Артемидор - Сонник (Онейрокритика)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сонник (Онейрокритика)"
Описание и краткое содержание "Сонник (Онейрокритика)" читать бесплатно онлайн.
Сонник (`Онейрокритика`) явился первой в своем роде попыткой привести в единую систему многочисленные верования, связанные с толкованием снов и оказал значительное влияние на формирование средневековых представлений о природе сновидений. Непреходящее значение труда Артемидора подтверждается еще и тем, что даже в XX столетии к помощи этой книги имели обыкновение прибегать многие выдающиеся авторы, в числе которых необходимо упомянуть Зигмунда Фрейда, Алексея Ремизова и Даниила Хармса.
Далее, следует обращать внимание и на сосуды. Золотые, серебряные или глиняные сосуды означают для всех добро и надежную безопасность, потому что золото и серебро прочны, а глина всегда рядом с нами. Роговые сосуды тоже к добру, потому что они старинные и не бьются; стеклянные же не к добру и предвещают опасности, ибо стекло хрупко, и разоблачение тайн, ибо оно прозрачно. Есть также и другое толкование, тоже правильное - что сосуды означают тех, кто подходит с поцелуями; стало быть, если сосуд разобьется, то кто-нибудь из таких родственников умрет, а если человек одинок, то смерть грозит ему самому; я и сам наблюдал такое. Для мореплавателей разбитый сосуд означает крушение. Это старое толкование; а в недавнее время, говорят, часто сбывается вот какой сон. Есть среди сосудов один узкогорлый, недавно выдуманный; так вот, если он разобьется, то это сулит избавление от стеснения и гнета.
67. Переходя к сухой пище, мы начнем с овощей.
Овощи, которые, будучи съедены, сообщают свой запах, означают разоблачение тайн и ненависть окружающих: таковы редька, цикорий, рубленый порей. Овощи, которые очищают и едят сырыми, означают убыток из-за этой утраты лишнего: таков салат и тому подобное. Артишок[68] означает горе, потому что он колючий и с шипами, а также безработицу; потому что он непитательный.
Белая свекла, мальва, щавель, конский щавель и лебеда к добру только для должников, потому что они прослабляют желудок и выводят испражнения; а желудок и внутренности у нас подобны взыскателям-заимодавцам. Напротив, корнеплоды, морковь и другие съедобные овощи означают пользу для всех, кроме тех, у кого тяжба за землю - потому что вырывают их из земли вместе с корнем.
Капуста ни для кого не бывает к добру, особенно же она в пагубу трактирщикам, виноградарям и Дионисовым актерам, потому что только вокруг капусты не может обвиваться виноградная лоза.[69] Из так называемых белых овощей репа, брюква и тыква означают несбыточные надежды, потому что они толстые и непитательные; для больных они означают хирургические операции, а для путешествующих - раны от железа, потому что эти овощи едят нарезанными. Огурцы же нарезанные к добру для больных, потому что они оттягивают воду. Дыни (πέπονες) к добру для дружеского и любовного соединения, поэтому употребляют обращение πέπον в смысле "милый", но такой сон не благоприятствует, потому что о расслабленности тоже говорят πέπον.
Есть лук и чеснок не к добру, а иметь к добру. Только для больных лук означает разное. Именно здесь Александр Миндский[70] сильно заблуждался, так и не сумев разобраться; я же скажу так: если больной во сне будет есть много лука, то он выздоровеет, но оплачет кого-нибудь другого, если же будет есть мало, то умрет. В самом деле, кто умирает, тот плачет мало, а кто оплакивает, тот много, потому что проливает слезы долго.
68. Все стручковые овощи - не к добру; исключение - только горох, по причине своего названия (πίσον), означающего убеждение (πειθώ): особенно он благоприятен кормчим и ораторам, потому что кормчих будут слушаться кормила, а ораторов судьи. Бобы молотые и натуральные означают ссору: одни, потому что молотые, а другие, потому что от них бывают дурные ветры; и не только поэтому, а еще и потому, что бобы отлучены от всего праздничного и священного.[71] Чечевица означает горе, а ячменный отвар - усталость, потому что чечевица и ячмень трудно размалываются. Просо, просянка и полба означают нищету и лишения и к добру лишь для тех, кто кормится от народа. Хрящевик и козляк, поскольку съедобны, постольку полезны, но поскольку выращивать их трудно, постольку означают непомерные труды, а для бедняков - болезни. Сесам, льняное семя и горчица к добру только для врачей, остальным же сулят тяжкие труды и разоблачение тайн.
69. Хлеб есть во сне хорошо такой, к какому привык: бедному человеку подобает хлеб непровеянный, богатому провеянный. Если не так, то это не только не к добру, но даже к худу, ибо означает для бедняка болезнь, а для богача нужду. Ячменный хлеб для всех к добру, потому что он, говорят, был людям первой нищей и получен был в дар от самих богов.[72] Крупа пшеничная и ячменная означает то же, что и хлеб, только в меньшей степени.
