Борис Ковальковский - В небе Кавказа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "В небе Кавказа"
Описание и краткое содержание "В небе Кавказа" читать бесплатно онлайн.
Эту книгу написал Борис Тимофеевич Ковальковский — участник Великой Отечественной войны, офицер запаса.
Более десяти лет он занимался поисками материалов о летчике-истребителе, Герое Советского Союза Николае Ефимовиче Лавицком, погибшем в небе Гудермеса в горящем самолете, не допустившем падения боевой машины на город.
Партийное бюро решило рекомендовать партийному собранию принять Николая Ефимовича Лавицкого кандидатом в члены Коммунистической партии.
Лавицкий вышел из душной комнаты на крылечко. Достал из портсигара «гвоздик». Закурил. Было тихо. Ничто в этот вечер не напоминало о войне.
А вскоре состоялось партийное собрание, на котором коммунисты приняли кандидатом в члены партии летчика-истребителя, командира звена 45-го истребительного авиационного полка лейтенанта Николая Ефимовича Лавицкого.
Председатель партийного собрания пожал ему руку и сказал:
— Вас вызовут в политотдел.
В эти дни Николай чувствовал необыкновенную окрыленность. Хотелось петь. Он брал в руки баян. Мелодия сменяла мелодию. И приходили воспоминания. «Где ты сейчас, Женька Селезнев, наш первый комсомольский секретарь? А ты, Михаил? На каком фронте деретесь? Писали, что Михаил ранен».
Дни леченья проносятся мимо,
И дружку произведен ремонт.
И опять оба тезки Максима
Возвращаются вместе на фронт.
Песня словно бы говорила о всей фронтовой жизни, о друзьях, воевавших на земле, в небесах и на море.
— Хорошая песня! — За спиной раздался голос Виктора Масихина. — Но петь придется во время выступления самодеятельности. А сейчас командир приказал прибыть всем летчикам на КП. Ознакомление с приказами, с телеграммами.
Таков уж здесь был порядок: командование постоянно информировало летчиков о происходящих событиях.
На командирской учебе они знакомились с приказами по дивизии, армии, корпусу, с которыми 216-я смешанная авиационная дивизия взаимодействовала, поддерживая войска в оборонительных и наступательных операциях.
Одна из телеграмм особенно запомнилась Николаю. Датированная 24 августа 1942 года, она была передана из штаба 9-й армии на имя командира дивизии: «Вручить немедленно. Атака танков — отбита. Военный совет соединения Коротеева объявляет благодарность всему летному составу, участвовавшему в отражении танковой атаки. Сообщить всему личному составу».
Последний приказ гласил о перебазировании авиационного полка в район Аджекабула, под Баку.
— Помнишь, Николай, — сверкнул белоснежными зубами Василий Сапьян, — снижаясь до бреющего полета, мы видели, как радостно махали пилотками пехотинцы; здорово, что мы в авиации!
— Здорово-то здорово, ты часто об этом толкуешь, — возразил Лавицкий. — Но вот уходить с фронта нежелательно. Обленишься.
— А что ж, будем воевать на самолетах старых конструкций? — ввернул Сапьян. — Приказы не обсуждаются, а исполняются. И зачитаны они для исполнения.
— Да я не об этом. Когда втянешься в бой, свыкнешься с фронтовой обстановкой, честно сказать, не хочется уходить. А в тылу появляется растренированность — страшная штука.
Сапьян ничего не ответил. Только про себя подумал: «И в этом весь Николай. Боевая обстановка для него вполне естественна. Вот теперь в партию его принимают, настоящим коммунистом он будет».
Ах, Кубань, ты — наша родина!
Седой старик, чем-то очень напоминавший Николаю собственного отца, долго смотрел подслеповатыми глазами на летчиков, потом подошел и сказал:
— Вот вы и вернулись, а мы вас так ждали! — И заплакал. А когда успокоился, пригласил: — Зашли бы вы, хлопцы, ко мне в хату, милости просим!
— Некогда! Некогда, отец! В другой раз!
— Жаль, очень жаль! Но я все-таки буду ждать!
— Вот видишь, как мы нужны людям, — сказал Николаю командир эскадрильи капитан Шаренко. — Истосковались они по родной армии-защитнице.
Лавицкий подметил, что капитан говорит словами призыва, с которым обратился Военный совет фронта к бойцам и офицерам. В этом призыве указывалось, что освобождение Северного Кавказа приведет к коренному улучшению положения нашей армии.
В начале 1943 года обстановка на Северном Кавказе несколько улучшилась. Этому способствовала победа наших войск и разгром крупной гитлеровской группировки под Сталинградом. Однако напряжение воздушных боев на Кубани не спадало, хотя часть авиации гитлеровские генералы перебросили с Кавказа под Сталинград.
