Якоб Штайншаден - Социальная сеть. Феномен Facebook

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Социальная сеть. Феномен Facebook"
Описание и краткое содержание "Социальная сеть. Феномен Facebook" читать бесплатно онлайн.
Основанная Марком Цукербергом в 2004 году социальная сеть выросла в настоящего монстра, поглотившего виртуальные альтер эго полумиллиарда людей и грозящегося затмить интернет-гиганта Google. Уже каждый четвертый интернет-пользователь мира зарегистрирован на Facebook, а сам сайт стал крупнейшим хранилищем данных о человечестве. Социальная сеть собрала информацию, о которой правительства всех стран мира могут только мечтать. На персональных данных можно заработать миллиарды долларов — вот почему целая очередь крупных инвесторов платит миллионы за то, чтобы обладать маленьким кусочком Facebook.
Однако не менее важный вопрос — это личная жизнь и приватность данных. Что в действительности происходит с информацией, которую пользователи ежедневно публикуют в сети? Как компания, бесплатно потчующая сотни миллионов людей самыми передовыми интернет-технологиями, получает прибыль? И, что еще более интересно, как феномен Facebook влияет на нас, меняя наше личное пространство, понятие открытости и подход к использованию Интернета? Автор книги отвечает на эти важнейшие вопросы, проводя захватывающий анализ исторических данных, публикаций СМИ и интервью с экспертами.
В 1990-е наступило время World Wide Web (WWW). Тогда появились поисковые системы и онлайн-магазины, а также потребность в виртуальных сообществах. Тогда возникли такие известные ресурсы, как Tripod, Angelfire и, конечно же, GeoCities. Они стали виртуальной родиной для постоянно растущего количества интернет-серферов. В 1999-м GeoCities был третьим по величине сайтом мира, который посещали 3,4 миллиона пользователей. В конце концов его за фантастическую сумму в 3,5 миллиарда долларов купила Yahoo!. Каждый пользователь бесплатно получал в свое распоряжение сначала 6, потом 11, а позже 15 мегабайт дискового пространства под картинки, ссылки, тексты, собственный адрес и мог стать жителем так называемого Cyber-City. Несмотря на далеко идущие планы — финансировать ресурс за счет рекламы и сделать из него виртуальный рынок, в октябре 2009-го Yahoo! выдернула вилку из розетки. Оценить эстетику веб-динозавра из 1990-х, в том числе характерную для того времени дешевую GIF-анимацию, можно и сегодня на ресурсе http://wonder-tonic.com/geocitiesizer/. С помощью этого веб-сервиса можно оформить в стиле GeoCities любой сайт.
Клара Ших видит в так называемом Online Social Graph (социальной сети, которая создается и развивается онлайн) четвертую компьютерную революцию (первой было появление ЭВМ, второй — возникновение персональных компьютеров, третьей — World Wide Web). Первые три революции застали нас на рабочем месте — техника и выход в Интернет вначале были нам не по карману. Но виртуальные социальные сети — совсем другая история. «Это движение, которое в первую очередь удовлетворяет наши личные и лишь во вторую — профессиональные потребности», — пишет Ших.
В 1997-м началась эра Online Social Graph. Началась с запуска сайта SixDegrees.com, название которого отсылает к экспериментам Милгрэма. Возможно, именно он вдохновил графика Facebook на дизайн стартовой страницы. На SixDegrees.com можно было пользоваться многими функциями, которыми наделены современные социальные сети: заводить друзей, пересылать сообщения, загружать фотографии. К тому же сайт одним из первых ввел систему «снежный ком»: вместо того чтобы рекламировать себя в Интернете и СМИ, он запрашивал у своих пользователей электронные адреса их знакомых и загружал их из программы электронной почты в виртуальную сеть. Но главным была гарантия того, что пользователи могли создавать и развивать свою собственную сеть, находя тех, с кем знакомы даже через три рукопожатия. Однако в 2001 году работа ресурса по коммерческим причинам была приостановлена. В 2006-м году один из его основателей, Адам Зайфер, сказал в интервью, что, видимо, идея сайта была реализована на пару лет раньше, чем к ней были готовы пользователи.
Зачастую онлайн-комьюнити и виртуальные социальные сети кидают в один котел и используют два этих понятия как синонимы. Нельзя сказать, что это грубая ошибка: в конце концов, переход от одной формы виртуальной дружбы к другой был постепенным. Но между их концепциями есть фундаментальные различия, предопределившие их развитие и особенности использования. Немецкие исследователи Интернета Кристоф Мёрль и Матиас Гросс в своей книге «Социальные сети в Интернете» показывают разницу между двумя этими формами.
В основе виртуальных сообществ лежат общая тема или интерес, которые объединяют пользователей. Точно так и было с комьюнити The WELL: пользователи объединялись по пристрастиям к музыкальным группам или политическим партиям. Вокруг обсуждаемых тем собирались группы, которые дистанцировались от всего постороннего. Иногда для вступления в них требовалось сделать денежный взнос. Хороший пример — виртуальная ролевая игра World Of Warcraft: членский взнос для игроков составлял 13 евро — уплатив его, они могли объединяться в гильдии. Почти всегда в таких группах возникает иерархия, которая нужна для достижения определенной цели. Чтобы пройти уровень игры, необходим командир, который будет контролировать виртуальный бой и распределять задания между игроками. Почти на каждом дискуссионном форуме есть модератор, пользователь, который следит за соблюдением «нетикета» — виртуального этикета, принятых правил общения, и, в случае их несоблюдения, может даже исключить провинившегося из числа участников форума.
