Пьер Грималь - Цивилизация Древнего Рима

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цивилизация Древнего Рима"
Описание и краткое содержание "Цивилизация Древнего Рима" читать бесплатно онлайн.
Был ли Рим «оригинальным»? Была ли римская цивилизация прямой наследницей Великой Греции? Почему римляне обожествляли свой город, но предоставляли возможность проживать в нем бывшим врагам? Почему варварские племена почитали Рим и разделяли с римлянами любовь к нему? Почему Рим отказался от монархии и тирании и стал империей? И что же такое на самом деле империя? И почему римляне считали, что настоящая духовная и религиозная среда для человека — сельская местность?
Римская империя рухнула. Но сама идея Рима продолжала существовать как бодрящий миф об общечеловеческой родине, история которой показала, что она не была невозможной мечтой.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Корнелий Непот
Римский историк, жил между 100 и 30 гг. до н. э. (даты жизни приблизительны). Близкий друг Цицерона и Варрона, автор исторических сочинений «Хроника», «Жизнеописание Катона Цензора», «Жизнеописание Цицерона», а также 16 книг «Параллельные жизнеописания».
Красс
Луций Лициний Красс[569] родился в 114 г. до н. э. Во время гражданской войны находился на стороне Суллы, в 72 г. до н. э. был назначен для подавления Спартака. Союзник Помпея, Красс оказался замешан в множестве заговоров, в том числе и в заговоре Катилины, но ухитрился выйти сухим из этого дела и в конечном счете стал участником Первого триумвирата. При разделе он получил восточные провинции. Был убит в роковом сражении с парфянами при Каррах.
Кураторы
В частном праве это понятие применялось ко всякому должностному лицу, которому передавалось попечение о чем-либо (обычно о малолетнем и т. п.). В административном праве им обозначают лицо, наделенное технической функцией, часто выделенной из сферы обычной компетенции магистрата.
Курия
Этим понятием обозначено место заседаний сената, могло применяться к различным сооружениям, которые получали, иногда временно, подобное предназначение. Древнейшая курия — это Курия Гостилия, строительство которой приписывалась царю Туллу Гостилию. Она была заменена Curia Julia, возведенной Цезарем. Сохранившийся до наших дней памятник был построен во времена Диоклетиана.
ЛЛатинские историки
В Риме история начиналась с устной традиции: легенды и эпопея, официальные архивы («Фасты» и «Анналы») или частные архивы (elogia). Некоторые черты римской истории соответствуют римскому характеру: приверженность закону, точности, сознание гражданского долга и вкус к эрудиции. Первые историки-писатели писали по-гречески или сами относились к греческой культуре (Фабий Пиктор). Семь книг (сегодня они утрачены) «Origines»[570] Катона описывали на латыни Италию, пытаясь в развернутых пояснениях дать примеры морализаторского толка. Среди анналистов (которые вели изложение событий по годам), кроме Квинта Фабия Пиктора, следует упомянуть Луция Кальпурния Пизона, Цинтия Алимента[571] и др. Важнейшими историками являются Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий, Тацит[572]. Такие историки, как Веллей Патеркул («Римская история»), Валерий Максим («О достопримечательных деяниях и высказываниях»), Квинт Курций («История Александра Великого»), Светоний («Жизнь двенадцати цезарей»), Флор («Римские войны»), Юстин (кратко изложивший «Историю» Помпея Трога[573]), шесть авторов «Жизнеописаний Августов»[574], Аврелий Виктор («История Цезаря»), Евтропий («Краткая история Рима»)[575], — были эрудитами, моралистами или комментаторами. Аммиан Марцеллин[576] — значительный историк. Христианские писатели также обращались к римской истории.
Латинский язык
Латинский язык не был распространен на территории всей империи, даже как язык административный, несмотря на усилия некоторых императоров. В целом представляется, что римляне, среди которых наиболее образованные свободно говорили по-гречески, выказывали себя по крайней мере покладистыми.
Развитие греческого языка продолжалось и при правлении римлян на Востоке и в Египте. На Западе граница между двумя языками проходила на севере Фракии и Македонии (от Дуррасия[577] до Варны), а в Африке — между проконсульской Африкой и Киренаикой. Известно влияние латинского языка в Италии, Испании, Франции и Румынии в процессе формирования языков, называемых романскими. В других странах, таких как Англия и Германия, сохранились некоторые латинские слова, в особенности в топонимике (Кёльн, Бонн, Аугст и т. д.).
Легион
Количество и наличный состав легионов, их набор, их соединение и их вооружение изменялись. Вначале армия в целом носила имя легиона («собранные войска»), в котором каждая из триб представляет 1000 пехотинцев (по центурии от курии); она насчитывает 300, затем 600 всадников из патрициев и велитов. Набор рекрутов впоследствии доведен до 6000 человек. Со времени Сервия Туллия, который предусмотрел подразделения музыкантов и рабочих и освободил от воинской службы пролетариев, 18 центурий первого класса служили в кавалерии, четвертый и пятый класс состояли из велитов. В период от Камилла (который ввел жалованье) до Мария легион состоял из 4200 человек, распределенных согласно их цензу, но в соответствии с их военной квалификацией. У каждого легиона, кроме того, имелось 300 всадников; союзники были отдельно. В эпоху республики две консульские армии из двух легионов собирались каждый год (от весны до осени), но могли и сохраняться на несколько лет и часто приступали к дополнительному сбору войск (до 23 легионов во время Пунической войны). Марий изменил характер армии, вербуя всех граждан и создавая профессиональных военных. Легион насчитывает тогда 6000 человек. После анархического расширения количества легионов во время гражданских войн Август установил твердое количество — 25 (распределенные в императорских провинциях, один как исключение в Африке), Марк Аврелий довел их количество до 30, а Септимий Север — до 33. Служба в качестве легионера предоставляла провинциалам после ее окончания права граждан. Со времен Адриана набор в легионы становится чисто региональным.