Друзья вспоминали о подвигах их товарищей, об ударах по моздокской группировке противника.
— А помнишь, Коля, как наше командование обхитрило фрицев?
— Это когда они клюнули на макеты наших танков?
— Вот именно! Здорово получилось. Ох, и бомбили они тогда наш ложный передний край на Терском хребте. Да еще хвалились в печати своими успехами.
— Да почему же было не бомбить! Ведь с воздуха им прекрасно виделась такая картина: почти сотня танков грузилась на платформы на станциях Серноводск и Грозный. Их везли на Карабулак и там выгружали. Сделано было все чин-чином. Тут сами мы могли ошибиться.
— Ну, допустим, сами-то мы не прохлопали. Летаем ниже, видим лучше!
— И все-таки были случаи. Помнишь, как мы чуть не приземлились на аэродроме под Грозным? Только когда опустились, увидели, что аэродром-то ложный. Всюду были макеты — и самолеты, и заправочные машины, и землянки.
— А как же? Забыть это невозможно. И спасло нас то, что аэродром был в сплошных воронках. Постарались фрицы. Кстати, как ты сказал: «Везли на Карабулак!»
— Да. Карабулак. Карабулаки — такое было давно вымершее племя. В переводе с русского это слово означает — черный родник. Нефти, говорят, здесь много: Испокон веков черпали ее из колодцев, смазывали ею колеса, даже лечили больных.
* * *Назревали новые бои.
Распутица на Кубани и связанный с нею выход из строя большинства полевых аэродромов ограничивали действие наших самолетов. В то же время стационарные аэродромы на юге Украины и в Крыму позволяли противнику проводить воздушные операции с высоким напряжением. Враг усиленными темпами создавал так называемую «Голубую линию» на Тамани. День и ночь в воздухе проносились самолеты врага. В распоряжении фашистов были хорошие дороги, по которым мчались машины, транспортеры, двигались обозы. Нашим войскам из-за бездорожья боеприпасы, горючее и продовольствие доставлялись с перебоями. Все это часто просто переносилось на руках.
Сильная оборона немцев вокруг Краснодара включала в себя также все оборонительные сооружения, в свое время построенные советскими войсками и оставленные еще в августе 1942 года. Рвы и противотанковые сооружения, окопы и минированные участки дорог — все это надо было взять с боем.
С учетом сложностей наше командование вело подготовку к предстоящим боям.
В период наступления на Краснодар в феврале 1943 года 45-й истребительный авиационный полк базировался на аэродроме под Невинномысской. Как только подсох грунт, летчики полка стали совершать полеты, знакомясь с воздушной обстановкой и расположением запасных аэродромов. У станицы Поповической базировался 16-й истребительный авиационный полк. Часто действовать приходилось вместе. Между полками была отлично налажена связь.
Командир 16-го полка подполковник Исаев приказал старшему лейтенанту Фадееву:
— Завтра в 8.30 вылетите на задание с пятью экипажами. Получите позывные у начальника связи. Знакомить вас с воздушной обстановкой будет старший лейтенант Глинка. О встрече договоритесь заранее.
Фадеев повторил приказание. Позвонил Глинке, и они договорились о встрече над указанным пунктом в 8 часов. 38 минут.
Был поздний вечер. Николай Лавицкий вышел из КП и направился к месту, где расположились авиационные эскадрильи. Заглянул в комнату, в которой спали его боевые друзья. А там, за окном, привалившись спиной к зачехленному мотору, снятому с истребителя, сидел шофер бензозаправщика и, перебирая клавиши трофейного аккордеона, тихонько пел:
Под весенним ветром развезло дороги,
А на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге…
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.
Лавицкий выбрал в избе свободное место, расстелил плащ-палатку и лег. Однако, несмотря на усталость, уснуть сразу не мог. В сознании снова и снова проносился сегодняшний день — еще не долетев до фронта, он уже начал воевать. А вот как это произошло.
Сплошная облачность. Редкие окна. Обстановка была такая, что встреч с противником вроде бы и не предвиделось. Но вот в просвете облаков на секунду-другую показался «Ю-87». Показался и сразу исчез.
— Вижу «лапотника», — передал он по радио ведущему. — Атакую!
И резко довернув истребитель, взмыл вверх почти на полном форсаже мотора.
— Осмотрительность! — предупредил ведущий. — Не увлекайся. Знай, под нами город!
— Есть осмотрительность!
«Юнкерс» шел выше облаков, стараясь улизнуть.
— Это разведчик, — передал Лавицкий, и стал приближаться к вражескому самолету.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В небе Кавказа"
Книги похожие на "В небе Кавказа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Ковальковский - В небе Кавказа"
Отзывы читателей о книге "В небе Кавказа", комментарии и мнения людей о произведении.