Дмитрий Фролов - Советско-финскй плен 1939-1944

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Советско-финскй плен 1939-1944"
Описание и краткое содержание "Советско-финскй плен 1939-1944" читать бесплатно онлайн.
Монография профессора Д. Д. Фролова, работающего в Национальном архиве Финляндии, представляет уникальное научное исследование проблем захвата, содержания и возвращения советских и финских военнопленных двух войн ХХ столетия. Книга основывается на реальных фактах, полученных прежде всего в результате кропотливого изучения архивных материалов, многие из которых публикуются впервые, привлечена обширная историография.
При анализе имеющихся в нашем распоряжении протоколов допросов финских военнопленных становится очевидным, что задававшиеся вопросы выходили за рамки просто добывания информации военного характера. Одновременно с этим я считаю, что протоколы исполняли и функции регистрационного учета пленных, так как содержали вопросы, помогающие установить политические симпатии пленных финнов. Наряду с этим значительная часть информации, полученной в результате опросов пленных, использовалась в пропагандистской работе, направленной против частей финской армии на фронте. Однако, говоря о протоколах допросов финских военнопленных периода Зимней войны, необходимо отметить, что работа по их поиску предстоит еще очень большая. Это связано с тем, что по прошествии более чем шести десятилетий достаточно сложно определить полный объем данного массива исторических документов и восстановить картину обстоятельств пленения и дальнейшую судьбу военнослужащих финской армии, попавших в плен во время советско-финляндского конфликта 1939–1940 годов.
Протоколы допросов советских военнопленныхК большому сожалению историков, в финских архивах практически не сохранилось протоколов допросов советских военнопленных этого периода. Мы располагаем лишь фрагментами и отрывками, то есть «выжимками» из протоколов, посвященных тому или иному событию.
Впрочем, судя по имеющимся в нашем распоряжении «Инструкциям по допросу военнопленных», финны достаточно серьезно подходили к этому вопросу. Да и сами красноармейцы, вернувшись в СССР, на допросах в НКВД показывали, что их допрашивали часто и тщательно. Особое внимание уделялось командирам и политработникам, так как они, несомненно, располагали большей информацией о планах командования РККА, чем рядовые бойцы.
Возвращаясь к упомянутым уже «Инструкциям по допросу военнопленных», надо отметить, что у финнов был вполне профессиональный подход. Инструкции были разработаны практически для всех родов войск: авиации, пехоты, артиллерии, бронетанковых соединений и даже флота.
Допросный лист состоял из нескольких разделов и подразделов. На примере инструкции по опросу летчиков рассмотрим его более подробно. Итак, как правило, допросный лист содержал следующие вопросы:
1. Общая часть.
— Личные сведения.
— Задача пилота и ее исполнение.
Вопросы о дислокации авиационных баз и аэродромах для ремонта.
2. Специальная часть. В ней, в зависимости от воинской специальности летчика, были сформулированы разные вопросы:
— пилотам,
— вопросы для пилотов истребительной авиации,
— для экипажа бомбардировщика,
— для экипажа разведывательного самолета,
— специальная группа вопросов для стрелков-радистов самолетов.
Ниже приведу в качестве примера выдержки из инструкции по опросу летчиков. Орфография и стиль документа сохранены.
«А. Личные сведения.
Фамилия, военный чин и служебное положение (пилот, наблюдатель, пулеметчик, радист, ком. эскадрильи (ком. отряда), нач. звена, полит. комиссар).
Время и место рождения. Образование и гражданское звание.
Когда вступил на военную службу. Военная и летная служба?
Откуда вы улетели? Когда и откуда вы прилетели?
Где, когда и как попали в плен? Тип самолета.
Фамилии и военные чины остального экипажа самолета.
Номер и состав эскадрильи. Фамилии командира, начальника штаба и политического комиссара.
Номер, состояние полка и название его. Фамилии командира, начальника штаба и политического комиссара.
Номер, состояние и название бригады. Фамилии командира, начальника штаба и политического комиссара.
Б. Задача и ее исполнение.
С какого аэродрома и когда (час) самолет поднялся последний раз? Указать на карте.
Какая задача дана самолету? Кто дал ее? Кто был начальником самолета? Сколько самолетов участвовало в исполнении задачи?
Количество бомб и патронов, нагруженных на самолет, и их разновидности?
Маршрут полета, высота и вид полета (также планированное продолжение)?
Входные ворота (прилет и отлет). Высота полета в входных воротах. Лозунги. Нумерация ворот?
Объекты атаки. Цели бомбардировки и пулеметного огня. Высота атаки. Сколько различных бомб на каждую цель и на каждую цель пулеметный огонь? Сколько самолетов сбросило бомбы или выстрелило в ту же самую цель?
Какие указания касающиеся бомбардировки и стрельбы получили и от кого?
Участвовал ли пленный или тот же самолет в предыдущих атаках и каких местностей?
Собственное мнение пленного о действиях бомбардировки и пулеметного огня в данном случае?
Почему бомбардировщик обстреливал (не военные) объекты и мирных жителей, несмотря на то, что международные соглашения запрещают это делать и каждый человек отлично понимает мирный характер объекта.
