Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Описание и краткое содержание "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать бесплатно онлайн.
Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времен Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом.
Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов.
Настоящий том охватывает эпоху от Юстина I (518–527) до Феодосия III (518–527).
XVI. СВЯТОЙ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ (527–565)
Глава 1. Св. Юстиниан и св. Феодора
Вступивший на царский трон св. Юстиниан был уже зрелым мужем и опытным государственным деятелем. Родившись ориентировочно в 483 г., в том же селении, что и его царственный дядя, св. Юстиниан был в юности затребован Юстином в столицу. Несколько слов о его детстве: родители императора Савватий и Виглениза были людьми самого простого звания и ревностными христианами. В кругу семьи будущий святой царь получил первоначальное представление о Православии и остался ему верным до конца своих дней. Вызванный дядей из деревни в столицу, когда ему было уже за 20 лет, он, неграмотный и простой юноша, под его чутким и отзывчивым опекунством получил прекрасное и разностороннее образование, в том числе богословское. После того как дядя усыновил его, юноша из чувства благодарности к нему сменил своё имя Петр Савватий на Юстиниан. Доброе отношение к нему дяди привело св. Юстиниана в число первых лиц Империи. Он последовательно становился комитом, патрицием, консулом, главнокомандующим войсками столичного гарнизона. Несколько лет св. Юстиниан провёл в качестве заложника (или дипломатического агента) при дворе Остготского короля Теодориха Великого. Помимо непосредственного знания варварских устоев и дипломатического опыта, он близко познакомился с жизнью Италии и глубоко проникся римскими идеями; самыми серьёзными его увлечениями, которым он сохранил верность всю жизнь, стало богословие и римское право[69].
Своим православием он нравился Риму, а благочестием — епископам и монахам. По одному преданию, за свою приверженность Православию они с дядей едва не пострадали: по наветам врагов Юстина, ненавидевших его за приверженность к Халкидону, велением царя Анастасия I он и племянник были брошены в темницу и собирались принять мученический венец. По счастью, до казни дело не дошло, и Анастасий через какое-то время освободил их[70]. На момент воцарения Юстиниану исполнилось 45 лет, он был высокообразованным и разносторонне развитым человеком. Достаточно сказать, что его педагогом был известный богослов св. Леонтий Византийский, а философии царя обучал св. Феофил.
Это был человек среднего роста, розовощёкий и несколько плотноватый, как многие крестьянские дети, но не толстый, простодушно круглолицый, с прямым носом и светлыми, вьющимися волосами. Среди пышного императорского двора с его сложнейшим этикетом царь демонстрировал неподдельную простоту обхождения: был доступен, милостив, незлобен и нетщеславен. Император отличался широкой благотворительностью и состраданием к несчастным, был щедр и незлопамятен к своим врагам, благодарен к старым слугам. В самых сложных обстоятельствах св. Юстиниан не терял хладнокровия и спокойствия духа, не позволял себе повышать голос и не опускался до личных оскорблений.
Несмотря на внешнюю пышность царского двора, св. Юстиниан вёл жизнь удивительной простоты. Император никогда не пил вина и был непритязателен к еде, ограничиваясь обычно малой порцией варёных овощей. Ревностный христианин, он строго постился и поэтому иногда по нескольку дней оставался вообще без еды или, как минимум, без твёрдой пищи. Царь не случайно получил прозвище «неусыпный»: он спал очень мало — не более 3–4 часов в сутки. Ложился спать глубокой ночью и вставал с рассветом, чтобы тут же начать работать. Он был военным стратегом, но не стал полевым полководцем и не испытывал желания водить войска в сражения. В некотором роде, это был типичный «кабинетный» учёный в сане царя.
Его трудолюбие не знало границ: зачастую он в ущерб ночного сна вообще не ложился отдыхать, изучая текущие дела Римской империи, жалобы лиц, записавшихся к нему на аудиенцию, и ведя богословские диспуты с епископами. О св. Юстиниане говорили, что он «император, который никогда не спит». Царь охотно собственноручно писал документы, и ему нельзя отказать в удивительной способности к труду, в чрезвычайной любви к порядку и во внимательной заботливости о регулярном ходе правления[71].
Об этом он открыто говорит в одной из своих новелл: «Случается, что целые дни и ночи мы проводим без сна в заботах о том, чтобы доставить полезное нашим подданным и вместе с тем угодное Богу. И не напрасно это бодрствование, ибо оно ведёт к планам дать счастливую жизнь, свободную от всяких попечений, нашим подданным и принять на себя заботу обо всех»[72]. Благороднейший мотив, замечательные слова!
