Артемидор - Сонник (Онейрокритика)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сонник (Онейрокритика)"
Описание и краткое содержание "Сонник (Онейрокритика)" читать бесплатно онлайн.
Сонник (`Онейрокритика`) явился первой в своем роде попыткой привести в единую систему многочисленные верования, связанные с толкованием снов и оказал значительное влияние на формирование средневековых представлений о природе сновидений. Непреходящее значение труда Артемидора подтверждается еще и тем, что даже в XX столетии к помощи этой книги имели обыкновение прибегать многие выдающиеся авторы, в числе которых необходимо упомянуть Зигмунда Фрейда, Алексея Ремизова и Даниила Хармса.
Афродита Морская, судя по наблюдениям, к добру корабельщикам, кормчим, всем мореплавателям и всем, кто собирается в странствие (ибо море всегда в движении); а кто предпочитает не странствовать, а сидеть на одном месте, тех она понуждает к движению. Афродита Встающая из волн (Анадиомена), предвещает для плывущих сильную бурю и крушение; однако они спасутся, и дела их из отчаянного положения выправятся. Всегда к добру считается, если она является нагая до пояса, ибо тогда ее груди, источник питания, открыты и на виду. Но если она всем телом нагая, то это к добру только для гетер и означает им заработок, во всем же остальном предвещает срам.
Гефест означает обычно то же самое, что и огонь, а кроме того лишь выводит на свет тайное, особенно же любовные измены, в соответствии с рассказом о нем [174]. Он к добру для всех рукодельщиков, а также для тех, кто хочет жениться и жить вместе,- ибо мехи дышат в лад, а железо сковывается воедино.
Тиха, стоящая на шаре [175], не к добру никому, ибо такое основание опасно. С кормилом в руке она предвещает движение, ибо без движения и кормило ни к чему. Сидящая и лежащая она всегда к добру - ибо такое положение показывает устойчивость и прочность. Чем она видится красивее и наряднее, тем это больше должно считаться к лучшему. Впрочем, некоторые говорят, что когда Тиха видится убранной очень уж нарядно, и не в виде статуи, а в подлинном своем виде, то это означает бедность - словно она в заботе о себе не успевает заботиться о людях; и наоборот, в простом и небрежном виде она предвещает богатство и роскошь, явным образом помышляя не о себе, а о других людях. Но мне кажется, что эти рассуждения не основательны, ибо Тиха сама и есть не что иное, как имущество сновидца.
Пейто (Убеждение), Хариты, Оры, нимфы к добру всем и во всем; но Аристобула (Благосовестность) и Евномия (Благозаконие) означают то же, что и Немесида.
Гестия и ее статуи означают для должностных людей [176] совет и поступление доходов; для простых людей - собственную жизнь; для правителя и царя - полноту их власти. Переходим к истолкованию морских и речных богов.
38. Посейдон, Амфитрита, Нерей, Нереиды, как в собственном виде, так и в виде статуй, если они спокойны, не говорят и не делают ничего дурного, будут к добру всем, кто живет морским доходом или собирается странствовать; не менее благоприятны они и к прочим начинаниям, особенно же полезны, судя по наблюдениям, для тех, кто имеет дело с толпой. Если же они неспокойны, движутся, говорят, делают, испытывают или грозят сделать что-нибудь дурное, то значение этого - противоположное вышесказанному. Часто они предвещают также ливень и землетрясение.
Левкофея к добру для всех, кто живет морским промыслом, в остальном же - не к добру и означает горе и страдание, потому что такой о ней рассказ [177]. Протей, Главк, Форкий и окружающие их божества означают хитрости и обманы, потому что они легко меняют свой вид; к добру они только для гадателей.
О Море и Волнах я уже упоминал в этой книге, говоря о мореплавании. Берега означают надежду и спасение для изнемогающих - ибо те, кто средь сильной бури увидит берег, чувствуют сладостнейшую надежду на спасение. Реки, пруды и водяные нимфы к добру для рождения детей; подробности об этом я изложил в предыдущей книге. Ахелой означает то же, что реки и всякая пресная вода, но сбывается этот сон с большею силою.
Сказавши, что мог, обо всех вышеназванных, скажу, что осталось, о богах подземных и об окружающих их.
39. Плутон и Персефона к добру для тех, кто в страхе, потому что они царствуют над теми, кто уже не знает страха. К добру и для бедных, означая богатство и прибыль, так как подданные их ни в чем не нуждаются. К добру и для задумавших купить землю, и для стремящихся к власти, потому что эти боги властвуют над множеством подданных. К добру они, как замечено, и для дел таинственных и несказуемых. Но когда они угрожают или делают что-нибудь страшное, то значение их противоположно.