А. Пилотам задаются следующие вопросы:
В какой авиашколе учились и когда?
Сколько летных часов имели в школе? (сколько часов пролетали на самолетах У, Р-5, С и др?)
Сколько летных часов имеете в настоящий момент?
Сколько часов пролетал и а) в январе? б) в феврале?
Сколько часов пролетали на вашем последнем самолете (который употребляли в последнее время). На каких других самолетах совершали полеты?
Совершает ли ваша эскадрилья ночные и слепые полеты? Производятся ли ночные полеты только в лунное время? Могут ли все пилоты вашей эскадрильи летать в тучах?
Сколько летных часов имеет самолет вашей эскадрильи среднем в месяц?
Вопросы, которые задаются экипажу бомбардировщика.
Какие сведения имеете о целях и запасных целях бомбардировки?
Где имеется зенитная артиллерия и пр. зенитное вооружение?
С кем имеете радиосвязь во время полета?
Как вам приказано действовать в случае, если ваш самолет будет вынужден снизиться на стороне противника и экипаж уцелеет? Как должны поступать другие самолеты, если ведущий сделал вынужденную посадку напр. на льду озера?
Что ваше начальство сообщает о тех многочисленных самолетах которые не вернулись с полета? Что Ваши товарищи думают о них?
По какой причине на многих аэродромах имеются самолеты ТБ-3?
Какие полеты совершали на самолете «ДС-3» (Дуглас)?
В каком снегу самолеты СБ и ДБ могут двигаться на колесах?
Какого типа самолеты можно грузить 1000 килограммовыми бомбами.
О существовании каких газовых бомб Вы слыхали?
Слыхали ли Вы, что бы самолеты, поднявшиеся с Вашего аэродрома делали вынужденную посадку на своей стороне, или же близь Вашего аэродрома?
Знаете ли вы такие случаи, чтобы в спустившихся самолетах имелись раненые и убитые пулеметчики, радисты?
Какова причина того, что многие бомбометающие самолеты израсходывают во время боевых полетов весь свой запас бензина?
Сколько самолетов по Вашему мнению у Вас предназначено для войны с Финляндией а) сколько СБ-машин, б) сколько ДБ-машин и в) сколько ТБ-3 машин?
Пилоту истребителя предложить следующие вопросы:
Те самые вопросы, которые предлагаются всем пилотам, а кроме того еще следующие:
Практический потолок вашего самолета? Потолок других самолетов (модели: И-15, И-16, И-153 «Чайка»)?
Который по Вашему мнению лучше И-16 или же И-153? По каким особенностям?
Что означает например: И-15 «Химмашинa»?
Какие типы истребителей у Вас в употреблении и какие изготовляются? Получаете ли пополнение новыми машинами в замен потерпевших аварии или сбитых самолетов»[99].
Кроме того, финские власти интересовались вопросами противодействия зенитной артиллерии авианалетам советской авиации. Как оценивали русские пилоты огонь финских зениток? Был он эффективен или нет. Как правило, большинство летчиков были низкого мнения о подготовке финнов.
Помимо четко фиксированных вопросов, которые присутствуют в опросных листах, советским военнопленным предлагалось написать и в «вольной форме» обстоятельства пленения, и состояние их боевого подразделения. В качестве примера позволю себе предложить читателям выдержку из протокола допроса перебежчика Александра Семихина. Сразу оговорюсь: данные, которые он привел в нем, не могли быть использованы финнами, так как Семихин перешел на финскую сторону уже после окончания боевых действий.
Итак:
«Командный состав 420 ГАП
Комполка — майор Осипов, комиссар — бат. ком. Будков, нач. штаба — кап. Азаров, помкомполка по мат. обесп. инт. 3 ранга Бельский, помначштаба по строевой ст. л-т Кузнецов, нач. боепитания — техник инт. 3 ранга — Кочерга, начтехчасти — капитан Синицын, начсанслужбы — военврач 3 ранга Шилок, нач. связи — ст. л-т Кононов, нач. разведки ст. л-т Подосиник, начпрод — мл. л-т Стротович, комбат транспорта — ст. лт. Ливадин, п-к — м. п-к Плотников, комбат штабной л-т Беседин, п-к — м. п-к Марьянков. Комендант — мл. лт. Марусов. отсекр. партбюро — ст. п-к Антонов, инструктор. проп. ст. п-к Быбков, отсекр комс. бюро мл. п-к Гузынин (? — Д. Ф.). 420 ГАП 2х дивизионного состава. 1 Д-н 122-мм на конной тяге. Орудие с приц. Зар. Ящиком тянет 6 лошадей. 2 Д-н 152-мм на тракторах. Орудие с прицепом тянет трактор «Сталинец» 1 Д-н имел запасн. зар. ящики распределенные по батареям. Дивизион имеет 3 батареи. Батарея имеет 4 орудия. Дивизионы имеют батарею Управления Дивизионом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Советско-финскй плен 1939-1944"
Книги похожие на "Советско-финскй плен 1939-1944" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Фролов - Советско-финскй плен 1939-1944"
Отзывы читателей о книге "Советско-финскй плен 1939-1944", комментарии и мнения людей о произведении.