Михаил Курушин - Стальные гробы рейха

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стальные гробы рейха"
Описание и краткое содержание "Стальные гробы рейха" читать бесплатно онлайн.
Эта книга о подводной войне, развязанной нацистской Германией против западных союзников и СССР. В ней рассказывается о подводных силах военно-морского флота Германии, немало внимания уделено «серым волкам» — подводникам и судьбам «стальных гробов» — субмарин, ставших безжалостным орудием убийства. Все персонажи книги — реальные лица, большинство которых нашло свою смерть на океанском дне.
В книге впервые в России публикуется уникальный справочный материал обо всех германских подводных лодках Второй мировой войны.
На следующий день эсминцы «Блэнкни» и «Стенли» в районе Мадейры уничтожили «семерку» U-434 капитан-лейтенанта Вольфганга Хейды, наведенную на конвой самолетами. При этом два подводника погибли.
19 декабря U-574 обер-лейтенанта Дитриха Генгельбаха потопила эсминец «Стенли», после чего всплыла почти рядом с корветом «Сторк», который тотчас таранил ее и забросал глубинными бомбами. Вместе с лодкой погибли 28 человек.
В итоге за два дня немцы потеряли три лодки. Только одной субмарине из этой группы — U-567 капитан-лейтенанта Энгельберта Эндрасса — удалось прорваться к конвою и уничтожить транспорт, но и она была потоплена глубинными бомбами северо-восточнее Азорских островов. Все 47 членов экипажа нашли свою смерть на дне океана.
Еще два дня «кондоры» наблюдали за конвоем, обеспечивая наведение на него второй группы лодок. 20 декабря истребители с авианосца сбили два немецких самолета-разведчика, однако на следующий день вторая «волчья стая» уничтожила эскортный авианосец «Одэсити» (11 000 брт) и транспорт (8096 брт). Сделал это капитан-лейтенант Герхард Бигальк на U-751. В тот же день, 21 декабря, был атакован торпедами и погиб эскадренный миноносец «Стэнли». Положение конвоя становилось критическим, когда на помощь ему 22 декабря прилетели британские «либерейторы». Действуя на пределе своего восьмисотмильного радиуса с аэродрома в Ирландии, они оказали большую помощь конвою, загоняя «волков» под воду в момент их приближения. Атаки второй группы лодок прекратились только 23 декабря по прибытии из Англии четырех эсминцев. Немцы потеряли субмарины U-574, U-131, U-127, U-434 и U-567.
После такой неудачи и весьма незначительных успехов двух последних месяцев 1941 года в германском штабе подводных сил стали поговаривать о невозможности дальнейшей борьбы против конвоев. Все говорило о том, что в битве за Атлантику наступил штиль, одной из главных причин которого было перебазирование германских лодок в район Средиземного моря, почти полностью парализовавшее подводную войну. Еще в сентябре неблагоприятная для Германии военная обстановка на Средиземном море вызвала переброску туда большого числа подводных лодок из Атлантики. Массовый перевод лодок в Средиземноморье повлек и другие серьезные последствия. Когда США 11 декабря 1941 года официально вступили в войну с Германией, у последней поначалу не оказалось субмарин для действий у берегов Америки, где в то время не была налажена оборона коммуникаций. Первая группа из шести германских лодок начала действовать у восточного побережья США лишь спустя месяц.
ОГОРЧЕНИЯ ДЕНИЦА
Головная боль Деница не прекращалась — субмарин строилось слишком мало. Еще один просчет заключался в том, что строились лодки преимущественно малого и среднего водоизмещения. На строительство же больших лодок, отвечавших требованиям действий в океане, внимание в Германии обратили слишком поздно. Вскоре Деница ждал еще один удар: в первой половине 1942 года произошли три события, которые причинили немало беспокойства командованию германских подводных сил.
6 февраля 1942 года, возвращаясь из похода к американским берегам, подводная лодка U-82 капитан-лейтенанта Зигфрида Рольмана западнее Бискайского залива обнаружила небольшой конвой OS-18, который, как показалось, имел слабое охранение. Но вскоре от лодки перестали поступать сигналы о поддержании контакта с конвоем. Как оказалось, она была уничтожена британским сторожевиком «Рочестер» и корветом «Тамариск». В том же районе 27 марта подводная лодка U-587 капитан-лейтенанта Ульриха Борхердта обнаружила конвой WS-17, но и с ней произошло то же, что и с U-82.
14 апреля юго-западнее Ирландии конвой OQ-82 обнаружила U-252 капитан-лейтенанта Кая Лерхена. На этот раз Дениц приказал командиру атаковать конвой ночью и только при благоприятных условиях. Дурное предчувствие подсказывало командующему, что надо быть осторожнее в связи с недавними неудачами. Но и эта лодка погибла. Конвои, обнаруженные тремя субмаринами, не были теми английскими конвоями, которые регулярно ходили в этом районе. Графика их движения немцы вообще не знали.
