Юрий Стукалин - Наделенные силой. Тайны индейских шаманов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Наделенные силой. Тайны индейских шаманов"
Описание и краткое содержание "Наделенные силой. Тайны индейских шаманов" читать бесплатно онлайн.
Подробное описание шаманских и колдовских практик североамериканских индейцев составляет содержание и особую ценность книги. Помощь шамана всесторонняя: лечение болезней и травм, предсказание погоды и будущего, поиск потерянных людей и вещей, убийство или ранение врага на расстоянии, создание предпосылок для общего блага племени…
Книга основана на серьезных исследованиях индейского шаманизма, проведенных зарубежными учеными.
По поверьям индейцев, болезни чаще всего происходили от стрел, посылаемых духами в людей, нарушивших их покой без должного уважения — не помолившись им или не принося каких-либо подношений. А потому основная цель шаманского лечения заключалась в изъятии стрел из тела больного или изгнания из него злого духа. Можно сказать, что лечение подразумевало ритуальное очищение больного. Чирикауа-апачи считали, что недуги, с которыми не помогли справиться обычные лекарственные средства или лечебные ритуалы, происходили от нечистых животных или от сверхъестественных сил, способных злыми чарами наслать болезнь, когда их обижают, оскорбляют, игнорируют или провоцируют. При таких болезнях применялись сложные церемонии. Если человек знал, где он побеспокоил духов, то порой мог одолеть болезнь самостоятельно. Об одном из подобных случаев Джордж Гриннел слышал от многих шайенов. В 1890 году индеец по имени Солнечная Дорога построил новый дом, а вскоре после переезда в него сильно заболел. Ни шаманы, ни белые врачи не могли справиться с его недугом. Он долго болел, пока однажды не обратил внимания на то, что дом его стоит на одной линии с двумя необычного вида холмами. Индеец решил, что построил дом прямо на пути духов, обитавших на этих холмах, и теперь, когда они ходили друг к другу в гости, им приходилось перелезать через его жилище. Солнечная Дорога сразу же перенес дом с пути духов, после чего начал быстро поправляться и вскоре стал здоров, как прежде.
Апачи в ритуальном танце
Шаманы западных апачей говорили, что серьезные болезни происходят от проявления неуважения к объектам, которые они называют годийо — святыми. То есть человек заболевал, если он нарушал запреты, губил объекты, от которых люди получают силу или в которых она пребывает. Таких табу были сотни, и многие из них соблюдаются и сегодня. Некоторые имеют явное практическое значение, некоторые помогают избежать опасности, но большинство подобными качествами не обладает. Кейт Бассо[25] выразился так: «Сомнительно, чтобы, выполняя все запреты, апач избавлялся от риска заболеть, но он избавлялся от страха заболеть». Некоторые запреты распространялись только на мужчин, а некоторые — только на женщин. Выполняя их, апачи демонстрировали свое уважение к источникам силы. Среди множества запретов были такие: не наступать на след змеи, не использовать для костра подвергшееся удару молнии дерево, не мочиться в воду, не справлять нужду у маисовых полей и т. д. Хронически больных людей апачи иногда называли сумасшедшими, потому что только ненормальный будет постоянно нарушать установленные табу. Но всегда существовала опасность нарушить табу по неосторожности или не подозревая об этом, и только шаман впоследствии мог определить, что же произошло. Несмотря на все беспокойства, которые причиняли табу, апачи воспринимали их как необходимость и неотъемлемую часть своей жизни. Благодаря их исполнению поддерживалась связь между людьми и силами, сохраняя тем самым гармонию во вселенной.
Апачи подразделяли болезни на выводящие из строя и не выводящие из строя. Первые укладывают человека в постель и делают неспособным вести обычную жизнь. Вторые не настолько серьезны, чтобы человеку отказываться от ежедневной активности. Болезни, выводящие из строя, делились на две категории — не причиненные силой и причиненные силой. Первые происходили от избыточного холода, от привидений. Вторые делились на две группы:
1. Причиненные едой — они проявлялись симптомами, возникающими в тех случаях, когда болезнетворная сила входила в тело с твердой пищей. Например, при употреблении мяса коровы, убитой ударом молнии.
2. Причиненные питьем, вдыханием или касанием. В данном случае симптомы свидетельствовали о том, что сила вошла в тело одним из следующих способов:
а) человек выпил воду, «зараженную» источником силы. Например, вода, в которой купался медведь;
б) человек вдыхал воздух, «зараженный» источником силы. Например, дым от горящего дерева, на которое мочился олень или в которое ударила молния;
в) человек входил в физический контакт с источником силы, нарушая при этом определенное табу (например, наступал на змеиную шкуру).