Деметра, Кора и тот, кого именуют Иакхом, означают добро, и притом немалое, для тех, кто посвящен в таинства подземных богинь; для непосвященных же это сулит сперва страх и опасность, а потом все-таки и что-то доброе. Земледельцам и задумавшим купить землю этот сон к добру, так как предвещает владеть землею и быть ей хозяином. Для больных он сулит поправление и выздоровление, ибо эти богини суть подательницы причины всех полезных людям злаков, а мертвые этих злаков не вкушают. Мудрые люди говорят даже, что Деметра вообще значит то же, что земля, так как земля именуется и "хлебодарной", и "жизненосной", и "живодарной" (ζείδωρος, φερέσβιος, βιόδωρος) [178]. Деметра в отдельности благоприятна и для брака, и для других начинаний, Кора же - нет: это следует из повествования про нее [179]. Нередко Кора наводит опасность и на зрение сновидца: это - в силу своего имени, так как "корою" называется также и глазной зрачок.
Сарапис, Исида, Анубис, Гарпократ - и сами, и кумиры их, и таинства их, и все рассказы о них и о других богах, разделяющих с ними храмы и алтари, означают смуты, опасности, угрозы и трудности, из которых они спасут лишь негаданно, когда утрачена уже всякая надежда, ибо эти боги всегда почитаются спасителями тех, кто дошел до крайности и предельной опасности; а кто и сам уже в такой беде, тем это означает немедленное избавление. В особенности же предвещают страдание их таинства - ибо даже если природный смысл означает иное, то мифологический и повествовательный - именно это.
Подземная Геката, Эринии и окружающие их демоны даже для праведников означают страх, а для обидчиков и преступников - смерть. Так называемая Матерь богов означает то же, что и они, а кроме того сама по себе предвещает смуту, страдание и разоблачение тайн; только земледельцам-крестьянам она к добру, потому что считается, что она есть Земля. Страх и Ужас, Аресовы сыны, а равно и сам Арес на пользу только полководцам, воинам, гладиаторам, разбойникам и всякого рода игрокам; а для всех остальных они означают борьбу и ущерб, или сами этому причина.
Океан и Тефия к добру только для философов и гадателей, как о том уже было сказано; для остальных же они несут лишь огорчения, кроме разве тех, кто живет при океане.
Крон и Титаны для преступников означают заточение, а для обидчиков - препятствия в достижении цели, но для дел сокровенных они к добру. Для брака они не благоприятны, и детей они не сулят.
Природа, Рок, Провидение (или какие еще есть этому равнозначные имена) всем предвещают добро, кроме лишь больных; а больным - смерть, если только божество не молвит ничего благовещего.
Изваяния богов имеют тот же смысл, что сами боги. К добру, когда они изготовлены из вещества прочного и неразрушающегося - например, из золота, серебра, меди, слоновой кости, камня, янтаря или эбена; хуже, а иногда совсем не к добру, когда из иного вещества - из земли, глины, обожженной глины или воска; а также нарисованные изображения и тому подобное. Далее, какие боги снятся к добру, сами ли, в виде ли статуй, те и статуи к добру видеть неповрежденными и неразбитыми; а какие снятся не к добру, те и статуи к добру видеть уничтоженными.
40. О героях и демонах надобно ли здесь говорить? Они означают то же самое, что и боги, как к добру, так и не к добру, только в меньшей степени. Нужно только помнить, что каждый из них должен быть в свойственном ему облачении, не менять его, не снимать его, не являться в простом виде или без положенного оружия,- иначе их значение, как доброе, так и худое, окажется обманным и ложным.
41. Земля колеблющаяся означает, что поколеблется жизнь и дела сновидца; а земля трясущаяся, разверзающаяся или проваливающаяся всем предвещает беду и гибель: или самим, или их имуществу. Сподручно и благоприятно это, судя по наблюдениям, только для собравшихся в путешествие и для страдающих от долгов: пропасти и обвалы показывают, что сновидец уже не там стоит, где стоял, а стало быть, освобождается от долгов и заточения.
О предметах, пропущенных в наших двух книгах, излишне говорить, потому что о неописанных надобно судить по аналогии с описанными. Тем не менее я кое-что скажу и о них.
42. Лестница означает странствие и перемену мест, а ступеньки ее - также и возвышение к успеху, а по мнению некоторых - еще и опасности.
Сковорода означает убыток, а также жену-лакомку.
Жернов означает быстрое избавление от трудностей и неприятностей, а также преданного слугу.
Ступа означает женщину, а пест - мужчину.
Петух в доме бедняка означает хозяина, а в доме богача - домоправителя, потому что он поднимает весь домашний люд на работу.
43. Яйца на пользу врачам [180], живописцам и всем, кому они приносят доход. Для остальных же яйца, когда их немного, означают прибыль, потому что они питательны, а когда их много - то заботы, печали и нередко даже тяжбы, потому что из яиц выходят куры, которые всюду копаются и добывают спрятанное.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сонник (Онейрокритика)"
Книги похожие на "Сонник (Онейрокритика)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Артемидор - Сонник (Онейрокритика)"
Отзывы читателей о книге "Сонник (Онейрокритика)", комментарии и мнения людей о произведении.