Лепид
Марк Эмилий Лепид, член триумвирата, претор в 49 г. до н. э. Был избран Цезарем на должность начальника конницы в 46 г. После смерти диктатора находился на стороне Антония и вошел в 43 г. до н. э. вместе с ним и Октавианом в состав второго триумвирата. Консул в 42 г. до н. э., Лепид при «разделе мира» добился только Африки и титула великого понтифика. Попытка взбунтоваться против Октавиана в 36 г. означала конец его политической карьеры. Он умер в Цирцее (неподалеку от Террации в Лациуме) во время своего полуизгнания.
Ливий Андроник
Первый из поэтов, писавших на латинском языке, родился в Таренте. После захвата города в 272 г. до н. э. ребенком его увели как раба в Рим. Был освобожден своим хозяином. Именно он написал первую римскую трагедию (240 до н. э.), которая была представлена во время ludi romani. Спустя несколько лет он опубликовал перевод «Одиссеи» на латинский язык, а в 207 г. до н. э. ему доверили сочинение гимна во славу царицы Юноны для празднования победы при Метавре[578]. Он написал множество комедий и трагедий. Умер около 205 г. до н. э.
Ливия
После развода со Скрибонией[579] Август женился на Ливии Друзилле, жене Тиберия Клавдия Нерона, от которого у нее было двое детей — Тиберий и Друз. Она делила власть с Тиберием. Добилась, чтобы Август усыновил Тиберия после смерти Марцелла и сыновей Агриппы. Подозревали, что она имела отношение к смерти этих людей. Умерла в Риме в 29 г. н. э.
Ликторы
Служители, исполнители судебного решения, которыми располагали должностные лица. В городе носили тогу и отличительный знак: пучок прутьев, из которого выглядывало лезвие топора, — символизирующий верховную власть должностного лица. Ликторы шествовали перед должностным лицом (топор был забран пучком), прокладывая ему дорогу, побуждая прохожих приветствовать его. Ликторы исполняли решения судьи и выполняли обязанности палачей.
Лимес
Первоначальное значение слова «дорога»; во времена империи употреблялось для обозначения системы укреплений, возведенных на некоторых границах. Лимес представлял собой рокадную дорогу, укрепленную фортами и кастеллами[580]. Лимесы существовали по Рейну и Евфрату, а также в Нумидии и Британии.
Личные имена
Имена римлян в классическую эпоху формировались по определенным правилам. Граждане обладали тремя именами: личным именем, именем gentilice[581] и прозвищем. Количество личных имен было относительно ограниченным, использовалось, как правило, около 20 имен (Авл, Аппий, Гай, Гней, Децим, Луций, Марк, Маний, Нумерий, Публий, Квинт, Сервий, Секст, Спурий, Тиберий, Тит, Библий). Личное имя давалось ребенку его родителями на девятый день после рождения и становилось официальным, когда молодой человек надевал мужскую тогу. Женщины официально не имели личного имени, но на практике, особенно в древности, некоторые носили имена, и они часто упоминаются в надписях.
Родовое имя — это имя, которое являлось общим для всех членов gens: мужчин и женщин, свободнорожденных или вольноотпущенников. Таких имен существовало тысячи, одни были более распространенными, чем другие: например, родовое имя императора, который давал в 71 и 90 гг. права гражданства какой-либо провинции, носили все те, кто был облагодетельствован этой мерой. Отсюда огромное количество Юлиев в Галлии. Прозвище первоначально представляло собой индивидуальное обозначение личности, но постепенно оно становилось наследственным внутри определенной линии gens. Например, Корнелии Сципионы отличались от прочих Корнелиев (Корнелиев Цетегов и т. д.). К этому первому прозвищу могли присоединяться и другие. Например, прозвище Триумфатор напоминало о победе вышеупомянутого лица или одного из его предков. Таким образом, появились Корнелии Сципионы Африканы после победы, одержанной при Заме Сципионом Африканским Старшим. Во времена империи количество когноменов (прозвищ) увеличивается; в эпоху ранней империи один и тот же человек мог носить от четырех до пяти имен и более. Рабы носили только одно имя, оно обусловливалось физическими особенностями, происхождением или оставалось «варварским» именем, которое они носили до того, как оказались рабами. Если же их освобождали, то они принимали личное и родовое имя своего прежнего хозяина, который становился их покровителем. А их былое имя превращалось в когномен.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цивилизация Древнего Рима"
Книги похожие на "Цивилизация Древнего Рима" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Грималь - Цивилизация Древнего Рима"
Отзывы читателей о книге "Цивилизация Древнего Рима", комментарии и мнения людей о произведении.