Когда сила попадала в тело человека, она проявлялась в течение нескольких дней или могла оставаться там незамеченной до нескольких лет. Тем не менее она могла напомнить о себе в любой момент неожиданно и без предупреждения. В этом случае человек должен был найти шамана, который ставил ему диагноз, выясняя сверхъестественную причину болезни, и церемониально лечил его. Иначе болезнь развивалась и могла закончиться летально.
По поверьям навахов, болезни и несчастные случаи чаще всего случались в результате нападения «святого народа», причиной которого также становилось нарушение одного из многочисленных табу. Другой причиной могло быть вторжение родственных или сторонних (чужих) привидений, о чем свидетельствовали симптомы болезни, называемой болезнью привидений. Когда болезнь не могли объяснить вышеперечисленными причинами — она была затяжной и не поддавалась обычным шаманским методам лечения или была таинственна с навахской точки зрения, — причиной ее считалось колдовство.
Навахо разделяли болезни на два типа:
1. Наалхнии — болезнь. К этому типу относились в основном заразные инфекции типа кори, оспы, дифтерии, сифилиса и гонореи.
2. Общие заболевания та-хонеесгаи — телесная лихорадка, телесная боль, или, как переводят этот термин англоговорящие навахо, полностью больной.
Но в любом случае все болезни — и ментальные, и физические — имели сверхъестественное происхождение. Как писал Клайд Клакхохн[26] по поводу навахов, и его слова применимы по отношению к представителям других племен: «Идея о том, что причиной заболеваний могут быть физиологические процессы, чужда их мысли. Причина болезни, повреждений тела или личной собственности, постоянные неудачи любого рода должны быть отслежены в прошлом. Не было ли какого-либо случайного или умышленного нарушения табу контакта с привидением или активностью колдунов». Соответственно и лечение состояло в борьбе с этими причинными факторами, а не с болезнью как таковой. Сверхъестественные силы следовало умиротворить и ублажить, а потому целью лечения было восстановление равновесия между больным и сверхъестественным.
Папаго делили болезни на четыре типа:
1. Возникшие в результате действий «плохих шаманов» (колдунов) или людей, обладавших силой насылать зло. Лечение таких болезней проводилось шаманом, который сражался с колдуном на сверхъестественном уровне.
2. Причиненные духами животных и птиц. К ним относились функциональные расстройства — кашель, раздражение глаз, расстройства пищеварительной системы и т. п. Этот тип заболеваний, как и два последующих, лечились с помощью песнопений, молитв и лекарственных средств.
3. Несчастные случаи и травмы. Они могли происходить как в результате естественных причин, так и из-за нападения духов животных и птиц.
4. Причиненные духами убитых врагов и умерших соплеменников. К ним относили нервные расстройства. Болезни, причиненные душами убитых врагов, делились на:
кооп — поражали людей любого возраста;
комотан — от них страдали воины и неродившиеся дети;
хивилокита — поражали детей.
Нет ничего удивительного, что названия болезней, как правило, так или иначе связаны с миром, окружавшим индейца. Большинство названий болезней у мускогов, например, можно перевести как белка сделала это, бобр сделал это и т. п. Другие виды болезней происходили от «дурного поведения» самого человека или «дурных мыслей» других людей (колдовства).
Если взять для примера симптоматику, принятую у шаманов чикасо, можно увидеть, что зачастую она во многом совпадает с принятой в западной медицине. Так, собачьей болезнью шаманы чикасо называли болезнь, при которой человека постоянно рвало и никакая пища не усваивалась. Нетрудно понять, что речь шла о тяжелом отравлении. Симптомы «бобриной болезни» полностью соответствуют дизентерии. Желтуху чикасо называли «болезнью выдры», и среди ее симптомов шаманы называли боль в груди и спине и желтую рвоту Шаманы чикасо различали и такие болезни:
1. Змеиная болезнь — жар, расстройство желудка и необычайно горячие ноги от ступней до колен.
2. Болезнь маленьких человечков, насланная мифическими карликами, — у человека «проблемы с головой», бессвязная речь, а иногда он падает на землю в припадках, схожих с эпилептическими. Для лечения этой болезни шаманы использовали корень черники.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Наделенные силой. Тайны индейских шаманов"
Книги похожие на "Наделенные силой. Тайны индейских шаманов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Стукалин - Наделенные силой. Тайны индейских шаманов"
Отзывы читателей о книге "Наделенные силой. Тайны индейских шаманов", комментарии и мнения людей о произведении.