Григорий Николаев - Металл Века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Металл Века"
Описание и краткое содержание "Металл Века" читать бесплатно онлайн.
Металлом века заслуженно называют титан. Об истории этого металла, его замечательных свойствах, способах производства, об использовании его в авиации, космонавтике, химической индустрии, в быту, на транспорте, в медицине, а также о его возможностях и перспективах применения увлекательно рассказано в этой книге.
Первое издание книги того же названия, опубликованное в Днепропетровске (издательство ”Промiнь”) в 1975 г., было отмечено второй премией и Дипломом второй степени на Всесоюзном конкурсе лучших произведений научно-популярной литературы. Второе издание было выпущено в 1982 г. издательством "Металлургия”.
Предназначена для широкого круга читателей
Применение нового конструкционного материала для клапанов, толкателей, механизмов газораспределения, шатунов, поршневых пальцев и других деталей двигателя позволяет уменьшить инерционные нагрузки на кривошипно-шатунный механизм, повысить предел усталости, снизить усилия на болты и гайки шатуна, увеличить число оборотов, а следовательно, и мощность двигателя. Увеличивается запас сил пружин, уменьшается на 30 процентов сила удара клапана о седло. Важными свойствами титановых сплавов, помимо высокой удельной прочности и стойкости против коррозии, являются сравнительно высокая жаропрочность, низкий коэффициент теплового расширения.
Применяемые в дизелестроении для шатунов высоколегированные стали далеко не полностью удовлетворяют требованиям эксплуатации: под влиянием растягивающих напряжений стали деформируются — текут. Титановые сплавы таких недостатков не имеют.
Титановый сплав ВТ5 (титан с небольшими добавками алюминия, железа и кремния) успешно использован на одном из отечественных дизелестроительных заводов для шатунов серийно выпускаемых мощных двигателей. Титановые шатуны показали высокую надежность, отличную коррозионную стойкость в среде паров масла и продуктов сгорания топлива, обеспечив длительную безотказную работу двигателей.
Обычно применяемые глушители автомобильных двигателей изготовляются из мягкой углеродистой стали и быстро выходят из строя вследствие прогаров и внешней коррозии. Использование титана позволяет избежать этого.
Японская фирма ”Кобе стил” разрабатывает титановые сплавы для автомобилестроения. Один из сплавов предназначен для изготовления впускных и выпускных клапанов и будет выдерживать нагрев до 800—900 °С. Этот новый титановый сплав в два с половиной раза легче стали, которую он заменит. Другой сплав, разработанный фирмой, станут применять для толкателей клапанов, клапанных тарелок, поперечных клиньев и шатунов. Оба сплава уже используются в гоночных автомобилях марок Е380 и Е382, выпущенных японской фирмой "Ниссан Мотор”, которая планирует применить эти сплавы также в спортивных машинах.
Объединенными усилиями трех японских автомобильных фирм из титанового сплава создан сверхлегкий двигатель, который в два с половиной раза легче обычного автомобильного мотора. Сплав более чем на 80 процентов состоит из титана, остальное — олово, алюминий, цирконий и совсем небольшое количество хрома и стали. Стоимость нового двигателя весьма велика и на первых порах его будут ставить только на дорогие машины.
В других странах титан применяется пока в основном в конструкциях гоночных автомобилей. Крупнейший производитель титана в США фирма ТМКА сконструировала гоночный автомобиль Т1-22. Автомобиль оправдывает свое название: он изготовлен почти целиком из титана, что и дает хорошие результаты. Титановые сплавы используют и во многих других американских гоночных машинах.
В автомобиле ”Инди-500” из титана сделаны клапанные приводы и выхлопная система. Успешно прошел испытания экспериментальный газотурбинный автомобиль. ”Огненная птица”, корпус которого полностью изготовлен из титана. Титан применен и в гоночном автомобиле ”Орел” компании AAR, завоевавшем Большой приз по итогам 24-часовой гонки в Бельгии.
Одна из канадских фирм использует титановые сплавы для изготовления шатунов двигателей гоночных машин, благодаря чему число оборотов мотора достигло 8600 в минуту, а мощность увеличилась на 8,8 киловатт. Титановый сплав, разработанный фирмой ”Кобе стил”, о котором сообщалось выше, используют в США и Англии для изготовления нагнетательных и выхлопных клапанов автомобильных двигателей.
Применение титана в автомобилестроении, конечно же, не ограничится гоночными машинами. Особо ответственные детали серийных автомобилей и двигателей также необходимо изготовлять из материалов, обладающих наилучшим комплексом свойств, что существенно повышает надежность и долговечность изделий и той техники, в которой они применяются.