Более того, его дворец был открыт всем посетителям — от высшей знати до рядового гражданина, и все имели возможность выказать императору свои просьбы или просить удовлетворения. Даже самые записные недоброжелатели св. Юстиниана Великого не могли сказать, что царь эгоистичен или злопамятен. Его скромность и даже аскетизм отмечали все современники. Нельзя не заметить, что «кабинетный» стиль своего правления св. Юстиниан компенсировал редким умением удачно подбирать назначенцев на самые ответственные должности. Причём ревностный христианин, император тем не менее доверял высшие государственные посты умеренным язычникам, например Иоанну Капподакийцу[73].
Но, как и любой смертный, император имел свои недостатки, вполне, впрочем, извинительные. В частности, он был недоверчив и стремился взять под личный контроль самые сложные и разнообразные дела, одновременно вынося судебные приговоры, выполняя работу архитектора, устанавливая налоги и описывая своим полководцам детальные планы кампаний. Однажды он писал своему вельможе такие строки: «Если какой-либо вопрос покажется сомнительным, пусть о нём доложат императору, дабы он разрешил таковой своей самодержавной властью, которой одной лишь принадлежит право истолкования закона». Поскольку же таких «сомнительных» дел накапливалось очень много, св. Юстиниан дни и ночи выполнял функции высшей судебной и законодательной власти.
На фоне такой централизации управления самые верные сановники и самые преданные военачальники опасались выглядеть чрезмерно самостоятельными, и никто никогда не имел гарантии, что избежит ложного обвинения в своеволии. Впрочем, для такого поведения императора были веские причины, и сам он едва ли мог быть уверен в том, что кто-то не пытается его обмануть или свергнуть с престола. По крайней мере, три раскрытых заговора против него не способствовали чрезмерному доверию к сановникам и столичной аристократии. Как ни странно, но при этом св. Юстиниан нередко был чрезвычайно доверчив к лицам из ближнего окружения, и слова, будто многие его добрые начинания не были реализованы вследствие бойкота высшего света или искажения велений царя, не кажутся преувеличением[74].
Брезгливо относясь к всевозможным случайным половым связям, презирая эту страсть, св. Юстиниан не был ловеласом и, прожив до зрелого возраста, так и не нашёл спутницу жизни. И вот тогда, когда ему исполнилось почти 40 лет, в жизни этого человека произошла удивительная встреча: он встретил свою единственную любовь — св. Феодору.
Будущая императрица родилась около 500 г. Вопрос о её родине до сих пор остаётся открытым: некоторые называют местом рождения св. Феодоры о. Кипр, другие — Сирию. Простое человеческое чувство нетерпимости к скабрезностям не позволяет удовольствоваться грязными пасквилями Прокопия Кесарийского в его «Тайной истории», где императрице уделено немало места, и обязывает нас воспользоваться более выдержанными в оценках источниками, не пытаясь ни облагородить её облик (а святая императрица в этом вовсе не нуждается), ни осквернить его. Почти достоверно известно, что она происходила из простой семьи, и её отец, дрессировщик медведей в цирке, погиб, когда св. Феодора и её сёстры были совсем девочками. Мать и дочки оказались в крайне бедственном положении. Хотя их глава семьи относился к ипподромной партии «зеленых», помощи от них женщины не дождались; помогли, как ни странно, их извечные враги «синие», давшие им приют и небольшое содержание.
Святая Феодора рано приобщилась к жизни простого народа и узнала далеко не лучшую её сторону — театральные подмостки. Но, с другой стороны, это знание дурных наклонностей и человеческих страстей помогло ей воспитать свой характер, привило стойкость и мужественность, глубокую неприязнь к человеческой непристойности. Едва ли могут возникнуть сомнения в чистоте её нравственных качеств и безосновательности возводимых на неё обвинений. Примечательно, что никто из современников, даже из числа тех, кто упрекал её в ереси, ни словом не упоминали каких-либо «увлечений молодости» святой царицы. Между тем очевидно, что будь слова Прокопия истинными, недоброжелатели не преминули бы упрекнуть её в безнравственности[75].
Сам св. Юстиниан не раз говорил о своей супруге, что она «является женщиной в высшей степени благочестивой». А суровость его законов в отношении прелюбодеяний, по-видимому, напрямую опровергает любые сплетни современных ей недоброжелателей о юности царицы — такая женщина, какой иногда рисуют императрицу, никогда не могла бы стать рядом с царём в качестве его законной супруги[76].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Книги похожие на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Отзывы читателей о книге "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III", комментарии и мнения людей о произведении.