присоединенная к Цизальпинской Галлии и Иллирии (в эпоху Цезаря), в дальнейшем разделялись и снова дробились (в Галлии — Лугдунум, Аквитания, Бельгика; 27 г. до н. э. при Августе) или увеличивались благодаря новым районам (в Галлии — горные Альпы, береговые Альпы и приморские Альпы; 7 г. н. э. при Августе). Затем появилась Внутренняя Германия и Внешняя Германия (провинции были созданы в 90 г. н. э при Домициане). Наконец при Диоклетиане империя была разделена на четыре префектуры, которые были подразделены на 12 диоцезов и 96 провинций.
Прокуратор
Чиновник, поставленный императором во главе какой-либо службы, которая зависела только от него (в отличие от кураторов, карьера которых начиналась от общественных должностей).
Промагистраты
Развитие завоеваний заставляло содержать магистратов, находящихся на должности для управления провинциями на год или несколько лет дополнительно с титулами проконсула или пропретора. После 81 г. до н. э. существовали только должности проконсула и пропретора, после 52 г. до н. э. на этих должностях можно было находиться в течение года или менее года. Промагистрат принимал imperium: командовал войсками, взимал налоги, вершил правосудие — в этом случае обнародовал эдикт. Ему помогали квестор, легаты, друзья и служащие; он следил за расходами провинции, часто используя их. В эпоху империи промагистраты имперских провинций стали называться legati pro praetoris, которым в финансовой сфере помогали прокураторы. Прокураторами также называли наместников в недавно присоединенных странах (Иудея), которые передавались под управление соседней провинции. Промагистратом в Египте являлся префект. Эволюция в функциях промагистратов завершилась тем, что они превратились в чиновников, назначавшихся на неопределенное время.
Проперций
Секст Проперций родился около 47 г. до н. э. в Асизии. Его воспитывала мать, и после обучения в Риме он посвятил себя поэзии, входя наряду с другими поэтами в кружок Мецената. В течение длительного времени воспевал Цинтию, в которую поэт был влюблен и которая ему изменяла. В конце концов Меценату удалось обратить его внимание на национальные сюжеты. Так появились четыре книги «Римских элегий». Проперций разорился в результате земельных конфискаций Октавиана в пользу ветеранов в 41 г. до н. э. Умер после 16 г. до н. э.[625]
Птолемеи
Эллинистическая династия, основанная Птолемеем I, одним из сподвижников Александра. Последним ее представителем стал сын Клеопатры и Цезаря Птолемей XIV, Филопатор Цезарь, известный как Цезарион, который умер чуть позже своей матери в 30 г. до н. э.[626] Под властью Птолемеев Египет вновь познал и славу, и социальные потрясения, и нищету, которая контрастировала с роскошной жизнью в Александрии.
Публиканы
В самом общем смысле этим понятием определяют всех получивших подряд на общественную службу (работу и т. д.), и в особенности сборщиков. Эти откупщики создавали акционерные компании и держали многочисленный персонал.
Пурпур
Ткань, окрашенная экстрактом, выделенным из определенных моллюсков (тигех). Производство пурпура было открыто финикийцами, которые на протяжении длительного времени держали монополию на торговлю им. Это производство в дальнейшем развивалось в Малой Азии и Греции, а к концу империи существовали императорские мануфактуры. Пурпур использовался как краситель для одежды из шерсти и шелка (латиклавы[627] сенаторов, палудаменты[628] или плащи полководцев, тоги сенаторов и императоров).
РРабы
Рабский труд играл исключительную роль во всем античном мире: именно на нем покоились экономика и гражданские установления полиса как в Риме, так и в Греции, исключая из сферы права и общества значительную часть населения. Однако в Риме с давних пор обозначилось очень отчетливое движение в пользу интеграции (по крайней мере, потенциальной) рабов в общество. Были рабы по рождению; дети рабыни, кем бы ни являлся их отец, являлись рабами. Рабами становились либо по праву войны (пленники), либо в результате покупки чужеземца, проданного римлянину (некоторые восточные цари продавали подобным образом собственных поданных), либо в результате юридического постановления (осуждение, добровольная продажа себя, продажа за долги, продажа сына своим отцом), либо, наконец, в результате подкидывания: ребенок-подкидыш принадлежал тому, кто его подобрал. Рабы частично принадлежали общинам (servi publici) и исполняли различные обязанности в городе для коллегии или общественной службы, к которой они были приписаны, частично — частным лицам, которые использовали их как для домашней работы, так и для обработки земли. Раб в принципе не имел никаких прав, не являлся юридическим лицом, он был вещью, которой владел собственник. Однако постепенно закон признавал за рабом некоторую правоспособность, он мог заменять своего хозяина, например, во главе ремесленной мастерской. К концу республики уже много занимаются тем, чтобы освободить раба от произвола хозяина, защитить старого и больного раба, препятствовать тому, чтобы раба бросали на съедение зверям, и т. д. Наконец, раб мог добиться освобождения.
Римская религия
Римская религия вначале образовалась из достаточно разнообразных элементов, среди которых можно различить влияние экономических сфер (оседлых племен и кочевников, земледельцев и пастухов) и разнообразных этнических общностей (индоевропейских, средиземноморских и др.). Вероятно, домашние культы, патриархальный образ примитивного общества сформировали ее некоторые характерные черты. Первоначально исконно римские божества представлялись как имперсональные и многочисленные силы (numina), которым влияние греческого пантеона постепенно придавало точный облик. Правильное соблюдение обрядов гарантировало мир с богами, наличие и гарантию мира в общине. Эти боги открыто проявляли свою волю в предзнаменованиях (способ авгуров по ритуальным этрусским книгам). Кончилось тем, что впоследствии установилась греко-римская религия, в дальнейшем изменившаяся благодаря внешним восточным и эллинистическим привнесениям (влияние философской мысли — стоицизма, эпикуреизма, пифагорейские и орфические верования). Затем началось влияние еще более отдаленных восточных религий (Митра, Изида и т. д.), что вполне соответствовало новой склонности воспринимать чужое. Римская религиозная ментальность в самых общих чертах проявлялась как разумно принимающая чужеземных богов, и в каждой провинции вырабатывались оригинальные синкретические образы (Ваал Сатурн в Африке). Развитие города все более тесно связывало божества с коллективной жизнью государства. Выдающихся люди причисляли к богам, и постепенно был создан подлинный императорский культ.
Рутилий Намациан
Галл, который в 414 году до н. э. был префектом Рима. Спустя два года он совершил путешествие в Галлию, о котором оставил рассказ в форме небольшого стихотворения «О моем возвращении», где содержатся картины римской Италии в эпоху вторжения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цивилизация Древнего Рима"
Книги похожие на "Цивилизация Древнего Рима" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Грималь - Цивилизация Древнего Рима"
Отзывы читателей о книге "Цивилизация Древнего Рима", комментарии и мнения людей о произведении.