На восстановление действующего парка машин ежегодно расходуются десятки миллионов рублей. Затраты на ремонт и межремонтное обслуживание — осмотры, проверки — иногда достигают в год четверти стоимости машины, а трудоемкость капитального ремонта грузового автомобиля в три, а нередко и в четыре раза превышает трудоемкость его изготовления. Показателем масштабов ремонтных работ может служить огромное количество запасных частей, которые выпускаются сотнями заводов и которых тем не менее не хватает.
Если же автомобильные детали изготовлять из сплавов титана, они будут надежными и долговечными. Это позволит значительно сократить ремонты, увеличить срок службы, благодаря чему можно сэкономить многие миллионы рублей. Наиболее целесообразно использовать титановые сплавы для деталей двигателей, несущей конструкции и ходовой части, причем самыми подходящими сплавами для деталей двигателя являются высокопрочные и жаропрочные титановые композиции, для несущих конструкций ~ сплавы средней прочности, а для ходовой части автомобилей — высокопрочные сплавы.
Замена стали титаном при производстве рам, осей грузовиков и автоприцепов позволит увеличить полезную грузоподъемность и срок службы, уменьшить износ покрышек, расход горючего, сократить затраты на ремонт и простои, что в конечном итоге не. только окупит стоимость титановых сплавов, но и даст существенную экономию средств. Снижение массы грузового транспорта всего на один килограмм увеличивает полезную нагрузку на сумму в несколько рублей.
Титан дает возможность уменьшить массу железнодорожных вагонов и тем самым снизить расход энергии, необходимой для их передвижения. Благодаря снижению общей массы подвижного состава становится возможным уменьшить габариты вагонных шеек и букс. Одна из зарубежных фирм — производителей железнодорожных вагонов — предполагает, что уменьшение массы вагона на 450 килограммов даст экономию в 2000 долларов. Другая фирма уже использует титановые сплавы в турбине поезда, развивающего скорость 260 километров в час.
СПЛАВ "ПОМНИТ”
В самые последние годы у титана обнаружилось свойство, о котором прежде никто даже не догадывался: сплав этого металла с никелем (в соотношении 1 :1) обладает редкой и удивительной способностью "запоминать” форму. Изделие из такого сплава можно изогнуть, скрутить. Пройдет много времени, но стоит нагреть сплав до определенной температуры, как изделие ”вспомнит” свой первоначальный вид и распрямится (или изогнется, если его перед этим выпрямили).
Такие сплавы у нас в стране называются ”ТН”, за рубежом — ”нитинол”. В обоих названиях использованы первые буквы или слоги металлов, из которых изготовлены сплавы: соответственно титан и никель, никель и титан.
Первой областью применения свойства ”памяти” титана стали космические исследования: компактно упакованную антенну, занимающую совсем мало места, помещают в искусственный спутник Земли или межпланетный корабль, а в открытом космосе нагревают до нужной температуры и антенна растягивается на многие десятки метров. Нагревают ее, разумеется, не в печи, а пропуская через металл электрический ток.
Но немало работы найдется этим сплавам и на земле.
На большой глубине в нефтяной скважине проржавела труба и вместе с нефтью наверх стали поступать соленые грунтовые воды. Авария! Надо быстро принять меры. Быстро! . . Легко сказать. Чуть ли не месяц уходит на ремонт одной обсадной колонны: трубы надо поднять с глубины, доставить к месту ремонта, устранить неисправность, затем отвезти на место и, снова смонтировав, опустить на нужную глубину.
Сотрудниками института ТатНИПИнефть (г. Бугульма) разработана технология дистанционного латания поврежденных труб на нефтяных и газовых промыслах. Трубы остаются на местах, в внутрь скважины опускают "пластырь” из никелида титана. Спиральный электронагреватель разогревает вставленную в нужное место оболочку и та, "вспомнив” свою первоначальную форму, расширяется и плотно закрывает отверстие. Просто? Да! Экономично? Еще как! Стоимость ремонтных работ сокращается в 5 раз.
Но это не единственная область применения новых сплавов на земле. Благодаря им можно создать заклепки, которые не нужно расплющивать. Достаточно только вставить их в отверстие и нагреть — заклепки расплющатся сами. Такие заклепки крайне необходимы при сборке узлов конструкций в труднодоступных местах. И не следует думать, будто никелид титана можно использовать всего лишь несколько раз. Изделие из этого сплава при нагреве и охлаждении может безотказно сгибаться и разгибаться десятки, сотни тысяч раз. Стало быть, брусок сплава можно длительное время использовать как рычаг или клапан, где тепловая энергия непосредственно будет превращаться в механическую работу. Этот материал нужен чувствительным термомеханическим датчикам, противоударным устройствам, химическому оборудованию. Короче говоря, перед новыми сплавами большое поле деятельности!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Металл Века"
Книги похожие на "Металл Века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Николаев - Металл Века"
Отзывы читателей о книге "Металл Века", комментарии и мнения людей о произведении.