И тогда Дениц, всегда помнивший о гибели трех лучших субмарин в 1941 году, подумал о конвое-ловушке. Командование подводных сил стало опасаться, что англичане применили новое, неизвестное прежде средство борьбы. В 1941 году, потеряв трех командиров — Прина, Шепке и Кречмера, оказавшегося в плену, — Дениц и Редер подозревали то же самое. Но тогда подозрения оказались необоснованными. Подводные лодки, действовавшие против конвоев в мае и июне, возвратились в базы, и их командиры подробно информировали командование подводных сил обо всех наблюдениях, сделанных за время похода. Большинство командиров отрицало наличие у союзников новых средств надводного обнаружения. Однако очень скоро немцам пришлось убедиться в том, что союзники располагали новым эффективным средством обнаружения.
Как выяснилось позже, уже с февраля по апрель 42-го года англичане действительно впервые применили радиолокатор, работавший на коротких волнах. Он мог обнаруживать лодку гораздо точнее и на большем расстоянии, независимо от времени дня и состояния видимости.
В марте 1942 года произошло одно событие, которое, хотя и не внесло каких-либо изменений в расстановку сил, тем не менее в моральном плане едва ли способствовало укреплению боевого духа германских подводных сил. 28 марта англичане предприняли попытку набега на Сен-Назер — базу немецких подводных лодок в Бискайском заливе. В отряд для набега входили: старый эсминец в качестве брандера, для чего в его носовой части было заложено пять тонн взрывчатки; 11 посыльных катеров для перевозки коммандос; пять катеров, вооруженных торпедами; малая канонерская лодка для артиллерийской поддержки десанта и два миноносца для охраны кораблей отряда на переходе.
Исход действий зависел от внезапности, поэтому начало операции намечалось на темное время суток. На переходе к Сен-Назеру из Фалмута отряд встретил немецкую подводную лодку, которая, видимо, приняла его за свои силы. Субмарина была повреждена раньше, чем успела донести о встрече, но немцы все же обнаружили диверсантов примерно за пять минут до их подхода к месту высадки. Этого времени оказалось достаточно, чтобы наполовину сорвать замысел англичан: артиллерия с берега уничтожила и сильно повредила значительную часть катеров. Только эсминец смог, как это предусматривалось планом, таранить ботопорт и затонуть возле него. Через несколько часов он взорвался. Часть диверсионной партии, высадившейся на берег, была уничтожена или захвачена в плен. Примерно через час остатки английского отряда в составе восьми кораблей из 18 прорывавшихся в базу начали отходить к своим миноносцам, стоявшим у входа в устье Луары. На рассвете они были атакованы немецкими кораблями и потеряли еще два катера. Опасаясь преследования, англичане пересадили остатки команд на миноносцы, а катера и канонерскую лодку уничтожили. Кроме миноносцев, в Фалмут возвратились три катера, вышедшие из Сен-Назера самостоятельно.
Набег окончился неудачей, поскольку не был подкреплен дополнительными силами. Если бы немцы имели более четко организованную оборону, то и тех пяти минут, которыми они располагали, было бы достаточно для уничтожения всего английского отряда. И все же происшедшее заставило германское командование искать пути укрепления подходов к портам Бискайского залива.
После вступления в войну США основная магистраль атлантических конвоев была сдвинута на север, к берегам Гренландии, — в район, прикрываемый авиацией с аэродромов Исландии и Ньюфаундленда. Вначале прикрытием занимались одиночные самолеты, появлявшиеся над конвоем один-два раза, но с весны 1942 года количество их значительно возросло. В январе того же года из 249 немецких подводных лодок 158 проходили испытания и только 91 находилась в строю. Поскольку большая часть их действовала в Средиземном и Баренцевом морях и у берегов США, в Северной Атлантике периодически появлялись только малочисленные группы. За первые четыре месяца участия США в войне только один конвой, ONS-67, состоявший из 35 судов в охранении четырех эсминцев, в феврале потерял в Северной Атлантике восемь транспортов. Другой конвой, ONS-68, в марте потерял два транспорта. В апреле основная часть немецких субмарин была направлена к берегам США и только во второй половине 1942 года их действия вновь развернулись в открытой части океана.
Заметно усилилось воздушное патрулирование и в Бискайском заливе: сюда стали направляться скоростные машины. Угроза воздушных атак не уменьшалась даже ночью, особенно при лунном свете. Участились и внезапные дневные налеты, которые с большим трудом можно было объяснить недостаточной внимательностью сигнальщиков, не успевавших вовремя обнаружить самолет. Возникло подозрение, что английские самолеты, выходившие в атаку днем со стороны солнца или из-под облаков, обнаруживали подводные лодки на большом расстоянии, находясь за пределами простой видимости. Это подозрение утвердилось, когда июньскими ночами 1942 года германские субмарины стали подвергаться бомбовым ударам с воздуха. Совершенно неожиданно в 1000–2000 метрах от лодки включался прожектор — и его яркий луч тут же фиксировался на ней. Тотчас же на лодку обрушивались бомбы. Три подводные лодки, направлявшиеся в июне на задание, именно таким образом были атакованы в Бискайском заливе, тяжело повреждены и, не имея возможности погрузиться, возвратились в базы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стальные гробы рейха"
Книги похожие на "Стальные гробы рейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Курушин - Стальные гробы рейха"
Отзывы читателей о книге "Стальные гробы рейха", комментарии и мнения людей о произведении.