70. Мясо, когда его едят и готовят, по опыту считается к добру, за немногими лишь исключениями. А именно, баранина означает неприятности и слезы в доме, потому что овцы суть не что иное, как люди.[73] Говядина не к добру, потому что трудно расколачивается, и означает малые заработки, потому что дешево стоит, а для рабов - наказание, потому что бичи делаются из бычьей кожи. Козлятина, судя по опыту, хороша для тех, кто попал в непогоду, потому что коза, χίμαιρα, подобна своим именем непогоде, χειμών, и когда ее режут, то уносит с собою эти бедствия; для остальных она без пользы, а костлявостью своей сулит мелкие заботы. Но лучше всего свинина, и понятно: пока свинья жива, человеку от нее нет никакой пользы, но когда ее зарежут, то нет мяса вкусней,- остальные же твари все лучше живые, чем зарезанные. И вовсе хорошо - видеть, будто ешь свинину жареною, потому что здесь к благополучию прибавляется быстрота в виде огня; мясо, просто вареное, означает такое же благополучие, но не так скоро. Мясо, приготовленное точно так же, но руками поваров, предвещает то же благополучие, но с расходами и не без неприятностей. Совсем нехорошо есть сырое мясо - это предвещает лишиться какого-то имущества, потому что желудок наш не переваривает сырого мяса.
Но гораздо лучше всего, по моим наблюдениям, видеть во сне, будто ешь человечье мясо,- если только это не мясо родственника или знакомца, потому что кто ест мясо родственника, тот этого родственника похоронит и сам после съеденного недолго будет жить, ибо это знак великой нужды, которая бывает от войны и голода и которая одна может довести человека до подобной пищи. Ужаснее всего есть мясо собственного сына: это предвещает близкую погибель, кроме лишь тех случаев, когда поедаются те части тела, которыми сын зарабатывает на жизнь: ноги бегуна, руки ремесленника, плечи борца, ибо такой сон обещает сыну прибыль, а отцу от этого выгоду. А есть мясо посторонних людей - к добру, потому что когда люди наживаются друг от друга, то этим в некотором роде поедают друг друга. При этом всегда лучше есть мясо мужчин, чем женщин, и мясо детей, чем стариков.
Есть гусятину и дичь к добру для всех: дичь предвещает выгоду от женщин и от судов (потому что птицы произошли из превращенных женщин или потому, что птицы ласковы, а гуси - от мужчин-хвастунов). Есть мясо всякого зверя тоже к добру: это предвещает выгоду от имущества своих врагов, а каковы эти враги, на то указывают вид и порода поедаемого животного. Об этом я еще буду говорить в разделе об охоте. Есть рыбу тоже к добру, особенно жареную, но также и приготовленную иным образом; нехороша только мелкая рыба, потому что в ней больше костей, чем съедобной мякоти, и это означает не выгоду, а только ссоры с домашними и неоправдавшиеся надежды. Но и о рыбах я буду говорить подробнее в разделе о рыболовстве.
71. Мясо засоленное и просоленное означает промедления и проволочки в делах, потому что солью мясо сохраняется надолго; а во всем остальном- томление и тоску и нередко даже болезнь, потому что от соли мясо мякнет.
72. Пироги без сыра - к добру, а пироги с сыром означают хитрости и козни, так же как и сыр сам по себе. Пироги с толченым сесамом и с медом к добру для всех, особенно у кого дела в суде, потому что в старину медовый пирог был наградою за победу.[74] О других печеньях, какие бывают на праздниках и при жертвоприношениях, толкования нужно делать по смыслу праздника. Что же касается каперсов, оливок, всяких заготовленных впрок овощей, каши с пряностями и тому подобного, то об этом я намеренно умалчиваю, ибо ясно, что к добру это быть не может.
73. Яблоки весенние, сладкие и зрелые, видеть и есть - к добру: это обещает любовные утехи (особенно для тех, кто думает о жене или любовнице), потому что яблоки эти посвящены Афродите.[75] Кислые же яблоки означают ссоры и раздоры, потому что посвящены Эриде. Яблоки зимние, так называемые кидонские, означают горе, потому что вкус у них терпкий.
Миндаль и орехи со скорлупою толстой, тонкой и всякой, которую нужно раскалывать, означают смуту, потому что трещат, и горе, потому что вкус у них горький. Я знал одного человека, пользовавшегося в Греции большим почетом: ему приснилось, что кто-то дает ему орех, он проснулся, и этот орех был у него в руке: а потом, после многих неприятностей, он оказался лишен гражданских прав.
Смоквы в свойственную им нору бывают к добру, а в несвойственную означают обиды и ябеды, потому что ябеда в старину называлась "сикофантством". Кто работает под открытым небом, для тех светлые смоквы означают добрую погоду, а черные - ненастье и ливень, для остальных же смоквы о погоде ничего не предсказывают.
Виноградная гроздь бывает к добру и в пору винограда и не в пору, ибо означает выгоду, обычно - от женщин или через женщин; светлый виноград- явную выгоду, а темный - тайную. Гранат означает раны - по причине своего цвета и пытки - но причине острых шипов, и рабское подчинение - по смыслу элевсинского сказания[76] Персики, абрикосы, черешни и прочие плоды, кроме лишь тутовой ягоды, означают в урочную пору удовольствие и обман, а в неурочную пору - напрасные труды. Тутовая же ягода означает то же самое, что и гранат; а тутовое дерево означает род сновидца, и когда оно в цвету, то это к добру, а когда оно выкорчевано, то это к погибели всего рода. Груши садовые бывают к добру, потому что и при хранении они не портятся и тотчас после сбора годятся не только в пищу, но и на сок: я знаю таких, которые приготовляют из них напиток.[77] Лесные же и дикие груши к добру только для земледельцев, а остальным не сулят ничего приятного.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сонник (Онейрокритика)"
Книги похожие на "Сонник (Онейрокритика)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Артемидор - Сонник (Онейрокритика)"
Отзывы читателей о книге "Сонник (Онейрокритика)", комментарии и мнения людей о произведении.