Социальные сети, по мнению Кристофа Мёрла и Матиаса Гросса, работают по совершенно другим правилам. Мотивация для вступления в них — не дискуссия, а установление и поддержание связей. В фокусе оказывается не группа, а индивидуум. Как можно заметить, после регистрации каждый пользователь Facebook видит на своей странице то содержание, которое соответствует именно его интересам. Концентрация на человеческом «я» не предполагает выстраивания некоей иерархии. Основная цель — связь с другими пользователями — каждый день достигается заново, при этом пользователь справляется с этой задачей сам, без чьей-либо помощи. Пользователи социальных сетей также должны регистрироваться и указывать о себе по возможности достоверные сведения. Платить взносы, как во многих виртуальных сообществах, не нужно — разве только в редких случаях: например, чтобы увеличить количество связей на сайте. Чем больше у ресурса пользователей, тем больше возникает между ними узловых точек и тем больше времени они проводят на сайте. Так что владельцам социальных сетей нужно искать другие источники дохода.
Конкуренция в зеркале дальнего вида
Facebook тут, Facebook там, Facebook повсюду — кажется, через десять лет после основания первой социальной сети никаких альтернатив этому ресурсу не существует. Мир видел и благополучно забыл уже много подобных проектов, но на такую высоту до сих пор не забирался ни один конкурент. Шутка ли — 500 миллионов пользователей! По крайней мере, после того как в 2008 году по количеству пользователей Facebook обогнал бывшего лидера рынка, виртуальную сеть MySpace, объединявшую людей вокруг музыки, стало понятно, что речь идет не о ловком трюке, а о чем-то куда более серьезном. В следующих главах я попробую объяснить, почему бывшие гиганты отрасли теперь забыты, какие игроки международного уровня страдают от влияния Facebook, какие специализированные компании формируются в тени виртуальной сети. Кроме того, на примере Австрии я продемонстрирую, как маленький стартап местного масштаба перешел в зависимость от интернет-гиганта.
Споткнувшиеся гиганты
Пользователи виртуальных социальных сетей уделяют много внимания своим профилям, строят виртуальный крут друзей, заводят новые знакомства. Часть своего общения, в основном необязательного, они перекладывают на «дружеские» платформы, начинают пользоваться ими все больше и в конце концов воспринимают эти сайты как составную часть своей ежедневной социальной жизни. Но ничто не вечно под луной. Более того, как мы видим с высоты нашего сегодняшнего опыта, большие виртуальные соцсети жили, как правило, совсем недолго. Три важнейших примера упадка таких сайтов — Friendster, Bebo и MySpace. Все трое были в Интернете феерическими новичками, достигли зенита славы и быстро начали сдавать позиции, как будто им это даже нравилось.
Friendster никогда не играл существенной роли в Центральной Европе, однако, можно сказать, стал прототипом всех используемых сегодня виртуальных социальных сетей. Его основатель, калифорниец Джонатан Абрамс, к сожалению, отказал мне в интервью для этой книги. Как поведал мне один инсайдер (цитирую), «он думает, что изобрел социальные сети». Так это или нет, очевидно, что Абрамс, работавший в Маунтин Вью, неподалеку от Сан-Франциско, хотел превратить Friendster в альтернативу Ryze — сайта, который специализировался на бизнес-контактах.
Первые несколько лет после старта, который произошел в марте 2001-го, Friendster быстро добивался успеха. Уже через полтора года после его основания в сети был зарегистрирован миллионный пользователь — об этом пишет венская ученая, специалист по коммуникациям Мартина Мара в своей книге «Нарцисс в киберпространстве» (Narzissim Cyberspace, VWH, 2009). СМИ взяли новый тренд на заметку, и это оказалось на руку Friendster — он тут же попал в высшую лигу.
Предложение о покупке проекта от Google, оценившего сайт в 30 миллионов долларов, должно было выбить Абрамса из колеи. К тому же влиятельный американский журнал о фильмах, музыке и поп-культуре Entertainment Weekly выбрал его в качестве Friendliest Man Of The Year (самого дружелюбного человека года) — эта странная номинация, видимо, означала, что социальная сеть стала мейнстримом. Последовавший за этим интерес к Friendster стал для самого ресурса камнем преткновения. Успех сайта был подобен яркой вспышке — он в одночасье перешел границу в 50 миллионов пользователей, но это-то и имело фатальные последствия.
Такого натиска не ожидал даже сам Абрамс. Серверы постоянно выходили из строя из-за невероятного количества запросов, что, конечно же, совершенно не нравилось пользователям. Ресурс, который не всегда был доступен и на котором нужно было целую вечность ждать обновления страницы, не мог надолго удержать пользователей. Когда Facebook во время своей экспансии во все большие университеты испытывал похожий по силе натиск, Марк Цукерберг и его маленькая на тот момент команда больше всего заботились о том, чтобы иметь достаточно мощные серверы. Никто не хотел повторить печальную судьбу Friendster.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социальная сеть. Феномен Facebook"
Книги похожие на "Социальная сеть. Феномен Facebook" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Якоб Штайншаден - Социальная сеть. Феномен Facebook"
Отзывы читателей о книге "Социальная сеть. Феномен Facebook", комментарии и мнения людей о произведении.